Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Понятие и признаки государственной гражданской службы
Государственная служба – это публичная служба в органах государственной власти. Н.М. Коркунов рассматривал государственную службу в широком смысле как любую деятельность в интересах государства. Он писал: "Деятельность, составляющая содержание государственной службы, всегда является юридической обязанностью, даже если она осуществляется добровольно".
Н.М. Коркунов определил государственную службу как "особое служебное правоотношение служащего с государством на основе подчинения, содержанием которого является обязательная деятельность, осуществляемая от имени государства в целях выполнения конкретных задач государственной деятельности" .
А.Н. Митина, государственная служба в РФ – это профессиональная служебная деятельность, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности как РФ и ее субъектов, государственных органов и государственных организаций, так и субъектов РФ и ее субъектов, государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.
Таким образом, следует сделать вывод, что государственная служба осуществляется только в государственных органах или организациях, называемых службами, организациями и учреждениями, выполняющими функции государственных органов. Некоторые считают, что государственная служба – это исполнение полномочий и публичных обязанностей государственными служащими при условии, что они занимают должности только в государственных органах или иных организациях, наделенных государственными полномочиями.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ "О системе государственной службы РФ " (далее – ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ) определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
–РФ и её субъектов;
–федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
–лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, установленных федеральным законом. ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ содержит общие положения об основных характеристиках всех видов государственных служащих, которые являются основой для последующего регулирования деятельности каждого вида государственных служащих.
Государственная служба РФ – вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная служба осуществляется непосредственно в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией и законодательством РФ, и государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых подробно регламентированы законом и иными нормативными актами. Все это придает государственным служащим параметры публично–правовых институтов, от которых зависит формирование государства, осуществление государственной власти и конкретизация социальной роли государства в обществе. Для государственной службы характерно осуществление административных, регулятивных, разрешительных, организационно–распорядительных, а в некоторых случаях и надзорных функций .
1.2.Виды государственной гражданской службы
Под видами государственных служащих понимается их специализация, которая обусловлена и вытекает из уровня, назначения и функции соответствующих государственных органов. Согласно закону о государственной службе, основанному на конституционно–правовых принципах федерализма, существуют следующие виды государственных служащих:
–федеральная государственная гражданская служба;
–государственная гражданская служба субъектов РФ.
Федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность лиц, замещающих в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством статус федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и иных федеральных государственных аппаратах, определяемый государственными задачами и функциями этих органов либо Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом и Федеральным законом. Формирует деятельность лица, замещающего должность федерального государственного гражданского служащего. Она осуществляется в федеральных государственных органах, действующих в пределах предметов ведения и полномочий РФ, а также в регионах, находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Выделяются специальные виды государственных гражданских служащих, под которыми понимается специализированная деятельность, обеспечивающая полномочия отдельных государственных органов по выполнению специальных задач в государственных органах и наделенных специальными полномочиями, определяющими правовой статус государственных гражданских служащих и детали их фактической деятельности.
К специальным государственным служащим относятся создаваемые государством различные варианты, объективно необходимые государству и для выполнения специальных задач и функций. Речь идет о государственных органах, связанных с обороной государства, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности. Таким образом, к специальным видам государственных служащих относится служба в органах внутренней службы, налоговых, таможенных, дипломатических, правозащитных, контролирующих государственных органах, финансово–кредитных государственных органах и аппарате избирательных комиссий".
Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций.
Государственная гражданская служба субъекта РФ организуется в субъекте РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан, замещающих должности государственных гражданских служащих субъекта РФ, соответственно по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности в данном субъекте РФ .
Поскольку государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми законодательными органами каждого субъекта, то для определения правового статуса государственной гражданской службы каждого субъекта необходимо изучить и проанализировать соответствующие законы субъектов. Практически во всех субъектах РФ разработаны и приняты законодательные акты о государственной службе, регулирующие отношения государственной службы в соответствующих субъектах РФ. Законодательные акты, принимаемые субъектами РФ, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ от 27.05.2003 №58–ФЗ.
В законодательство субъектов РФ, как правило, предусматриваются следующие: основные элементы государственной службы субъектов РФ, перечисляет и конкретизирует принципы государственной службы, установленные федеральным законодательством о государственной службе этих субъектов, государственные должности субъектов РФ с учетом соответствующих положений основ федерального законодательства о системе государственной службы рангов, а также устанавливает формулировку, утверждение и основы квалификационных требований к должностям, замещаемым государственными служащими субъектов РФ.
Таким образом, государственная гражданская службы в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, а также законами этих субъектов о государственной службе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Законодательные и другие официальные материалы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О системе государственной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
2.Книги
4. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, – 2019. – 530 с.
5. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, – 2019. – 578 с.
6. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, – 2019. – 128 с.
7. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11–е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, – 2019. – 280 с.
8. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2–е изд., перераб. и доп. Москва: РГ–Пресс, – 2020. – 544 с.
3.Статьи
9. Дикажев М.М. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Административное право и процесс. – 2022. – № 9. – С.16 – 19.
10. Комахин Б.Н. Инновационное моделирование государственной службы как основа модернизации профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. – 2020. – № 2. – С. 54 – 58.
11. Цирин А.М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования // Журнал российского права. – 2022. – № 10. – С. 97 – 109.
12. Цирин А.М., Севальнев В.В. Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе // Журнал российского права. – 2021. – № 9. – С. 133 – 142.
4.Авторефераты и диссертации
13. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, – 2020. – 176 с.