Фрагмент для ознакомления
2
Право не в состоянии функционировать без государства, равно как и государство по отдельности не может существовать без права, т.к. правовые формы организации жизни общества свойственны только государству. Главной и решающей стадией при возникновении права является правотворчество, одновременно признающееся одной из отличительных его особенностей.
Правовой политикой признается политика, основанная на праве. Будучи осознанной и консолидированной, эта политика выражается, главным образом, в законах, конституциях, кодексах, других базовых правовых актах. В правовой литературе отмечается, что правовая политика, несмотря на все разнообразие характерных признаков и определений этого явления, понимается в обществе только в качестве правотворческой политики.
В настоящее время при создании единого правового пространства законодательная власть обращает собственное внимание на объективную потребность построения правовой политики в законотворческой сфере.
Современные разработки исследователей по проблемам правовой политики даже на этапе общей теории права ориентированы, главным образом, на законотворческий процесс, на возможность выражения теоретических концепций в жизни при определенных преобразованиях правовых актов. Проблема законотворческой политики считается одной из наиболее актуальных проблем теории правоведения .
Правотворчество представляет из себя структурную часть законодательного процесса, который между тем считается более широким по объему, включая в себя кроме процедуры формирования, изменения и отмены правовых норм, деятельность, которая связана с созданием и управлением правотворческим процессом (ее нельзя представить без использования государственного влияния), проработку концепции, тенденций правотворчества, задач, целей, приоритетов правотворческой политики.
Субъектом правотворческой деятельности может быть как государство, так и разные общественные силы, во-первых, политические институты. Можно вести речь о правотворчестве определенного государственного органа – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии или группы лоббистов. Правотворчество государство – это не что иное, как влияние государства на правотворческий процесс, обладающий осмысленным и систематизированным характером.
Правотворческая форма реализации на практике правовой политики главным образом отражает направление и стратегические основы правовой политики. Между тем выделять ее абсолютность, как наиболее важную форму реализации правовой политики, согласно позиции В. Н. Протасова, вряд ли можно признать обоснованным. Общеизвестно, что любые, наиболее справедливые, правдивые и выверенные решения в области правотворчества не будут реализованы полностью, если не будут предусмотрены сильной политикой в области правоприменительной деятельности.
Именно в сфере правоприменительной деятельности реализуется потенциал и сущность правотворчества, именно здесь очень ярко выражается как правовая культура, так и правовой нигилизм, правовое бескультурье.
Между тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность представляется возможной только при наличии регламентированной законотворческой основы, т.е. правотворчество, а равно правотворческая политика имеет приоритет в отношении правоприменительной практики. Без правовой базы, созданной по результатам правотворческого процесса, сложившегося под влиянием правотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности не представляется возможным.
В любом случае правотворческая политика предшествует и определяет правоприменительную политику, по этой причине мы придерживаемся позиции, что лидерство в системе имеющихся направлений правовой политики РФ принадлежит законотворческой форме, которая выражается и реализуется в научно обоснованном принятии, изменении и отмене специально уполномоченными органами правовых актов и юридических договоров, в возникновении массива нормативных положений, составляющих регулятивную основу правовой политики. Согласно позиции исследователей, основная проблема здесь заключается не в числе юридических документов, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. А для этого требуется решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и учитывать приоритеты.
Принципы правотворчества – это базовые государственно-правовые идеи, требования, являющиеся ориентиром, методологической основой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей и соответствует собственному настоящему предназначению только в том случае, когда оно основывается на принципах, реализованных на практике .
