Фрагмент для ознакомления
2
Психологи и педагоги сегодня единодушно признают, что одна из наиболее значимых проблем современности – это повышенная тревожность людей. Человек может быть тревожным в любом возрасте и младшие школьники с этой проблемой тоже сталкиваются. Повышенная тревожность – это одна из значимых проблем современности. Источником тревоги человека может быть что угодно. Это может быть среда, или недостаточность ресурсов самого субъекта, психических, или физических. Детскую тревожность изучали и изучают многие учёные и исследователи. Среди зарубежных исследователей этой проблемой занимались К. Хорни, Р. Мэй, Р. Кэттел, Ч. Спилбергер и др.
В отечественной психологии часто ссылаются на работы А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова и др. ещё несколько лет назад специалисты не считали, что тревога играет в жизни каждого человека достаточно большую роль. Детская тревожность также вызывает у исследователей всё больше вопросов. Среди учёных считается, что, несмотря на многочисленные исследования в данной области, тревожность младших школьников изучена недостаточно. К этой проблеме обращаются достаточно часто, поскольку она не перестаёт быть актуальной. Изучение причин повышенной тревожности детей позволит проводить со стороны специалистов соответствующую содержательную работу. Прежде всего – это создание объективной коррекционно-развивающей работы со стороны учителей. Если данная работа будет продуктивной, то можно будет говорить о том, что она поспособствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста [2].
Специалисты в области педагогики и психологии признают необходимость углубленного исследования данной проблемы и необходимость проведения коррекционной работы с целью уменьшения тревожности детей в начальной школе. Для этого необходима целенаправленная работа в области коррекционно - развивающего воздействия на детей.
Под тревожностью понимают особое состояние человека, который находится в постоянном беспокойстве и испытывает страх в некоторых специфических ситуациях. Человека не покидает тревожность и волнение. Данный контекст в общем виде можно определить как экзистенциальный, или как экзистенциальный феномен. Для каждого человека свойственно рассматривать отношение бытия к небытию. Если в обыденной жизни человек чувствует себя спокойно и понимает, что ему ничего не угрожает, у него отсутствует экзистенциальный статус тревоги. Его среда обитания проста и понятна. Если у человека в жизни что – либо изменяется, как, например, у ребёнка, который после садика пошёл в начальную школу, его среда обитания кардинально изменяется. Философы рассматривали соотношение бытия и тревоги. Они задаются вопросом, что содержит в себе тревога, и что позволяет рассматривать её в качестве таковой. Очевидно, что ответы на все эти вопросы не могут быть однозначными. Тревога - это базовая категория, которая позволяет говорить о том, что, осознание возможности бытия-небытия, это и есть состояние тревоги. Не все люди отдают себе в этом отчёт и иногда причины тревожности людей могут быть достаточно прозаичными. Задача педагогов и психологов разбираться с этим явлением по отношении к каждому тревожному ребёнку.
Нельзя говорить о том, что есть совершенно не тревожные дети, но причина их тревожности может быть различной [11]. Особенность высокотревожных людей заключается в том, что, при выполнении важной для них деятельности, они всегда обладают некоторыми особенностями. Тревожные люди достаточно остро реагируют на любые неудачи, даже самые незначительные. Их работоспособность существенно снижается в стрессовых ситуациях. Они сильно боятся реальных неудач, и это, всегда им мешает достичь какого – либо успеха в собственной деятельности. Если человек имеет низкую тревожность, то его мотивированность на достижение успеха всегда преобладает над возможной неудачей. Противоречивость людей с повышенной тревожностью заключается в том, что они сами иногда отказываются от ситуации успеха, и при этом достаточно остро реагируют на успех других людей. Если с тревожностью школьников не работать и не предупреждать её. То ситуативная тревожность может с течением времени перейти в личностную тревожность, работать с которой уже гораздо сложнее даже специалистам. Личностная тревожность часто заставляет людей воспринимать безопасные ситуации как несущие в себе угрозу. Ситуационная и личностная тревожность негативно влияет на деятельность человека в конкретной ситуации. специалисты считают, что тревога открывает человеку глаза на его уникальность. Оценка сложившейся ситуации складывается у тревожного человека под влиянием собственных потребностей, мыслей и чувств. Ситуация может быть действительно таковой. Что можно в этом случае беспокоиться и в этом случае можно говорить о ситуативной тревожности человека. Если речь идёт о личностной тревожности субъекта, то в этом случае тревога человека может возникать практически на пустом месте [5].
Иногда возникают ситуации, когда человеку приходится работать со специалистами, с целью снижения необоснованной повышенной тревожности. Задача специалиста заключается в смене психотерапевтических установок, то есть, переходе от тотальной самоотстранённости субъекта, к его самопринятию. Тревога человека всегда содержит в себе опасность и страх, посредством чего у субъекта запускается механизм неврозообразования. Часто невроз называют способом самоукрывательства. Невротик оказывается помещенным в фантомный мир. Это даёт ему возможность спрятаться от небытия, но в то же время, человек бежит от подлинного бытия, где степень тревожности, безусловно, присутствует, но её можно регулировать и ею управлять. Тревога - ее внешняя фиксация - страх - самоограничение - последующее усиление тревоги, и так у человека происходит по кругу, если с этим не начнёт работать специалист. Утрачивается специфически человеческая заброшенность в мир.
