Фрагмент для ознакомления
2
Часть 4 ст.35 УК РФ предусматривает, что преступление совершено организованной группой или совокупностью организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединились для совместного совершения одного или нескольких тяжких преступлений либо особо тяжких преступлений в целях прямого или косвенного получения финансовой или иной материальной выгоды объединенные с целью получения прямой или косвенной финансовой или иной материальной выгоды, считается совершенным преступным сообществом (преступной организацией ).
В области изучения уголовного права существует мнение, что данное определение неудачно, оказывает негативное влияние на практику и не позволяет правоохранительным органам и судам без сомнения определить признаки преступного сообщества (преступной организации) и тем самым отличить их от других организованных преступных групп.
Так, по настоящему делу было установлено, что организованная группа обладала устойчивостью, которая определялась стабильностью основного состава участников, согласованностью их поведения при совершении преступлений, унификацией способов совершения преступлений и предварительным распределением ролей, длительным сроком существования.
Группа также была организованной, что определялось наличием ведущей роли лидера, выражающейся в четком распределении ролей между соучастниками, планировании преступной деятельности на длительный период времени и координации поведения всех участников группы со стороны лидера.
Кроме того, участники придерживались определенных правил безопасности, использовали технические средства, применяли специальную терминологию, связанную с наркотическими веществами, а некоторым установленным лицам были присвоены псевдонимы.
На основании представленных доказательств государственный обвинитель посчитал, что было полностью установлено, что обвиняемый совершил преступления в составе преступной организации (преступной группы).
Однако суд не счел его утверждения в этой части дела безусловным основанием для существования преступной организации, но отметил, что они характерны и для организованной преступной группы. Кроме того, Суд отметил, что наличие субординации и разделения функций между соучастниками не может квалифицироваться как структурированная преступная организация.
Исходя из законодательного определения, основными признаками для квалификации группы в качестве преступного сообщества (преступной организации) можно выделить ее форму, с двумя альтернативными вариациями, и цель деятельности .
Преступные сообщества характеризуются особой формой организации и могут осуществлять преступную деятельность в виде организованных групп или в виде объединений организованных групп, действующих под руководством одного лидера. В обеих формах основным понятием является организованная группа, которая, согласно ч.3 ст.35 УК РФ, представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Устойчивость - это тот признак, который отличает организованную группу от группы по предварительному сговору по мнению законодателя. В то же время устойчивость также является необходимой характеристикой преступного сообщества, определяемого законодателем через понятие организованной группы.
В судебной практике сложилось определенное понимание критериев устойчивости в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм " показано, что об устойчивости банды свидетельствуют тесные взаимоотношения между ее членами, координация их поведения, стабильность структуры, количество совершенных преступлений, длительность существования, постоянство форм и методов преступной деятельности.
В исследованиях по уголовному праву также перечисляются следующие критерии устойчивости: постоянство структуры, длительность существования, конспирация и маскировка преступных действий, тщательная подготовка каждого преступления, распределение ролей, независимость от внешних лиц, постоянство средств и методов, используемых при совершении преступлений.
В качестве характеристик устойчивости применительно к преступным организациям (преступным сообществам) отдельно хотелось бы отметить инертность и адаптивность, то есть способность продолжать преступную деятельность, несмотря на длительное сопротивление правоохранительных органов, и возвращаться к исходному состоянию функционирования в случае вынужденных отклонений, связанных с этим сопротивлением.
Поскольку устойчивость является существенным признаком преступного сообщества, это также отражено в судебных решениях по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.210 УК РФ. Это также отражено в решениях по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.210 УК РФ. Одной из альтернативных форм преступного сообщества (преступной организации) является структурированная организационная группа - группа лиц, предварительно объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, состоящая из подразделений (подгрупп, звеньев и т.д.) и характеризующаяся стабильностью состава и согласованностью действий.
Помимо единого руководства, она характеризуется взаимодействием различных подгрупп для осуществления общего преступного замысла, распределением функций между подгруппами, возможной специализацией в выполнении определенных действий при совершении преступлений и другими формами, гарантирующими деятельность преступной группы (преступной организации).
В отличие от других видов преступных групп, в том числе обычных организованных групп, данная форма преступной группы характеризуется более сложной внутренней структурой, так называемым структурированным признаком, который законодателем не объясняется.
Однако его значение в сфере уголовного права подчеркивается в судебной и следственной практике, так, например, Н.В. Кузнецова утверждает, что преступные организации обязательно должны быть структурированными.
Под структурированностью следует понимать специфический характер внутренних связей и отношений преступной организации с внешней средой.
Д.А. Безбородов выделяет следующие признаки: многоуровневые отношения внутри организации, наличие особой микросреды и финансовых институтов, особенности управления, связанные со стадийностью и многозвенностью, наличие уникальной "социальной сферы", обеспечивающей поддержку членов организации под криминальным воздействием .