К таким принципам относятся:
1) принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической юридической природе, предполагающий, что принимаемые правотворческим субъектом правовые акты предназначены формировать, защищать человеческие ценности, естественные права человека, правовыми средствами формировать условия и систему претворения их в жизнь;
2) принцип демократизма, которые предполагает признание органом государственной власти или непосредственно самим народом исключительного права на издание законов; демократические механизмы обсуждения и принятия юридических актов, в частности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан в нормотворчестве, применение института общенародных обсуждений законопроектов, освещение процесса нормотворчества в СМИ и т. д.), обнародование законов и других юридических актов;
3) принцип законности, который предполагает, что юридические акты подлежат изданию специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Их принятие базируется на учете принципа разделения властей, а в государстве с федеративным устройством, помимо этого, неукоснительном соблюдении принципа, отграничения предметов ведения и компетенции между органами федерации и органами власти государства субъекта РФ; соответствуют Конституции государства и действующему законодательству; принимаются согласно с установленными законом законотворческими процедурами; внешне выражаются в форме, установленной законодательством, учитывают сформировавшуюся иерархию, либо субординацию, действующих юридических актов;
4) принцип научности, либо научный характер правотворчества который означает, что правотворчество призвано устанавливать объективные потребности развития общества при принятии, преобразовании и отмене правовых актов, придании им той либо другой правовой формы; учитывать достижения правовой науки и потребности социальной практики; базироваться на компетентном мнении ученых-юристов, их участии при разработке и подготовке проектов юридических актов; применение в правотворчестве способов и приемов научного анализа, научных достижений и строгое следование критериям оценки;
5) принцип компетентности, либо профессионализма правотворчества, который предполагает:
а) привлечение к правотворческой работе специалистов, которые обладают специальными знаниями по профессии в сфере правотворчества, в совершенстве владеющих техников правотворческой работы. Применение такого рода экспертов (социологов, правоведом, экономистов, финансистов, лингвистов, политологов и т.д.) должно обеспечить необходимую подготовку проекта закона, свободного от ошибок общественного, так и правового характера;
б) высокий уровень профессионализма субъектов правотворчества, тех, кто занимается принятием правотворческих решений, соглашаясь с оценками экспертов либо отвергая их.
6) принцип обеспечения правотворческого процесса. Его специфика состоит в применении в правотворческой практике механизма специальных средств, организационно-технического, правового характера, при организации правотворческой деятельности, которые призваны установить выработку специальных методов правотворческого влияния на принятие обоснованных юридических актов.
1.2. Стадии правотворчества
Стадии правотворчества – это последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов. Наиболее развернутой формой правотворческой деятельности является законодательная практика .
Право законодательной инициативы – это закрепленное Конституцией РФ право вносить в Государственную Думу проекты федеральных конституционных, федеральных законов, или же законов, а также право предлагать внести изменения и дополнения в ныне действующие нормативно-правовые акты, а также признание некоторых законов утратившими силу, т.е. не имеющими юридическую силу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 23.12.2022) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
8. Ахметзянова Р.Р. Основные стадии правотворческого процесса // Право и государство: история и современность, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.14-18
9. Кагерманов А.С.С. Некоторые аспекты правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Право и практика». - 2019. - № 1. - С. 53-57.
10. Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права [Текст] / В.Н. Корнев // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2017. – № 8 (48). – С. 35-38
11. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
12. Магомедова Е.А., Нефедов К.В. Актуальные проблемы правотворчества в контексте механизма правового регулирования // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 1. - № 9 (25). - С. 618-621.
13. Марудина И.Э. Правотворчество: понятие, принципы, виды // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 17. - С. 205-206.
14. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России: учебное пособие : в 2 т. Т. 1. Государство. — Москва : Проспект, 2019. — 640 с.
15. Махрова Е.И. К вопросу об определении понятия «правотворчество» в юридической науке // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных статей. - 2018. - С. 142-146.
16. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
17. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2019. - №4 (129). – С. 57-60
18. Пискунова О.В. Правотворчество как форма обеспечения реализации правовых норм // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 5 (130). - С. 23-29.
19. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. -2018.- N 1. С. 7-9
20. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум / В. Н. Протасов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
21. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 443 с.
22. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы российского права». — 2020. — Т. 15. — № 2. — С. 26-28
23. Симонов Г.С. Правотворчество как вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы права, экономики и управления». - 2017.- С. 156-161.
24. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – С. 106
25. Теория государства и права: учебник / С.Б. Зинковский [и др.]. — Москва: Статут, 2019. — 512 c.
26. Шабуров А.С. Правотворчество: понятие и содержание // Журнал «Личность, право, государство». - 2019. - № 2. - С. 67-69