Фрагмент для ознакомления
2
Политический режим представляет собой систему способов и методов государственной власти, степень осуществления прав человека и свобод человека, отношение государства к правовым основаниям своей деятельности, взаимосвязь официальных конституционных норм и правовых норм с реальными политическими жизнями. Политический режим может являться способом организации и управления политической жизнью общества и определенным политическим климатом.
Государство представляет собой силовую политическую организацию, имеющую суверенитет, особый административный аппарат и принудительное управление, которое устанавливает правопорядок на определенных территориях.
Французский политик Кермон Жан Луиза, профессор Парижской институтской политической науки, отнес следующие элементы к числу политических режимов :
1. Основные компоненты режима - формы и роли государства, легитимность, структура института, партийные и выборные системы.
2. Принцип легитимности в качестве элемента политической системы означает, что власти способны формировать в населении убеждение о том, что действующие политические учреждения лучше, чем другие, альтернативные в этом обществе.
3. Вертикальная легитимность режима политической власти предполагает соответствие характера и действий властей ценностям широкого круга общества, а также их представления о демократической и справедливой стране. В данном случае власти опираются на поддержку народа.
4. Горизонтальная степень легитимности режима политической власти свидетельствует о том, что выражают лишь интересы власти.
5. Политический режим на основе согласия консенсуса между различными группами управляющих в отношении основных ценностей, основанных на которых власть, легитимен. В данном случае политический режим имеет как горизонтальную, так ещё и вертикальную легитимность.
Политический режим преобразует волю индивидов в систему политической воли, политическое решение и действие, влияющие на процесс социального изменения. Это преобразование осуществляется государством, партиями, группой, антиполитическими структурами, которые оказывают существенное влияние на общественное мнение, представителями церкви, СМИ, т.д., эффективность политической системы зависит от методов взаимодействия государства и других политических институтов, антиполитических структур в социуме. Взаимное влияние государства на других участников политических процессов, конституционное обоснование и мирное, конструктивное значение определяют положительную картину устойчивого и полного развития человечества .
Государство является центральной и фундаментальной частью системы политических учреждений. Принципы совместного взаимодействия трех систем и конкретных полномочий их ведомств определяют успешность всего механизма государственной власти. Выбор государственной организации основывается на культурной системе – представлениях, ценностях и идеалах, которые преобладают в обществе.
Методы образования высшей власти и принципы ее организации и отношений с людьми называют формой правления. Форма правления всех государств делится на монархию, институт высшего управления формируется на основе принципа наследников престола, а республики институт высшего управления формируется на основе выборов, прямого или косвенного волеизъявления народа. Монархии абсолютны. Конституционная монархия делится на парламентскую монархию - это символ государства. Парламентская власть может принадлежать парламенту, парламентское правительство подчиняется вотуму доверия парламента, правительство принимает законы, президентское правительство подчиняется исполнительной системе, президентское и парламентское смешанное правление – правительство подчиняется президенту и парламенту, парламент может быть распущен досрочно .
Система выборов является совокупностью правил формирования государственных органов. Это еще и важный элемент политической легитимности. При системе мажоритарных выборов на основе принципа большинства избирателей от каждого округа избирается кандидат, который набрал наибольшее число голосов. При пропорциональной системе представления места в парламенте распределены строго в зависимости от количества голосов, которые были получены на выборах в партийных списках. Если пропорциональная мажоритарная смешанная система, то половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а половина избирается по пропорциональной системе в партийных списках. Инструменты политических партий играют важную роль в современном политическом режиме. Партии с наибольшим числом мандатов депутатов и контроль над парламентским большинством и властью определяют политический курс и методы его осуществления.
1.2. Виды политического режима
Все политические режимы могут быть разделены антидемократические и демократические.
Демократические режимы являются политическим режимом, основанным на признании населения источником власти, правам его участия в управлении обществом и государством, а также на предоставлении гражданам достаточно широкого круга права и свободы. Демократические режимы основаны на принципах национальной власти, свободы, равноправия населения. В условиях данного режима народ обладает властью непосредственно или через созданные им органы власти. Родиной демократии считается древней Грецией .
Признаки демократии:
регулярное участие населения в создании и реализации государственной власти через референдум и свободные выборы;
решение принимается большинством, учитывая интересы меньшинств;
частная собственность;
свобода СМИ;
провозглашение и настоящее обеспечение прав и свобод человека;
легитимность государства;
«силовые» структуры вооруженных сил, полиции, органов безопасности и др. находятся в ведении общества, применяются только для прямого предназначения, деятельность их регламентируется законом;
доминируются методы убеждения, согласия, компромиссов;
сужены методики насилия, наказаний, пресечений;
существует гражданское общество и его развитая структура;
реальное исполнение принципов правосудия;
по отношению к гражданам действует принцип «дозволено всё, что законом не запрещено»;
политический плюрализм, включая многопартийную, соревнующуюся политическую партию;
существование законных политических оппозиций в парламенте и вне его.
