Фрагмент для ознакомления
2
В конкурентной борьбе на современном этапе развития экономики многие предприятия стремятся использовать преимущества планирования, поскольку при планировании своей хозяйственной деятельности финансовые показатели предприятий значительно выше, чем у предприятий без систематического планирования.
Поэтому любой предприниматель, который хочет успешно заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночных условиях, должен иметь полностью подтвержденный подробный план - документ, который определяет бизнес-стратегии и тактику, выбирает цели, технологии, наработки, а также организует производство и продажу продукции.
Новому бизнесу всегда необходимо принимать важные первоначальные управленческие решения о своем развитии, поэтому бизнес-план - очень хороший инструмент для анализа и прогнозирования будущего состояния компании. Предпринимательство - это огромный риск, поэтому на начальном этапе оно требует тщательного расчета и умения правильно прогнозировать тенденции развития бизнеса.
Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый для развития новых направлений деятельности компании и необходимое условие для создания нового вида бизнеса. Бизнес-план может быть сформулирован как для нового, вновь созданного предприятия, так и для существующего хозяйствующего субъекта на следующем этапе его развития [3.с. 125].
Бизнес-планирование решает следующие важные задачи:
-определяют жизнеспособность и будущую устойчивость предприятия, а также способны указать пути снижения риска предпринимательской деятельности;
-конкретизируют перспективы развития бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
-могут привлекать внимание и интерес инвесторов к своим проектам, а также приглашать потенциальных инвесторов в компанию,
-помогают приобрести ценный опыт планирования и выработать перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду [9.с. 203].
В отличие от традиционных планов, бизнес-планы учитывают не только внутренние цели предпринимательских организаций, но и внешние цели отдельных лиц, которые могут быть полезны новому бизнесу, в дополнение к инвесторам, потенциальным потребителям и ресурсам компании.
Уровень подготовленных бизнес-планов стал показателем надежности и серьезности предпринимателей и их бизнеса. Обычно бизнес-план является критическим моментом для предпринимателей при начале переговоров с возможными инвесторами (такими как финансовые учреждения, банки). Бизнес-планы особенно важны при ведении переговоров с иностранными компаниями, инвесторами или поставщиками и потребителями.
Бизнес-план, как и другие планы компании, имеет внешнюю направленность и становится продуктом, продажи которого должны приносить максимально возможную выгоду.
Бизнес-план выполняет еще одну важную в экономике государства функцию - это инструмент для процесса приватизации государственных предприятий, поскольку он используется для обоснования предложения по приватизации, определения объема задач, связанных с восстановлением (санацией) приватизированных предприятий. Бизнес-план включается в проспект ценных бумаг, выпущенных в ходе акционирования экономической организации. Бизнес-план постоянно адаптируется к новым условиям деятельности компании, что делает его эффективным инструментом оценки фактических результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Следовательно, для преодоления кризисной ситуации предприятиям необходимо объединить планирование и разработку бизнес-планов во взаимосвязанную систему прогнозирования в качестве основы для заключения предприятиями и контрагентами долгосрочных контрактов в ходе хозяйственной деятельности. [8.c.67].
1.2 Методика составления бизнес-плана
При рассмотрении методической и информационно-методической базы разработки бизнес-плана предприятия необходимо также провести расчеты основных показателей его разделов. Рассмотрим более подробно методические положения основных разделов бизнес-плана, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Методика формирования разделов бизнес-плана
Раздел
бизнес - плана Отражаемые показатели Требуемая
информация
1 2 3
1. План маркетинга -Емкость рынка
-Конкурентная среда
-Ценовые стратегии
-Целевые сегменты
-Новизна продукции В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в
-Возможности предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
- Информация о емкости и сегментации рынка;
-Информация о конкурентах на данном рынке сбыта и конкурентной среде
-Информация о сбытовой политике и сбытовой стратегии предприятия
2.План производства -определение поставщиков товаро-материальных
ценностей
-схема производственного процесса
-расчет прогнозных объемов производства продукции и
-объемов продаж
-Определение производственной программы нового предприятия, дается подробное описание производственного процесса и точное определение себестоимости производимого продукта.
