Фрагмент для ознакомления
2
Сущность понятия административного правонарушения заключается в нарушении государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан и установленного административного порядка. Вред и общественная опасность являются основными объективными признаками правонарушения и отличают его от правомерных действий.
КоАП РФ дает следующее определение административного правонарушения: "Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом об административных правонарушениях субъекта РФ, установлена административная ответственность". Данное определение имеет следующий смысл: административное правонарушение - это деяние лица в форме противоправного, то есть действия или бездействия, не соответствующего требованиям (или запретам) закона. Действие лица носит волевой характер, т.е. имеет место определенная осознанность поступка или его направленность, желание достичь определенных противоправных или законных целей противоправным способом.
В нашей стране существуют различные юридически обязательные нормы, направленные на обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся, в частности, правила дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила охоты и рыболовства, правила в области здравоохранения, охраны окружающей среды, охраны памятников истории и культуры.
Юридически обязательные правила охватывают широкий круг субъектов. Одни правила направлены на всех граждан и юридических лиц, другие - на работников определенных отраслей экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - на должностных лиц, занимающих определенные должности в государственных, муниципальных, общественных или коммерческих организациях.
Существенной особенностью императивных норм является то, что эти нормы защищены административными санкциями, нарушение которых признается административным правонарушением, являющимся основанием для привлечения к административной ответственности. Иными словами, административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое установлена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Признаки административного правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного правонарушения. Там, где есть элементы административного правонарушения, нет состава административного проступка и административная ответственность может быть исключена.
Административные правонарушения - это общеобязательные правила поведения, установленные и охраняемые государством. Определяющими признаками административных правонарушений являются:
1.волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие. Действия отличаются активным поведением субъекта (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд);
2.антиобщественное поведение - это посягательство на интересы общества и государства, установленные правовыми нормами. Административный проступок наносит вред обществу и государству;
3.противоправность заключается в совершении деяния, нарушающих нормы административного права и других отраслей права (трудового, земельного, финансового и т.д.), охраняемых мерами административной ответственности. Административным проступком могут быть признаны только деяния, запрещенные законом;
4.виновность: деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. виновное лицо виновно. Деяние является выражением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности разумного человека. Не может быть признано административным правонарушением деяние, совершенное против воли лица, т.е. лицом, которое не может отвечать за свои действия;
5.наказуемость: деяние признается административным правонарушением, если нормами административного права предусмотрена ответственность за совершение этого деяния. Общественно опасные деяния, запрещенные законом, признаются административными правонарушениями только в том случае, если они влекут административную ответственность.
Каждое административное правонарушение характеризуется совокупностью вышеперечисленных юридических обстоятельств. Отсутствие одного из них означает, что данное деяние не является ни административно-правовым актом, ни самостоятельным правонарушением (преступлением).
1.2.Юридический состав административного правонарушения
Состав административного правонарушения характеризуется четырьмя элементами: объектом, объективной стороной, субъектом и субъективной стороной. Привлечение к административной ответственности возможно только при наличии в совокупности всех этих элементов, закрепленных в правовых нормах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами, охраняются и защищаются мерами административной ответственности. Объект может быть общим, родовым, видовым или непосредственным.
Общими объектами административных правонарушений являются права и свободы граждан, здоровье населения, собственность, природная среда, дорожное движение, связь и информация, коммерческая деятельность, органы государственной власти, административные процедуры, общественный порядок и общественная безопасность.
Каждое конкретное правонарушение имеет конкретный и непосредственный объект посягательства.
Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправное деяние (действие или бездействие), его антиобщественную направленность, противоправность, последствия и причинную связь между совершенным деянием и последствиями.
Субъектами административного правонарушения являются физические, должностные и юридические лица. Административная дееспособность физического лица возникает с 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, и применения мер, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав несовершеннолетних", оно может быть освобождено от административной ответственности.
Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям. Наличие вины является существенным признаком правонарушения, а отсутствие вины исключает признание деяния преступлением. Восприятие вины может быть выражено в форме умысла или неосторожности.
1.3.Виды административных правонарушений
В Кодексе об административных правонарушениях виды административных правонарушений составляют квалификационные группы, см.Приложение 1. Данная классификация видов административных правонарушений позволяет административным органам, должностным лицам и общественности четко и объективно ориентироваться в различных правовых запретах и обязанностях в сфере административной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность, и требовать от должностных лиц соответствующих действий и поведения. Определение длящихся административных правонарушений применяется и при классификации административных правонарушений.
Сама концепция длящихся правонарушений применительно к признанию таких административных деликтов основана на теоретических разработках и судебной практике, заимствованных из уголовного права и адаптированных к реалиям правоотношений, связанных со сферой административного регулирования. Однако если в уголовном праве теория длящегося состава в значительной степени разработана и применяется в судебной практике, то в отношении административных правонарушений ситуация сложнее.
Понятие длящихся правонарушений в большинстве случаев определяется судебными органами. Ученые предлагали и другие определения, например, "длящимся административным правонарушением признается предусмотренное настоящим Кодексом конкретное деяние, выразившееся в невыполнении обязанности, возложенной на физическое лицо законом под угрозой применения административного наказания, продолжаемое длительное время".
Административное правонарушение начинается со дня совершения такого деяния и заканчивается действием лица, его совершившего, свидетельствующим о прекращении продолжения административного правонарушения, либо наступлением события, исключающего возможность дальнейшего совершения административного правонарушения". Существенным отличием длящегося правонарушения от не длящегося (совершенного) является то, что во многих случаях в момент юридического окончания правонарушения правонарушитель еще находится в состоянии противоправного поведения, то есть до его фактического окончания (до момента завершения противоправного действия или состояния). Таким образом, в данной ситуации длящееся правонарушение прекращается, но противоправное действие или бездействие продолжается до его прекращения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст.2954
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 (ред. от 10.02.2009) "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ"// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2003. - № 3.
5. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
6. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
7. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
8. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
9. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
10. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): Монография. В 3 частях. Части 2 и 3 / П.П. Серков. Москва: Норма, 2018. 1088 с.