свобода религии;
принцип распределения власти.
Антидемократия является политическим режимом, который характеризуется:
отсутствием гарантий политической свободы;
нет принципа разделения власти и правосудия;
неприятие демократического управления и политического плюрализма.
В этом политическом режиме принимается выделение авторитарных и тоталитарных режимов.
Авторитарный – политический режим, занимающий промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом, в котором государственную власть осуществляет один человек или узкий круг лиц, являющихся правящей элитой, при минимальном количестве участия народа. История человека дает нам множество примеров авторитарных держав. Это восточные тирании, тирания Древнего мира, абсолютная монархия Средневековья. В настоящее время распространяются авторитарные правительства, в основном они находятся в развивающихся странах Азии, Азии и Африки .
Признаки режима:
небольшое количество носителей власти. Может быть, это один человек или группа людей;
неограниченность властей, не существование реального демократического механизма контроля ее осуществления. При этом власти не являются произвольными и могут править на основе сил закона. Впрочем, сами законы приняты по желанию правящей элиты;
стремление применять силу, чтобы разрешить конфликтные ситуации. Не значит, что к силе нужно прибегать автоматически, но в авторитарном режиме алгоритм поведения может измениться в любое время, а потом власти принимают силу в качестве последнего довода в борьбе против политических оппонентов;
не допускать реальную политическую оппозицию, политическую конкуренцию;
относительно закрытая правящая элита, назначение сверху и не конкурентная борьба в открытых и честных выборах.
Авторитарная государственная власть пытается всецело контролировать человеческую жизнь, однако не ставит себе задачу «переделать» прежние порядки для достижения высшей цели. Напротив, авторитарные сторонники стремятся сохранять определенную традицию.
Тотализм от латинского «Totalis» (все, целые, полные) — режим, где государство полностью контролирует все сферы общественной жизни. В политическом лексиконе этот термин был введен лидером Италии Б. Муссолини. Это понятие обозначает ряд диктаторской политической системы XX в. на основе всеобщего проникновения единственного разрешенного идеологического подхода к политической, экономической, социальной, культурной подсистеме общества, а также постепенного поглощения общества, отдельной личности в структуры партии и государства.
Характерные черты тоталитарных режимов:
политический цензурный и пропагандистский контент;
личность вождя - единственная общеобязательная государственная идеология;
отсутствие реального права и свободы граждан;
сращивание госаппарата и партии;
изоляция от внешней среды от действие железного занавеса;
преследуется инакомыслие, создавая в общественном сознании образ врагов народа;
жесткая централизация государственной власти и разжигание социальных и национальных противоречий;
распространение террора в отношении собственного народа;
командная и административная экономика;
нет института частной собственности и свободы экономических отношений;
политическая монополия, подавляющая региональную самостоятельность и уничтожающая местное самоуправление.
Стремление полного контроля над обществом имело свойство многих деспотических правителей. Поэтому некоторые источники причисляют к тоталитарному режиму династию Цинь (китайская династия). Впрочем, наиболее распространенная в науке концепция тоталитарного режима стала возможна и появилась только в ХХ в. Наиболее чистым образом тоталитарные режимы проявились в СССР в период И. Сталина, фашистской Германии, из современных стран наиболее близко относится к тоталитарным режимам Северной Кореи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс].URL: https://base.garant.ru/2540295/ (дата обращения: 27.03.2023 г.)
2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс].URL: https://base.garant.ru/2540400/ (дата обращения: 27.03.2023 г.)
3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс].URL: https://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения: 27.03.2023 г.)
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) [Электронный ресурс].URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-elimination-of-racism-and-discrimination (дата обращения: 27.03.2023 г.)
5. Декларация тысячелетия ООО (Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/901784387 (дата обращения: 27.03.2023 г.)
2. Доктринальная литература
1. Алексеев С. С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 2018. – 217 с.
2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 2016. – 67 с.
3. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. 2015. – № 2 (27). – С. 56-62.
4. Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 401 с.
5. Валуйсков Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 435-437.
6. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. –226 c.
7. Вопленко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 2019. – 120 с.
8. Воронченков О.С. Проблемы реализации народовластия в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия наук. 2017. – № 18. − с. 1368-1373.
9. Гаджиев К. С. Политология / К. С. Гаджиев: краткий курс лекций. – Москва: Юрайт, 2017. –316 с.
10. Дорожкин Ю.Н. Какая политическая система и почему нужна современной России: вектор обновления // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. – № 3 (137). – С. 92-96
11. Комаров С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. М.: Норма, 2018. – 442 c.
12. Кужиков Д.А. Правовые способы изменения государственно – территориального устройства Российской Федерации / Вестник Московского университета МВД России. 2019. – № 8. – С. 58-64.
13. Кукушкин О. В. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 62–64.
14. Куракин Р. С. Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 427 с.
15. Малько А.В. Теория государства и права – Москва: КНОРУС, 2021. – 400 с.
16. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т.2 Теория права. Учеб. // Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2017. – 232 с.