Фрагмент для ознакомления
2
Периодические печатные издания являются одним из наиболее важных явлений в истории зарубежной культуры. А специализированные женские журналы уже давно стали неотъемлемой частью жизни многих современных женщин. Эти издания исполняют функцию некоего путеводителя, в котором женщина может найти сведения о новинках мира моды, культурных событиях этого мира, о которых она узнает , в том числе, и через информацию об известных личностях, их стиле жизни и предпочтениях. Прежде, чем обратиться к изучению глянцевых журналов, среди которых в рамках этой работы выбран журнал «Vogue», необходимо определиться со значениями таких терминов, как «журнал» и «глянцевый журнал», а также установить, чем отличается модный журнал отличительные особенности модных журналов XIX века от ему подобного в XXI веке.
Термин «журнал» (франц. journal - первоначально - дневник) употребляется сейчас в значении разнообразного по форме печатного периодического издания: книга в мягком переплете, содержащую художественные произведения, статьи и иллюстрации [8; 5]. В интерпретации В. И. Даля, представленной в Толковом словаре живого великорусского языка, слово « глянец» имеет более приземленную коннотацию — «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность» [7]. Таким образом семантика термина «глянцевый журнал» формируется на основе двух значений данного понятия: прямого
использования — реальная глянцевая бумага, и переносного — блеск, лоск, идеальность. [5]. Таким образом, по определению глянцевые журналы транслируют в мир идеологию так называемого гламура, в переводе с английского означающего «волшебство, чары», а во французском – «обаяние, привлекательность», в итальянском – «шарм, очарование» [12; 7]. Гламурный мир представляется потребителю как места обетованные, в которых внешняя успешность находится впереди многих других ценностей. В этом искусственно созданном мире у людей существует возможность быстро освоить карьерную лестницу, путешествовать по разным странам, пользоваться автомобилями и услугами премиум класса, носить брендовую одежду. В таком контексте глянцевый журнал о моде можно сравнить с энциклопедией гламурной жизни, представленной красочными фотографиями, его содержание соответствует определенным жизненным идеалам и целям, которые наглядно демострируются в том числе и посредством советов что читать и смотреть, как одеваться, чтобы соответствовать заявленному гламуру, транслируемому через медийных персонажей и селебрити. Это дает повод констатировать, что создание образа успешного стиля жизни является основной целью данных периодических изданий. [3].
Западная наука в силу объективных причин обратилась к изучению влияния средств массовой информации на поведение людей, их значения в формировании качественных показателей структурирования современного общества значительно раньше, чем сделали это их отечественные коллеги. Среди зарубежных исследователей можно назвать такие имена, как Д. Белл, Э. Гидденс, Дебор, М. Кастельс, Н. Лиман и др. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами СМИ можно выделить имена Т. П. Абдуловой, И. А. Акимовой. Г. М. Андреевой, М. Б. Бокова, И. М. Дзялошинского и многих, многих других. Несмотря на то, что в отечественной науке к изучению проблем СМИ обратилось большое количество ученых, большинство из них единогласны во мнении, что в современном мире СМИ оказывают значительное влияние как на общественную систему в целом, так и на процессы, происходящие внутри её, в какой-то степени определяя и выстраивая вектор её развития. Особенностью современного момента является то, что именно СМИ зачастую становятся триггером социального определения и воздействуют на выбор молодым человеком идентификационных стратегий, а также на характер, форму и тип его социальной идентичности. Особенно остро этот вопрос стоит относительно женской части социума. Это отразилось, в частности, на вопросах, связанных с типологией периодики для женщин, примерами научного исследования проблемы могут служить работы Р. М. Ямпольской «Женская пресса : её типологические особенности»(1995), А. В. Жуковой «Женская пресса как фактор социализации личности»(1998), Лу Мими «Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества»(1998), Е. А. Плёнкиной «Элитарный женский журнал : типологические и профильные особенности»(2004).
