Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования нарушений словообразования и их коррекции у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) подчеркивается несколькими факторами. Во-первых, это явление является предметом изучения различных научных дисциплин, таких как физиология, психолингвистика и нейропсихология. Исследования в этих областях способствуют пониманию сложной работы речевых механизмов у детей с ЗПР, включая механизмы словообразования.
Во-вторых, изучение словообразования как при типичном, так и при нарушенном развитии речи в контексте SSI имеет практическое значение. Нарушения словообразования могут существенно затруднить общение и овладение языком у таких детей. Следовательно, разработка эффективных методов коррекции приобретает первостепенное значение для специалистов, занимающихся оказанием помощи таким людям.
В-третьих, отличительные характеристики, присущие выбранной группе детей, а именно детям с тяжелыми нарушениями речи, усиливают актуальность исследования их способностей к словообразованию. Эти дети сталкиваются со значительными трудностями, связанными с языком, и часто нуждаются в специализированной помощи и поддержке. Изучение нарушений словообразования и разработка коррекционных методик может значительно улучшить их коммуникативные навыки и перспективы образования.
В-четвертых, хотя в научной литературе имеется огромное количество исследований, изучающих нарушения словообразования у детей с различными речевыми и когнитивными нарушениями, существует мало работ, специально посвященных детям с ЗПР. Цитирование авторов и исследователей, занимающихся этим вопросом, еще больше подчеркивает актуальность и необходимость продолжения исследований в этой области.
Суть исследования нарушений словообразования и их коррекции у детей с SSI заключается в понимании взаимосвязи между нарушениями словообразования и общими тяжелыми нарушениями речи, распространенными в этой конкретной популяции. Основной аспект, требующий тщательного изучения, связан с выявлением специфики нарушений словообразования у этой группы детей и разработкой эффективных коррекционных подходов для улучшения их речевого развития.
Исследование нарушений словообразования у детей с ЗПР имеет практическое значение в области разработки индивидуальных логопедических и образовательных программ, а также оптимизации специализированных методик и подходов, адаптированных к данной демографической группе. Глубокое понимание тонкостей нарушений словообразования позволит более точно оценить уровень развития речи у детей с ЗПР, а следовательно, принять наиболее эффективные стратегии коррекции.
Предыдущие исследования, посвященные нарушениям словообразования у детей с речевыми и когнитивными нарушениями, дают фундаментальные знания, однако, они часто не учитывают специфические особенности, присущие детям с ЗПР. Следовательно, проведение дополнительных исследований, учитывающих идиосинкразию этой группы, становится настоятельной необходимостью.
Следовательно, исследование нарушений словообразования и их коррекция у детей с SSI приобретает актуальность как с научной, так и с практической точки зрения. Эта работа обогатит наше понимание механизмов словообразования в этой группе, одновременно способствуя разработке более эффективных методов коррекции, которые позволят им преодолеть свои речевые трудности и улучшить качество жизни.
1.2. Особенности нарушения словообразования у детей с ТНР
Одной из основных причин нарушений словообразования у детей с ТНР является нарушение лексического развития. Дети с задержкой речевого развития или другими формами ТНР могут испытывать трудности в усвоении новых слов и формировании своего лексического запаса. Это может приводить к неправильной структуре слов и нарушениям словообразовательных процессов.
Например, у детей с дизартрией, связанной с параличом голосовых связок, может наблюдаться нарушение формирования корневой основы слова. Такие дети могут заменять звуки в словах, что приводит к искажению основы. У детей с афазией, вызванной повреждением мозга, может наблюдаться нарушение процессов словообразования, связанных с приставками и суффиксами.
Также у детей с ТНР может возникать проблема нарушения грамматической структуры слова. Например, дети с аутизмом могут употреблять слова в неправильной форме, из-за чего могут возникать сложности в понимании смысла слов и фраз.
Однако, стоит отметить, что нарушения словообразования у детей с ТНР могут быть разнообразными и зависят от конкретной формы ТНР, степени ее выраженности и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Изучение этих особенностей нарушения словообразования у детей с ТНР является важной задачей для понимания причин и механизмов нарушений речевого развития у таких детей и для разработки эффективных методик коррекции данных нарушений [7].
Для определения и коррекции нарушений словообразования у детей с ТНР, необходимо понимать, как происходит процесс формирования слов и какие виды словообразования существуют.
Отметим, что одним из основных типов словообразования является аффиксация, которая основывается на добавлении к основе слова приставки или суффикса. Приставки являются частями слова, которые добавляются к началу корня или основы слова и изменяют его значение. Например, в слове "передать" приставка "перед-" означает передачу, передвижение, передачу из рук в руки. Суффиксы добавляются к окончанию слова и также изменяют его значение. Например, в слове "счастливый" суффикс "-ый" указывает на качество состояния, в данном случае, на состояние счастья.