-Приводится информации о производственном процессе производства продукции; потребности в производственных помещениях, их площади, потребность в земельных участках
-Потребность в оборудовании и материальных ресурсах
-Информация о потребности в средствах на оплату труда
-Информация об планируемых объемах продаж и необходимых инвестициях
-Информация о затратах по статьям затрат на производство продукции
1 2 3
3.Организационный план -Организационно-правовая форма
-Организационный план предприятия
-Организационная структура
-Набор персонала -Обосновывается организационная структура предприятия.
-Информация о взаимодействии, координации и контроле деятельности служб и подразделений нового предприятия
-Информация о потребности в персонале, условиях набора и подготовки кадров, условиях оплаты труда, а также информация о правовых аспектах деятельности нового предприятия (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения, патентной защиты)
4. План по рискам -финансовые и производственные риски -Приводится информация по оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.
-Информация о простых рисках, из которых выбираются наиболее важные.
-Информация о финансово- экономических рисках
5.Финансовый план -эффективность бизнеса
-планируемый объем выручки
-планируемый объем прибыли
-нахождение точки безубыточности -Обобщающая информация по всем предшествующим материалам разделов бизнес-плана и информация, представляющая их стоимостную оценку.
-Приводится информация о эффективности предлагаемого бизнеса
-Информация о конечных результатах деятельности предприятия
Ключевым разделом бизнес-плана является план маркетинга, на основе которого в дальнейшем будут обоснованы следующие разделы предлагаемой программы развития компании. В этом разделе бизнес-плана представлена стратегия продвижения товара на рынке, анализ ценовой политики, рекламы и методов стимулирования продаж.
План производства и реализации в условиях рынка становится частью плана сбыта предприятия, и он составляется в натуральном и стоимостном выражении.
Организационный план формируется тогда, когда реализация программы бизнес-плана влечет изменение производственной и управленческой структуры предприятия, например, создание новых цехов, открытие представительств и филиалов и прочее.
Финансовый план содержит основные сведения о наличии финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации проекта - собственные и заемные средства.
План по рискам содержит основные сведения о предпринимательских рисках, связанных с созданием нового продукта и выведением его на рынок товаров, а также мероприятия по снижению этих рисков.
Таким образом, разрабатывая бизнес-план, предприятие исходит из своей миссии, которая заключается в удовлетворении соответствующих потребностей физических и юридических лиц.
1.3 Структура и содержание бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой официальный документ, который оформлен в соответствии с пожеланиями и требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и прочих третьих лиц. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и прочее. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес-планирования.
Состав, структура и объем бизнес-плана предприятия определяются спецификой планируемого вида деятельности, размером предприятия и целью его составления. Следует отметить, что, чем крупнее компания, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов бизнес-плана. У небольшого предприятия бизнес-план значительно проще по составу, структуре и объему, чем аналогичный план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависят от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия числа конкурентов и перспектив роста компании, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предпри¬ятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана для более пристального изучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вартанов А. С. Бизнес-план. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 235 с.
2. Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 2018. – 372 с.
3. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. – Мн.: ООО «Новое знание», 2020. – 304 с.
4. Кадацкий В.Т. Затраты и прибыль. // Экономист. - 2021. - №7. - С. 79-83.
5. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. – М.: РМАТ, 2019. – 460 с.
6. Максютов А.А. Бизнес-план предприятия. М.: ПРИОР, 2019. - 290 с.
7. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. М.: Дашком и К, 2016. - 164 с.
8. Попов В.М. Финансовый бизнес-план. М.: Финансы и статистика, 2017. - 480 с.
9. Палли М. Справочник современного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. – М.: Приор, 2020. – 148 с.
10. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2018. – 160 с.
11. Ушаков И.И. Бизнес-план. СПб.: ПИТЕР, 2018. – 223 с.
12. Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Приор, 2018. – 385 с.
13. Хоркина А.М. Финансовый план предприятия. М.: Юнити, 2016. – 238 с.
14. Яковлев Ю.Р. Разработка финансовых показателей предприятия. Практическое пособие. М.: ПРИОР, 2019. – 216 с.