Часто проблемы глянцевых журналов в отечественной журналистике и социологии рассматриваются, как правило, с точки зрения филологии, реже используя принципы культурологии. Подобный подход можно найти в диссертациях и научных публикациях В. А. Буряковской, С. А. Керма, Е. Ю. Коломийцевой, Е. А. Плёнкиной, О. В. Ромах. Д. А. Рудневой и др. Среди них есть большое количество работ, посвященных теоретическому изучению глянцевых журналов, о включении понятия « глянцевый журнал» в научный оборот, идет речь в работах теоретика журналистики — Я. Н. Засурского.
Каждый из общеизвестных глянцевых и Fashion журналов имеет не только свою целевую аудиторию, но и обладает собственным инструментарием воздействия на своих читателей, которые являются потенциальными покупателями модных «луков». В то же самое время, все эти издания объединены общностью транслируемых ценностей, которые преподносятся как социально-статусная идентичность. Эта информация в основном рассчитана на молодых людей и девушек, описание которых соответствует понятиям: модные, стильные, красивые, обеспеченные или стремящиеся к этому активно.
Трансляция присущей конкретному изданию картины мира осуществляется им через освещение через модную тематику таких ценностей и привычек, как:
- приобретение новых товаров, в том числе одежды и аксессуаров приравнивается к понятию следования моде;
- ценность индивидуального подхода отождествляется с понятием следования стилю звезд;
- творческий эксперимент рассматривается как определенная ценность;
- ценность ума, любви и отношений с близкими и друзьями составляют еще одну категорию ценностей;
- роскошь и красота тоже являются проявлением транслируемых « глянцем» ценностей ;
- сами по себе преимущества и успешность рассматриваются как ценность..
Соответствие перечисленным выше категориям ценностных ориентиров напрямую влияет на самоощущение и самоидентификацию, в системе « предлагаемых обстоятельств», обозначенных соответствующими ценностями: престижем, элитарностью, люксом и премиумом, являющихся принадлежностью определенной социальной группы. С этим связано выделение изданий типа Lifestyle, Shopping Guide и Fashion в особую группу элитарных глянцевых журналов люксового сегмента.
В. В. Боннер-Смеюха первая выделила элитарные глянцевые журналы в отдельный тип журнальной периодики и отнесла к ним журналы «ELLE», «Fashion Collection», «Marie Clare». [3.С.51]. Представленный список необходимо дополнить журналом «Vogue». Еще лучше поставить его во главе этого списка, поскольку в настоящее время именно этот журнал, руководимый Анной Винтур является проводником основных модных тенденций, на его страницах не только отражаются современные тенденции моды и стиля в широком смысле этого понятия и информация, связанная непосредственно с показами на неделях моды, проходящих несколько раз в год в разных странах. Именно этот журнал обеспечил себе право быть партнером Fashion акций и событий: несколько лет подряд журнал является инициатором бала «Met Gala» и выставок, посвящённых вопросам моды совместно с Музеем Моды и Костюма в Нью-Йорке. Самое зрелищное благотворительное событие 2023 года — «Met Gala» было посвящено творчеству Кайзера моды — Карла Лагерфельда. В рамках этого мероприятия, помимо собственно бала, была организована масштабная выставка, посвященная творчеству великого кутюрье.
1.2. Показатель социально-статусной идентичности человека через призму глянцевого журнала
На сегодняшний день как в социуме, так и в СМИ сформировались определенные нормы, правила и законы, касающиеся абсолютно любых сфер
жизнедеятельности человека. Мы живем в такой период, когда инновации в различных областях появляются каждый месяц, сезон или год, С известной периодичностью на свет появляются новые продукты — от модели iPhone корпорации Apple до научная разработок крупных концернов.