Еще одним видом словообразования является конвербация, которая основывается на изменении формы слова в зависимости от его грамматической роли в предложении. Например, в предложении "Я бегу" слово "бегу" является глаголом, а в предложении "Мне нужен бег" слово "бег" является существительным.
Кроме того, существует производное словообразование, которое основывается на создании новых слов путем изменения корня или основы слова с помощью сложных приставок и суффиксов, например, слово "неправильный" - это производное словообразование, в котором сложная приставка "не-" добавляется к корню "правило", а суффикс "-ный" указывает на принадлежность к качеству.
Изучение всех этих типов словообразования помогает понять, как происходит формирование слов и какие могут быть нарушения в этом процессе у детей с ТНР. Это знание может помочь разработать индивидуальные методики коррекции нарушений словообразования, основанные на понимании конкретных проблем каждого ребенка.
Дети с ТНР могут испытывать трудности в освоении правильного словообразования по нескольким причинам. Во-первых, это может быть связано с нарушениями звукопроизношения, что в свою очередь влияет на способность ребенка слышать и различать звуки в словах. Например, дети с ТНР могут путать звуки "к" и "т", "г" и "к", что может привести к тому, что они будут заменять одни звуки на другие при формировании слов.
Во-вторых, дети с ТНР могут испытывать трудности в понимании правильных грамматических форм слов, что также влияет на их способность правильно формировать новые слова. Например, они могут путать формы множественного числа с единственным числом, что может привести к неправильному формированию слов при использовании соответствующих суффиксов.
В целом, нарушения словообразования у детей с ТНР могут проявляться различными способами и быть вызваны несколькими факторами. Понимание этих причин и типов нарушений может помочь разработать эффективные методики коррекции нарушений словообразования, которые будут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
1.3. Причины нарушения словообразования у детей с ТНР
Причины нарушения словообразования у детей с ТНР могут быть разнообразными и многоплановыми. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Во-первых, нарушение словообразования у детей с ТНР может быть связано с нарушением звукопроизношения, которое приводит к трудностям в слуховом восприятии и различении звуков в словах. Это может привести к ошибкам при выборе правильного суффикса или приставки, что в свою очередь может привести к неправильному формированию слов.
Во-вторых, причиной нарушения словообразования у детей с ТНР может быть недостаточная развитость фонологических процессов, отвечающих за анализ и обработку звуков в словах. Например, дети могут испытывать трудности в дискриминации звуков или в сегментации слов на звуковые единицы, что затрудняет правильное формирование слов [13].
В-третьих, нарушение словообразования может быть связано с недостаточным уровнем развития грамматических навыков у детей с ТНР. Например, дети могут испытывать трудности в понимании и применении правил склонения и спряжения, что может затруднить правильное формирование слов.
Помимо перечисленных причин, нарушения словообразования у детей с ТНР могут быть также связаны с нарушениями функций лексической системы, таких как ограничение доступности слов, затрудненный поиск слов и недостаточная автоматизация процессов их формирования.
Кроме того, нарушения словообразования могут быть связаны с интеллектуальными нарушениями, такими как задержка психического развития, дислексия, дисграфия и дисфазия. В таких случаях речевые нарушения могут быть лишь одной из проявлений более широкого недоразвития или нарушения функций центральной нервной системы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. – М.: Просвещение, 2002.
3. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.
4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2018. 279 с.
5. Кукушкина О. И. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграф Сервис, 2004. 158 с.
6. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире//Дефектология. – 2005, No 5.
7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Вла-дос, 1998. 224 с.
8. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.
9. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2005. 48 с.
10. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР. // Логопед.-2000.-№4.-С.48-54.
11. Ульянина И. С., Якушева В. В. Преимущества использования компьютерных технологий в работе с родителями детей с нарушениями речи // Информационные технологии в прикладных исследованиях. Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции. М.: НИИ механики МГУ, 2017. С. 55-61.
12. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. // Вопросы психологии.- 1970.-№6.
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2007. – 187с.
14. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2009. – С. 94-128.
15. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия/ под. Ред. Л.Б. Халиловой. - М.: 1997.
16. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р.Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина.- М.: Издательский центр академия, 2003.
17. Якушева В. В., Гуторова С. М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45) // URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ analiz-sostoyaniya-predikativnogo-slovaryau-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovenrechevogo-razvitiya.html (дата обращения: 25.10.2021).
18. Якушева В. В., Якушева Е. А. К вопросу о разработке авторской компьютерной программы для выявления предпосылок к аграмматической дисграфии / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2019. № 4 // URL: http://scipress.ru/ pedagogy/articles/k-voprosuo-razrabotke-avtorskoj-kompyuternoj-programmy-dlya-vyyavleniya-predposylokk-agrammaticheskoj-disgrafii.html (дата обращения: 25.10.2021).