Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. История научно-технического развития этого периода в целом изучена достаточно широко. Актуаль-ность темы исследования тесно связана с текущей ситуацией в науке и тех-нике: прогрессивное развитие невозможно без понимания и осознания опыта прошлого. В историческом процессе постоянно присутствуют фак-торы, которые не только связывают прошлое с настоящим, но и во многом определяют современную историю.
В то же время чрезвычайно важно выявить основные закономерно-сти развития образования и научно-технической мысли в начале 20 века и изучить формы и методы образования и научного познания. И прежде все-го потому, что современные условия работы научной и просветительской мысли аналогичны формам начала 20-го века. Хотя они по-прежнему не находят работу ученого адекватной, а научное сообщество страдает от не-достатка финансирования, вопрос о том, как Россия может преодолеть от-ставание от Запада в области науки и технологий, снова стоит на повестке дня.
Наука и образование являются важной частью общественной жизни. Их история является примером современных научных и образовательных исследований. История идей, история методов, история эмпирических от-крытий - за всем этим стоят люди, их деятельность, условия этой деятель-ности, все социальное, идеологическое, морально-этическое.
В начале 20-го века Россия оставалась неграмотной страной. 76% населения составляли чернокожие. Более трети всех получивших образо-вание были в возрасте от 10 до 39 лет. Грамотных в городе было в 2,5 ра-за больше, чем в деревне. Примерно такое же соотношение было у гра-мотности мужчин по сравнению с грамотностью женщин. Уровень грамот-ности в округах значительно колебался. На Кавказе и в Сибири он немно-го превысил 12%, в Средней Азии - 5%. Государственные ассигнования на народное образование также были мизерными — 43 цента на душу насе-ления (в США 7 рублей, в Швейцарии 5,5 рублей, в Монголии и Германии 3,8 рубля) учителя получали самую низкую заработную плату по сравне-нию с другими странами.
Тем не менее, мировые достижения ученых и изобретателей, в том числе И.П. Павлова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, П.Н. Лебедева, Н.Д. Зелинского, Н.Е. Жуковского, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.С. Попова, Б. Малаховского и многих других, при-несли славу и процветание принесенный в их Отечество.
Научные открытия подорвали основы их представлений о Вселен-ной. Противниками материалистического учения были идеалисты - Н. Бер-дяев, С. Булгаков, С. Франк и др. Такая борьба была естественной и необ-ходимой, потому что только в споре рождается истина. Какой импульс его мыслям придавали и придают высказывания Н. Бердяева: «Цивилизация обезличивает. Личностное начало проявилось только в культуре» и т. Ключевский: «... Россией правили не аристократия и демократия, а бюро-кратия, то есть группа людей, действующих вне общества, объединенных только китайским производством?»
Вершиной эпохи критического реализма стало творчество Л. Тол-стого, Алехова, В. Короленко, И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, А. Ахматовой, С. Есенина и многих других русских писателей и поэтов. Глу-бокое проникновение в жизнь, правдивое отражение действительности, объективная критика существующих трудностей, забота о судьбе Отече-ства и народа, поиски нравственных и социальных идеалов характеризо-вали отечественную науку и образование начала 20 века.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить основные тенденции развития науки и образования в России в начале XX века.
Объектом исследования является процесс развития науки и образо-вания в России в начале XX века.
Предметом исследования являются основы и принципы развития науки и образования в России в начале XX века.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для развития науки и образования в России в начале XX века.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основные направления развития науки начала 20 века;
- изучить техническую мысль в научных обществах начала 20 века;
- детально проанализировать аспекты начального образования в России в начале 20 века;
- проанализировать аспекты среднего образования в России в начале 20 века;
- изучить аспекты высшего образования в России в начале 20 века;
- рассмотреть процесс демократизации образования в России в нача-ле 20 века.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. НАУКА РОССИИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
1.1 Основные направления развития науки начала 20 века
В этот период (начало 20-го века) наблюдается значительный рас-цвет науки. Вступление России в эпоху индустриализации ознаменовалось достижениями в развитии науки. В начале двадцатого века страна внесла значительный вклад в мировой научно-технический прогресс, получивший название «революция в науке», поскольку открытия, сделанные в этот пе-риод, привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире. Большое количество открытий в области физики, биологии и физио-логии человека, еще молодой психологии, географии и других наук. Есть такие науки, как космические путешествия, учения о биосфере и ноосфере.
Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двига-телей на двигатели внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия в области химии и металлургии. Именно российские ученые изобретают но-вые способы добычи нефти - важнейшего сырья для современных двигате-лей. Однако в большинстве случаев в России по-прежнему используются паровые двигатели. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) внес боль-шой вклад в развитие химии. Среди его достижений - создание периодиче-ского закона химических элементов. Наблюдается значительный расцвет науки. На этот раз этот подъем не только повлиял на культуру нашей страны, но и нашел свое место за ее пределами [12].
