Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшей задачей права является регулирование общественных отношений. Целью и результатом правового регулирования общественных отношений является установление правопорядка. Задачей органов внутренних дел является поддержание правопорядка. Государство, как сложнейшая социальная система, осуществляет социальный контроль через свои правоохранительные органы. Поэтому вопросы управления имеют большое значение в деятельности органов внутренних дел. В обществе существует два основных вида управления: государственное управление и общественное управление .
Государственное управление - это управление обществом со стороны политической системы государства. Государственное управление осуществляется политическими партиями, профсоюзами и другими неправительственными организациями. Эти два вида управления не противоречат друг другу, а дополняют друг друга и образуют целостную систему социального управления. Важным и необходимым элементом государственного управления является правовое регулирование его задач и функций. Это усиливает разделение труда, способствует повышению ответственности каждого звена государственного аппарата, исключает дублирование и препятствует замене одного института другим.
Нормативные акты, определяющие полномочия государственных органов, освящают их деятельность, придают ей порядок и целенаправленность. Анализ литературы по государственному управлению и праву и работ по теории государственного управления (Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, Н. П. Коренев, Ю. М. Козлов, А. М. Омаров) показывает, что административная функция играет большую роль в достижении целей, поскольку различные Видно, что, хотя она и признается авторами, единого мнения о ее содержании и классификации нет.
В трудах большинства ученых и исследователей государственного управления смешиваются два несовместимых понятия: государственное регулирование и управление другими сферами жизни и управление как способ организации работы аппарата, обеспечивающего порядок в системе государственных институтов. Пожалуй, единственным исключением является позиция Д.Н. Бахраха, который четко выделяет собственно управленческую функцию как общий и типичный способ информационного взаимодействия субъекта и объекта социального управления, представляющий собой устойчивый, относительно самостоятельный и особый вид управленческой деятельности. Эта позиция наиболее близка к пониманию функций управления, разработанному в общей теории управления, которая различает функции системы управления и функции процесса управления, или функции-задачи и функции-операции соответственно .
Функция-задача специфична для каждого органа управления и отражает цель его создания и функционирования. Функция-операция представляет собой технологию административного процесса и является общей для всех административных органов. Отнесение деятельности к функции управления должно основываться на определенных критериях, таких как: непосредственная направленность этой деятельности на решение управленческой задачи, без которой управление было бы невозможно; ее сложность и возможность выделения ряда специализированных вариантов той или иной функции управленческой деятельности умение это делать и их относительная самостоятельность.
Таким образом, функции управления включают такие виды управленческой деятельности, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль. В рамках единой и непосредственной цели управления (обеспечение порядка и согласованности элементов системы) каждая из перечисленных функций имеет свои задачи, содержание и способ реализации.
Содержание управления раскрывает совокупность отдельных стадий (этапов) его осуществления. Управленческий цикл - это "повторяющаяся совокупность операций, последовательно выполняемых в той мере и в ходе которых объект управления достигает желаемых результатов - целей", т.е. пространственно-временная проявленная форма реализации функции управления. Управление органами внутренних дел направлено на обеспечение общественного порядка и безопасности, борьбу с преступностью, защиту прав, свобод и собственности граждан. Эти задачи выполняют полиция, подразделения внутренней службы, подразделения Государственной противопожарной службы и другие подразделения и службы внутренней службы. Общее руководство деятельностью органов внутренних дел осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Как глава государства Президент РФ издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью .
Президент назначает на должность и освобождает от должности министра внутренних дел, командующих внутренними войсками, при необходимости вводит чрезвычайное положение на территории РФ в целом или на отдельных территориях.
Правительство РФ объединяет, направляет и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью. Непосредственное руководство органами внутренних дел возлагается на органы Министерства внутренних дел РФ.
Министерство внутренних дел РФ как федеральный орган исполнительной власти осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в области защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, а также непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел.