Это состояние М. Бахтин характеризовал как «неспособность к диалогу». Чтобы избавиться от повышенной тревожности, необходимо обрести некую свободу. Тревога заключает в себе возможность выбора – свободу, но любое проявление свободы всегда тесно связано с тревогой. Возможность дополнительной свободы всегда вызывает у человека излишнее беспокойство. Способ встречи человека с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит её. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности субъекта. Иногда тревожность проявляется как устойчивая личностная черта субъекта. В этом случае для человека характерны тревожные реакции и актуальная тревожность, которая входит
в структуру психического состояния субъекта в данный конкретный момент [19]. Постоянная тревога приводит к нарушению поведенческой интеграции субъекта. На этой почве у него возникают вторичные осознанные, или неосознанные проявления, которые наряду с тревогой определяют уже его психическое состояние. Психологическое и психопатологическое значение тревоги, которую со времени описания невроза тревоги 3.Фрейдом, рассматривали как ствол общей невротической организации, стало предметом обсуждения в научной и психологической литературе.
Можно говорить о том, что тревожность может лежать в основе любых, адаптивных и неадаптивных изменений психического состояния и поведения. Более глубоко всё это может быть обусловлено стрессом человека. Анализ специалистами роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой выраженные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств человека. Именно тревога выступает как основное слагаемое различных психопатологических синдромов. Это устойчивый базис, на котором гарантированно формируются психопатологические или психосоматические проявления. Именно по этим причинам специалисты все существующие в данной области концепции не считают однозначными. Есть достаточно много вопросов в этой области, где мнения специалистов существенно расходятся. Среди вопросов, по которым точки зрения исследователей существенно расходятся, можно отметить различия между тревогой и страхом, или проблему нормальной и патологической тревоги. Можно также говорить о том, что понимание тревоги как единого явления, или как термина для обозначения совокупности единообразных явлений, не существует.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакарова, Э.Г.Тревожность у детей младшего школьного возраста: генезис и психологические пути ее преодоления [Текст]: монография /Э. Г. Абакарова, И. А. Малашихина. – М.: Илекса, 2016. – 143 с.
2. Алексеенко, В.В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 5-7 лет [Текст]: учеб.-метод. Издание / В.В. Алексеенко, Я.И.Лощинина. – М., 2015. – 218 с.
3. Аркаева, М. Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников [Текст] / М.Ю. Аркаева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 51–55.
4. Асадчикова, А. А. Тревожность и агрессивность, дестабилизирующие факторы формирования личности [Текст] / А.А. Асадчикова // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: материалы Всероссийской научно -практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов (Тюмень, 17 апреля 2013 г.). – Тюмень, 2014. – С. 232-234.
5. Альгожина, А.Р. Изучение особенностей родительского отношения влияющих на тревожность ребенка [Текст] / А.Р. Альгожина // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. - No7-8. – с. 370.
6. Боровкова, Е.Ю. Сказкотерапия в работе детского психолога [Текст] / Е.Ю. Боровкова, Г.С. Смирнова. – Казань, 2016. – 491 с.
7. Бусыгина, И. С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности [Текст] / И.С. Бусыгина // Вестник Южно – Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – No2. – С. 93-97.
8. Бутылецкая, В. И. Взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и успеваемости в учебной деятельности у школьников [Текст] / В.И. Бутылецкая // Психология учебной и профессиональной деятельности (Владимир, 27-28 марта 2018). – Новосибирск: Академиздат, 2018. – С. 181-183.
9. Валиахметова, Т.Г. Сказкотерапия как вид здоровосберегающей технологии [Текст]: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 13 частях / Т.Г. Валиахметова, Н.В.Степанова. – 2015. – с. 433.
10. Варенникова, И.Н. Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях /И.Н. Варенникова. – 2016. – с. 301.
11. Давыдова, С. Е. Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у школьников в условиях образовательного учреждения / С. Е. Давыдова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 178-182. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33723/ (дата обращения: 11.05.2023).
12. Евдокимов, В. И. Проективная психодиагностика [Текст] / В.И. Евдокимов // СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
13. Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 11.05.2023).
14. Ковпак, Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта [Текст] / Д.В. Ковпак // СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
15. Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. [Текст] / А. Н. Малахова. СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 208 с.
16. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева // СПб.: Речь, 2004. – 210 с.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А. М. Прихожан. - М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
18. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
19. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М. Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2000. - 176 с.
20. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 11.05.2023).
21. Селезнева, Е. В. Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности в разные возрастные периоды / Е. В. Селезнева, И. А. Александров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 166-171. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55939/ (дата обращения: 11.05.2023).
22. Трушина, С. Н. Детская тревожность / С. Н. Трушина. - Текст непосредственный // Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 11.05.2023).
23. Хмелева, Ю.А. Характеристика тревожности как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении [Текст] / Ю.А. Хмелёва // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – No 6 (6). – С. 517-519.
24. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К. Хорни // пер. с англ. В. В. Старовойтова; общ. ред. Г. В. Бурменской. – СПб.: Речь, 2016. – 478 с.
25. Щербинина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших школьников [Текст] / О.А. Щербинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 3 (125). – С. 108-113.