Книга Менделеева «Основы химии» переведена почти на все евро-пейские языки. Изобретение более мощных двигателей стимулировало разработку самолетов. В 18 веке существовала аэростатизация, но это бы-ли только дирижабли (которые появились в 1-й половине 19 века) и воз-душные шары (воздушные шары, воздушные шары, которые летают под воздействием теплого воздуха).
В начале 20-го века самолеты получили мощные (для того времени) двигатели. В России развитию моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкий (работавший в Германии в 1910 году), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух- и четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своими размерами, создав моторные самолеты.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель Ка-лужской гимназии К.Э. Циолковский. В 1903 году он опубликовал ряд блестящих работ, в которых обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели.
Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие законы, при-сущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромаг-нитным и др.), и сделал другие открытия в области волновой физики.
Выдающийся ученый В.И. Вернадский получил мировую извест-ность благодаря своим энциклопедическим трудам, которые послужили основой для возникновения новых научных направлений в геохимии, био-химии и радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере заложило основы современной экологии. Новаторство его идей осознается только сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Российская техническая наука конца 19 века и до Первой мировой войны представляла собой устоявшуюся систему институтов и научных школ со своими собственными эпистемологическими приоритетами. Си-стема образования и организация научных исследований были приняты Германией. Особое, ведущее место принадлежало университетской науке. В университетах работали крупнейшие ученые, были созданы ведущие научные школы [18].
Российские ученые внесли большой вклад в развитие биологии в конце 19 - начале 20 веков. Простое перечисление имен - Мечников, братья Ковалевские, Павлов, Сеченов, Бекетов, Навашин, Мензбир, Тимирязев и многие другие говорят сами за себя. Поэтому российские ученые никак не могли считать себя «провинциалами», тем более что все основные работы были опубликованы в самых известных европейских изданиях и получили широкий резонанс в Европе.
П.В. Волобуев в свое время отмечал, что основным недостатком ре-волюционной российской науки было ее отставание в численности ученых, особенно если сравнивать российскую науку с Соединенными Штатами с 1913 по 1914 год. Однако здесь необходимо учитывать финансирование американской науки, где в начале века и особенно после Первой мировой войны было создано большое количество частных неправительственных учреждений, различных обществ и фондов, предназначенных для под-держки наиболее перспективных исследований. Американский прагматизм и частный капитал очень быстро после окончания Первой мировой войны превратили Соединенные Штаты в одну из ведущих научных держав ми-ра, по крайней мере, Германия уступила свое лидерство в области биоло-гии. Итак, на пороге 1917 года российской науке не хватало масштабов в организации. Мы не должны забывать, что, как и в Германии, война ока-зала роковое влияние на российскую науку. И все же даже в годы, предше-ствовавшие революции 1917 года, российская наука отличалась высочай-шим профессионализмом, преданностью науке и творческой активностью, что позволяет говорить о ее высоком научном уровне и мировом автори-тете. В 1904 году И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за свои работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году И.И. Мечников был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов иммуните-та [7].
Академия наук была высшим научным учреждением в стране и со-стояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Российский археологиче-ский институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерва-тории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии. В 1916 году в России было 10 университетов, 17 технических, 10 сельско-хозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих и всего 100 высших учебных заведений.
Фабричная и заводская наука в дореволюционной России находи-лась на стадии становления. Лишь в нескольких крупных компаниях были лаборатории и конструкторские бюро. Отечественная техническая мысль того периода характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость российских научных учреждений от передовых стран в области оборудо-вания, лабораторного оборудования и химических реагентов. Если науч-ный потенциал дореволюционной России в целом по качественным пара-метрам (общий уровень развития науки и научно-технической мысли, глу-бина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступает потенциалу западных стран, то по количественным показателям он значи-тельно уступает. Техническая, экономическая и культурная отсталость страны представляла собой узкие рамки для научно-технического разви-тия. Промышленность не обращалась с просьбами к ученым и не нужда-лась в них [31].
Большинство научных институтов и университетов России были со-средоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо столиц, научными центрами были Харьков, Киев, Дерпт, Одесса, Варшава, Томск, в то время в России было более чем в 2 раза меньше университетов, чем в Германии. Полное отсутствие научно-исследовательских институтов в отрасли приве-ло к задержкам в проведении прикладных исследований и технических разработок. Слабая связь российской науки с производством не была пре-одолена, хотя в ходе Первой мировой войны в химической, электротехни-ческой и некоторых других отраслях промышленности были предприняты известные шаги в этом направлении.