Управление органами внутренних дел включает в себя сложную систему прямых и обратных связей. Структура системы информационных связей отражает организацию системы управления и ее функции Процесс управления представляет собой процесс циркуляции и преобразования информации. Специфика задач в системе органов внутренних расследований объективно обуславливает реализацию принципа единоначалия. Реализации этого принципа способствует иерархический характер системы и соподчиненность ее структурных элементов. Управленческая информация (приказы, распоряжения и т.д.) имеет прямую связь, так как идет от объекта управления к объекту управления. Однако возможны случаи, когда допустимо обойти иерархию управления и отдать приказ. В отличие от прямых связей, обратные связи более разнообразны .
Их систему можно разделить на три коммуникационные подсистемы:
-информация об изменениях в функционировании подсистем в системе органов внутренних дел;
-предоставление информации о состоянии преступности и общественного порядка
-осуществление информационного воздействия других государственных органов и органов государственной власти.
1.2.Особенности правового обеспечения деятельности органов внутренних дел
В процессе политической, экономической и административной реформы государственного устройства, укрепления гарантий прав и свобод граждан в значительной степени возросла роль и значение юристов и юридических служб в органах государственной власти.
Сегодня, анализируя деятельность по формированию и укреплению правового сектора федеральных органов исполнительной власти, наиболее положительный опыт в этой области следует отметить в работе МВД России.
5 мая 1718 года (5 июня по новому стилю) Петр I учредил должность комиссара полиции Санкт-Петербурга и издал распорядительный документ под названием "Дела, порученные комиссару полиции Санкт-Петербурга". Этот документ устанавливал план деятельности полиции и определял роль полиции в российском государстве.
Определенная Петром I как "душа прав гражданских и всякого порядка, основание безопасности и удобства человеческого", российская полиция с момента своего создания осуществляла деятельность, связанную с охраной общественного порядка, борьбой с преступностью и обеспечением общественной безопасности. В обязанности полицейской организации входило ловить воров, следить за буйными людьми, пресекать уличные драки, следить за соблюдением строительных и пожарных норм, содержать улицы в чистоте, не допускать порчи торговых товаров и предотвращать мошенничество в торговле, такое как обвешивание и перебор .
Первоначально полиция, как правило, работала на милицию других министерств. Служащие подчинялись офицерам-аристократам; в 1719 году для полицейских чинов была введена специальная форма. Им полагалась куртка василькового цвета с красными манжетами, зеленый камзол и короткие брюки василькового цвета. При поступлении на службу полицейские давали присягу, клянясь служить царю как "верные, добрые и послушные слуги", после чего целовали Евангелие и крест.
Министром внутренних дел Российской империи с 1802 по 1823 год был граф Виктор Павлович Кочубей. На посту министра Кочубей успешно реорганизовал поддержку населения от неурожаев, развивал торговлю и способствовал укреплению общественного порядка. Современники отмечали, что Кочубей обладал незаурядным умом, наблюдательностью, умением быстро вникать в суть проблемы и устанавливать контакт с народом; князь И.М. Долгоруков писал о нем, что "не было в России министра более мудрого и достойного своей должности".
Деятельность полиции в Российской империи регулировалась рядом изданных в разное время уставов, в основном ведомственных, и в начале XX века возникла необходимость в кодификации законодательства о полиции; с 1906 года практически непрерывно работала Комиссия по реформе полиции. Ее проекты обычно сводились к одному: объединению всей полиции под единым началом. 23 октября 1916 года, еще до революции, император утвердил Положение об укреплении полиции 50 государств рейха и улучшении служебного и материального положения полицейских чиновников с целью повышения эффективности работы полиции. Согласно этому постановлению, количество полицейских в городских поселениях определяется в соотношении один полицейский на каждые 400 человек мужского и женского населения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
4. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 29.09.2022) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" // www.pravo.gov.ru, 06.05.2023.
Основная и специальная литература:
5. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
6. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
7. Безруков А.В., Савоськин А.В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 25 - 31.
8. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13 - 16.
9. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
10. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы РФ : учебник для вузов / А. В. Гриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 298 с.
11. Дубровин А.К., Мельников В.А. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 49 - 52.
12. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
13. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
14. Правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 362 с.
15. Правоохранительные органы : учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 601 с.
16. Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.] ; под редакцией В. М. Бозрова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с
17. Шульгин С.И. Социально-правовой статус правоохранительных органов России: Учебн. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. 143 с.