Фрагмент для ознакомления
2
Тест состоит из шести серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, поиск закономерностей). С целью выявления уровня интеллектуального развития учащихся 8 классов был проведён тест ШТУР, по итогам которого были получены результаты в процентах по каждому субтесту, отражённые в таблице 2.
Таблица 2
Уровень интеллектуального развития учащихся по методике ШТУР
Субтест Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Осведомлённость 1 17 % 60 % 23 %
2. Осведомлённость 2 17 % 50 % 33 %
3. Аналогии 7 % 76 % 17 %
4. Классификации 7 % 73 % 20 %
5. Обобщения 20 % 63 % 17 %
6. Числовые ряды 20 % 63 % 17 %
Результаты первого и второго субтестов направлены на выявление общей осведомлённости школьников о некоторых научно-культурных и общественно-политических терминах и понятиях. Анализируя данные таблицы 2 достаточно высокие показатели, школьники имеют по субтестам «Осведомлённость 1» и «Осведомлённость 2»: в среднем 17 % обследованных учеников с высоким уровнем осведомлённости в понятиях, которые относятся к различным информационным сферам, 55% учащихся имеют средний уровень. Почти для 28 % обучающихся характерен низкий уровень (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты исследования уровня осведомленности 1 и 2
Выполняя субтест «Аналогии» было выявлено 7 % (2 чел.) учащихся с высоким уровнем развития умения устанавливать логические отношения. Средний уровень у 76 % (23 чел.) учащихся. 17 % (5 чел.) учащихся имеют низкий уровень по развитию установки логической связи (рис. 2).
Достаточно неплохо ребята выполнили задания, входящие в субтест «Классификация». Высокий уровень у 7 % (2 чел) школьников, средний уровень развития дифференциаций по общественно-гуманитарным, естественно-научным и физико-математическим циклам наблюдается у 73 % (22 чел.) учащихся и у 20% (6 чел.) подростков - низкий уровень (рис. 3).
Рисунок 2. Результаты исследования уровня аналогий
Рисунок 3. Результаты исследования уровня классификаций
Проанализировав результаты по субтесту «Обобщение» отметим, что уровень по данному тесту следующий высокий уровень развития обобщения и математических способностей выявлен у 20 % учеников, средний уровень – у 63 %; низкий уровень - у 17 % (рис. 4).
Рисунок 4. Результаты исследования уровня обобщения
Проанализировав результаты по субтесту «Числовые ряды» можно сказать о том, что уровень по данному субтесту у учащихся 8 класса следующий высокий уровень развития обобщения и математических способностей выявлен у 20 % учеников, средний уровень – у 63 %; низкий уровень - у 17 % (рис. 5).
Рисунок 5. Результаты исследования уровня числовых рядов
Таким образом, уровень интеллектуального развития у большинства восьмиклассников на среднем уровне. Низкий уровень преобладает над высоким.
Считаю, что такие результаты могут быть связаны с психологическими особенностями данного возраста. А именно тем, что в подростковый период у школьников учёба является не доминантным, а второстепенным видом деятельности.
Как правило, восьмиклассники концентрируют своё внимание на том, что им интересно, и очень часто это либо какая-то определённая область знаний, либо какой-то конкретный учебный предмет, который ему нравится. Поэтому по остальным предметам ученики могут иметь затруднения либо вовсе не успевать.
Показать больше