Под структурной единицей преступного сообщества понимается функционально и/или территориально независимая группа из двух и более лиц (включая лидера такой группы), осуществляющая преступную деятельность в рамках преступного сообщества и в соответствии с его целями. Некоторые ученые считают такие структурные единицы организованными группами со всеми признаками, присущими подобным формам сговора. Такие структурные подразделения могут выполнять не только отдельные преступления (например, взяточничество, подделка документов), но и другие задачи, направленные на обеспечение функционирования преступной группы, такие как предоставление юридических консультаций, сбор информации, необходимой для их деятельности, разведывательная деятельность и транспорт.
Как отмечает Д. Токманцев, "структурность" имеет как количественный, так и качественный аспект, например, функциональное или региональное разделение структурных единиц и наличие сложных организационно-административных отношений, присущих их иерархии и стабильности.
Функциональная сегрегация относится к специфической структуре преступного сообщества, когда каждое из его структурных подразделений отвечает за выполнение конкретной деятельности, не дублируя функции других. Территориальная сегрегация подразумевает, что структурное подразделение осуществляет свою деятельность на конкретной территории, определенной руководством (например, в конкретном субъекте, городе, районе и т.д.). Однако, в отличие от функциональной сегрегации, она подразумевает возможность одновременного выполнения несколькими группами одних и тех же функций на одной географической территории. Таким образом, преступные сообщества (преступные организации) могут существовать в виде структурированных организационных групп со своими специфическими характеристиками. Тем не менее, теоретическая оценка неоднозначна.Основная критика заключается в том, что сами организованные группы могут иметь сложную структуру .
Следующим обязательным признаком преступного сообщества (преступной организации) является цель, ради которой оно создается: совместное совершение одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.
По поводу важности установления критерия цели высказываются различные доктринальные точки зрения, одна из которых требует его закрепления, в частности, для отличия от других форм сговора, а другая - неполноты установленных положений, что фактически приводит к ложному пониманию природы преступной организации (преступного сообщества). Индикативный.
Указание на цель создания преступных сообществ (преступных организаций) - совершение тяжких или особо тяжких преступлений - воспринимается неоднозначно.
Многие авторы считают необоснованным ограничение цели функцией, которая определяется тяжестью планируемого и совершаемого преступления. Во-первых, это может непреднамеренно сузить понятие организованной группы или необоснованно идентифицировать такую группу как преступную, если она совершает тяжкие или особо тяжкие преступления.
Во-вторых, преступные сообщества (преступные организации) могут создаваться для совершения других категорий преступлений.
Однако в действительности большинство преступлений, совершаемых преступными группами, являются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, хотя есть и исключения, например, незаконная предпринимательская деятельность (ст.171 УК РФ) и организация проституции (ст.241 УК РФ).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I.Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
3. Федеральный закон от 01.04.2019 № 46-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности" // Собрание законодательства РФ. – 2019. - № 14 (часть I). - Ст. 1459.
II.Учебная и научная литература
4. Боровиков В. Б. Уголовное право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования. – Москва : Издательство Юрайт, – 2023. – 265 с.
5. Витюгов И.А. Незаконное лишение свободы: понятие, признаки, ответственность // СПС КонсультантПлюс. 2023.
6. Козаченко, И. Я. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 430 с.
7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Р.О. Долотов и др.; под ред. Г.А. Есакова. 9-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2021. 816 с.
8. Лихолетов А.А. Новое в уголовном законодательстве в части противодействия организованной преступности: проблемы и пути решения / А.А. Лихолетов, М.У. Михайлов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2019. - № 2. - С. 32-40.
9. Мондохонов А.Н. Новеллы уголовного законодательства в сфере противодействия организованной преступности: комментарий и проблемы применения / А.Н. Мондохонов // Уголовное право. - 2019. - № 3. - С. 53-58.
10. Момотов В.В. Роль судебной практики в правовой системе: российский опыт в мировом контексте / В.В. Момо- тов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 5. - С. 40-49.
11. Сверчков В.В. Уголовное право. Особенная часть : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Сверчков// - Москва : Издательство Юрайт, – 2023. – 280 с.
12. Скобликов П.А. Высшее положение в преступной иерархии: уголовный закон, его толкование и применение / П.А. Скобликов // Законодательство. - 2018. - № 2. - С. 43-49.
13. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.] ; под общей редакцией В. В. Векленко. - 3-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 512 с.
14. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Подройкина [и др.] ; ответственные редакторы И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 299 с.
15. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / А. В. Наумов [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 410 с.
16. Якушева Т.В. Преступное сообщество (преступная организация): вопросы толкования и практики / Т.В. Якушева // Уголовное право. - 2018. - № 5. - С. 90-97.
17. Якушева Т.В. Организация преступного сообщества или участие в нем / Т.В. Якушева ; под ред. В.И. Ларичева. - Москва : Юрлитинформ, 2019. - 184 с.
III. Материалы судебной (юридической) практики
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. - № 3
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)"// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. - № 8