Фрагмент для ознакомления
2
Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. По определению А. Ю. Александровой, туризм представляет собой совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, от личных от их постоянного места проживания и работы .
Современный религиозный туризм представляет из себя мощную, разветвленную мировую индустрию, которая охватывает самые разные сферы деятельности человека, так же он является одним из наиболее быстрорастущих сегментов индустрии.
Наибольшее распространение и популярность религиозный туризм начал приобретать в последнее десятилетие, занимая значительный сегмент международного туризма, абсолютный и пропорциональный рост этой доли туристского рынка является ведущим трендом в современный туристской отрасли .
Так, по оценкам ЮНВТО , ежегодно более 300 миллионов туристов посещают знаковые объекты религиозного туризма, это составляет почти 25% всех туристских прибытий, при этом доход от религиозного туризма на сегодняшний день составляет около 18 000 млн. долларов.
Ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991) А. Ю. Александрова выделила три главных критерия, которые позволяют включать туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличать их от других путешествующих лиц, к ним относятся : выезд за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте поездки, цель посещения.
Для того, что человек учитывался как турист, его пребывание на новом месте не должно превышать 12 месяцев, если он прожил где-либо больше года, то он автоматически переходит в категорию постоянных жителей .
Концепция обычной среды различается для каждого человека и на прямую зависит от мобильности человека от его социального и имущественного положения, а также мировосприятия и мотивации поездок .
Соответственно можно сделать вывод, что турист, путешествующим с религиозными целями, является человек, который выезжает за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.
Генеральный секретарь ЮНВТО T. Rifai отметил, что «Религиозный туризм – это трансформационная сила, разрушающая культурные барьеры и возводящая мосты между людьми, сообществами и нациями» .
Одним из первых определение религиозного туризма дал Гисберт Риншед, профессор института географии в Регенсбургском университете (Германия), он определил религиозный туризм как поездку, мотивированную исключительно или частично религиозными целями .
При этом в 1992 году в своей статье «Формы религиозного туризма», он постоянно заострял внимание на том, что паломничество имеет тесную связь с культурно-познавательным, и применяет такие понятия как «религиозный турист» и «паломник», «религиозное путешествие» и «паломничество» как синонимичные словосочетания.
Е.В. Печерица и Е.Е. Шарафанова дают определение религиозному туризму с точки зрения туристской активности, по их мнению, это деятельность включающая в себя организацию посещений туристами объектов, которые имеют связь с историко-культурным и природным наследием, а так же знакомство с различными религиями, историческими и культурными ценностями дестинации .
Религиозный туризм согласно определению ЮНВТО подразумевает под собой посещение священных мест той или иной религии, с целью выполнения определенной религиозной цели .
Поездки с религиозными целями принято делить на:
− религиозный туризм цель которого в основном культурно-познавательная, осуществление происходит в форме экскурсионных и ознакомительных поездок к объектам религиозного поклонения, находящимся вне обычной среды проживания туриста;
− паломничество – это уже узкоконфессиональная религиозная деятельность, которая представляет собой поездку верующих людей с целью посещения и поклонения святым местам, находящихся вне места их постоянного места жительства . ЮНВТО ставит религиозный туризм на пятое место среди побудительных мотивов к путешествиям .
Религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно — познавательной направленности. Как уже было сказано паломники интересуются непосредственно участием в религиозных культах, различные экскурсии, посещения музеев, выставки для них — вторичны, или вообще не интересны .
В последнее время к религиозному туризму стали относить так же непродолжительные миссионерские поездки, научные экспедиции, посещение конференций, посвященных тематике религиозного туризма, и пр. Что привело к расширению привычного понятия религиозный туризм, так как он охватил на не только верующих людей, но и тех кто занимается поиском смысла бытия и или находится на этапе переосмысления своего призвания и места в мире, и, соответственно, эти люди иначе воспринимают сакральные места и сами способы духовной поездки, в связи с чем большинство ученых предложили ввести определение «духовный туризм», а термин «религиозный туризм» считать устаревшим.
Духовный туризм охватывает не только традиционные религиозные поездки (в том числе и паломничество), но также учитывает другие важные мотивы туристов, которые в религиозных и псевдорелигиозных (например, мистических, светских паломнических и пр.) путешествиях ищут не единения с Высшей силой, с Богом, а пытаются переосмыслить свою жизнь, почувствовать духовное просвещение, понять свое место в мире, переоценить свои жизненные установки . Популярными направлениями в духовно-религиозном туризме являются поездки в различные центры духовной практики стран Востока, в первую очередь это Индия, Тибет, Китай, Непал и Япония, так же нужно отметить, что здесь духовно-паломнический туризм имеет очень тесную связь с лечебно-оздоровительным туризмом Например центр аюрведы в Индии, центр преподает духовные практики связанные с лечением и омоложением организма .
В настоящий момент описано много различных техник и практик по организации туров с религиозной тематикой, в разные страны, все они составляют богатейшую научно-методологическую основу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев О. Е. Религиозный туризм как тренд мировой и Российской туриндустрии: концептуальная сущность и модели развития / О. Е. Афанасьев // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. - №3.
2. Афанасьев О. Е. Объекты религиозного назначения Богородского городского округа Подмосковья как перспективные центры туризма: методология и практика оценки / О. Е. Афанасьев // Сервис в России и за рубежом. -2018. - Т.12. - №4(82). - С. 27-39.
3. Бондаренко Д. В. Аспекты правового регулирования паломничества и религиозного туризма на современном этапе / Д. В. Бондаренко // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015. - № 3. - С. 14-20.
4. Дульянинов А. Г. Феномен сакрального в контексте туристического нарратива / А. Г. Дульянинов // Вестник ИГЛУ. - 2012. - № 19. - С. 182–187.
5. Житенёв С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты / С. Ю. Житенёв – М.: Индрик, 2012. – С. 168.
6. Житенев С. Ю. Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом (аналитический обзор). / С. Ю. Житенев, В. С. Новиков, Ю. С. Путрик и др. - М.: Международная туристская академия, 2010. - 178 с.
7. Коростелев Е. М. Роль географии в формировании образа России для развития международного туризма / Е. М. Коростелев - Региональные и географические исследования. — СПб, Русское географическое общество, 2005. — С. 117–121.
8. Печерица Е.В. Паломнический туризм: сущностные аспекты / Е. В. Печерица, Е. Е. Шарафанова // Современные проблемы науки и образования. 2014.- № 6. - С. 572-572.
9. Прокопенко Т. А. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности / Т. А. Прокопенко, Д. В. Прокопенко // Материалы 6-ой международной научно-практической конференции г. Сочи, 16–19 мая 2006 г.: «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма», СГУТиКД. — Сочи, 2006. — С. 225–230.
10. Прокопенко Т. А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма: автореферат /Т. А. Прокопенко. - Краснодар: Кубанский государственный университет (Краснодар), 2016.
11. Якунин В. Н. Религиозный туризм как способ социальной адаптации населения в современной России / В.Н. Якунин // В сб.: Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект): Сб. мат. междунар. науч. конф. 2018. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С. 350-355.
12. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития / В. Н. Якунин // Культурное наследие России. - 2017. - №1. - С. 71-76.