После революции 1905 года царизм пошел на уступки в области об-разования и науки. После 1905 года общественность стала оказывать большее влияние на решение научных и организационных вопросов. Были открыты новые частные университеты (их число увеличилось вдвое с 1905 по 1911 год), открылись высшие женские курсы, лаборатории и институ-ты. Увеличилось количество научных учреждений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азовцев, Н.Н. В.И. Ленин и советская военная наука / Н.Н. Азовцев. - М.: Наука, 2015. - 360 c.
2. Артамонов, В.А. Итоги науки и техники: Алгебра. Топология. Геометрия (том 29) / В.А. Артамонов, А.А. Одинцов, В.В. Федорчук. - М.: [не указано], 1991. - 649 c.
3. Бахтурин, Ю.А. Итоги науки и техники: Алгебра. Топология. Геометрия (том 18): моногр. / Ю.А. Бахтурин, А.М. Слинько, Р.В. Гамкре-лидзе. - М.: [не указано], 1981. - 430 c.
4. Бессолицын, А. А. Государство и становление системы коммер-ческого образования в России на рубеже XIX-XХ вв. / А.А. Бессолицын. - М.: Институт российской истории РАН, 2015. - 226 c.
5. Вайнберг Джеймс Бонд. Наука и технологии / Вайнберг, Грэш Роберт; Лоис. - М.: Эксмо, 2009. - 272 c.
6. Ванагас, В.В. Итоги науки и техники: математический анализ (том 22) / В.В. Ванагас, В.А. Гинзбург, Р.В. Гамкрелидзе. - М.: [не указа-но], 1984. - 876 c.
7. Водопьянов, Е.В. Европа и Россия на карте мировой науки / Е.В. Водопьянов. - М.: Бимпа, 2002. - 446 c.
8. Голин, Г. М. Классики физической науки (с древнейших времен до начала ХХ в.) / Г.М. Голин, С.Р. Филонович. - М.: Высшая школа, 1989. - 576c.
9. Зеленов, М.В. Аппарат ЦК РКП (б) - ВКП (б), цензура и исто-рическая наука в 1920-е годы / М.В. Зеленов. - М.: Нижний Новгород: Нижполиграф, 2000. - 540c.
10. Исследования по истории и теории развития авиационной и ра-кетно-космической науки и техники. - М.: Наука, 1981. - 264 c.
11. История России: Пособие по истории для поступающих в вузы: Т.2. ХIХ – начало ХХ в. – М., 1994.
12. Капица, С.П. Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания / С.П. Капица. - М.: Наука, 2005. - 600 c.
13. Левшин, В.А. Магистр Рассеянных Наук: моногр. / В.А. Лев-шин. - М.: Детская литература, 1987. - 430 c.
14. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. Учебник для ВУЗов – М.: Проспект, 2009.
15. Пушкарева, В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 c.
16. Ракитов, А.И. Курс лекций по логике науки: моногр. / А.И. Ра-китов. - М.: [не указано], 2016. - 596 c.
17. Сайфуллин, Р.С. Достижения естественных наук и эра нобелев-ских премий / Р.С. Сайфуллин, С.В. Водопьянова, А.Р. Сайфуллин. - М.: Казань: Академия наук РТ, 1995. - 355 c.
18. Сеньобос Исторический метод в применении к социальным наукам / Сеньобос, Шарль. - М.: Т-во типографии А.И. Мамонтова, 2009. - 240c.
19. Соломатин, В. А. История науки. Учебное пособие / В.А. Со-ломатин. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 352 c.
20. Станюкович, Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии Наук / Т.В. Станюкович. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 2008. - 240 c.
21. Степанищев А.Т. История России. В 2 частях. Часть 1. XVIII - ачало XX века – М.: Владос, 2008.
22. Страхов, П. Ил. Краткая история академической гимназии, бывшей при Императорском Московском университете: моногр. / П.Ил. Страхов. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 153 c.
23. Сухова, Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в Рос-сии в XIX - начале XX в. / Н.Ю. Сухова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. - 676 c.
24. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. - М.: [не указано], 2020. - 412 c.
25. Торкунов, А.В. Категория политической науки / А.В. Торку-нов. - М.: РОССПЭН, 2002. - 656 c.
26. Традиции и новаторство в науке о русском языке / Ю.А. Бель-чиков. - М.: Высшая школа, 2004. - 192 c.
27. Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - 528 c.
28. Хаббард, Дианетика: эволюция науки / Хаббард, Рон. - М.: Нью Эра, 2007. - 200c.
29. Шеллинг, Ф. Идеи к философии природы как введение в изуче-ние этой науки / Ф. Шеллинг. - М.: Наука, 1998. - 817 c.
30. Шноль, С.Э. Герои и злодеи российской науки / С.Э. Шноль. - М.: [не указано], 1997. - 661 c.
31. Штайнер Истина и наука. Философия свободы / Штайнер, Ру-дольф. - М.: СПб: Деметра, 2007. - 438 c.
32. Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федоров А.С. Техника в ее исто-рическом развитии в конце 19 - начале 20 веков – М.: Нау