Мода,:являясь частью социальной системы, не остаётся в стороне от этого глобального процесса: её влияние на развитие производственной сферы, очевидно. В отличие от других областей, модная индустрия является довольно подвижной сферой, поскольку в ней каждый день аккумулируется создаваемая и продвигаемая продукция, представляющая собой итог своеобразной творческой деятельности. И если под понятием «мода» понимается явление и идея, то журналистика представляет собой канал внедрения и распространения этой идеи жизнь. Глянцевые издания, обращаясь к читательской аудитории способствуют канонизации определенного стиля жизни.
Современный глянец носит в известной степени развлекательный характер, что отражается на простоте изложения материала и большом количестве представленной рекламы. Глянцевая журналистика не только сообщает о событиях, происходящих в модной индустрии, но и способствует поддержанию спроса, побуждая потребителя мечтать о покупке тех или иных товаров или продуктов. Характерной чертой любого «глянца» можно назвать освещение новостей из мира моды и её последних тенденций.
Существующие сегодня журналы о моде можно разделить на «элитарные» и «массовые». Их направленность и, как следствие, содержание зависит от того, на какую аудиторию они рассчитаны, Среди них можно выделить журналы, пишущие только о моде и те, которые пишут обо всем и в том числе о моде. Примером первого служат журналы «Vogue» и «Harper’s Bazaar». Они отражают тенденции, отвечающие понятию «от кутюр». В них представлены материалы, сочетающие в себе и богемный характер, и уличную манеру презентации контента. Это позволяет разнообразить тематику ежемесячного издания, рассчитанную на различные интересы разных групп читателей., учитывающую ценностные ориентации и социальный статус его читателей. Стремление к благополучной жизни, частью которой является и модная одежда, всегда сопутствовала развитию социума, изменялись только ценностные ориентиры — спорт, женственность, эмансипация и т. д. и т. п.
В 50-е годы ХХ в. модная индустрия стала ориентироваться на массовое потребление. Это требовало необходимости прогнозировать модные события. Для этого появились фирмы, специализировавшиеся на анализе новинок и тенденций. Новые масштабы производства модной одежды выдвигали свои требования, что определило перестройку всего комплекса действий, связанных с производством, реализацией и продвижением в массы новых образцов одежды и предметов обихода.
Разделение моды на две ветви —«от кутюр» и «прет-а-порте» произошло в 60-е годы XX века. . Их различие состояло в том, что одежду «от кутюр» надевали считанное число раз и это было связано, как правило, с масштабными мероприятиями. В то время, как «прет-а-порте» представляло собой более массовый сегмент одежды, приобретение изделий которого, было доступно в обычном магазине. Большая демократичность этого сегмента позволяла ему задавать тренды на сезон. Само понятие «тренд» связано с неожиданным вниманием к определенной линейке вещей и возможностью их распространения среди определенной категории людей, интересовавшихся модой. Обычно это явление имеет краткосрочный характер, этим объясняется изменяемость трендов каждый сезон: известные Дома Моды выпускают свои коллекции четыре раза в год — две сезонные и две круизные, демонстрируя, как правило, сходные цветовые решения, определенные институтом Panthon. Наиболее привлекательные с точки зрения потребителей модели часто переходят в разряд классики и представляют собой основу базового гардероба, позволяющего сочетать их с большинство имеющихся вещей.
Наиболее эффективным инструментом выявления наиболее востребованных трендов принято считать маркетинговые исследования. Разработанные учеными-социологами методы оценки позволяют выявить те тенденции, которые имеют потенциал задавать тон в одежде среди наиболее продвинутой части целевой аудитории потребителей. Сегодня есть смысл говорить еще и о таком сегменте, как «масс- маркет» — самой доступной по стоимости линейке товаров.
Элита, в силу своего положения, имеет возможность отличаться от общей массы людей. Её представителям проще реагировать на появление новых тенденций, поэтому все новые течения сначала появляются среди высшего класса или селебрити. Потребители более низкого социального уровня стараются им подражать, перенимая новшества. Когда модная идея «просачивается» вниз, она успевает утратить свою новизну и становится . эрзацем». Этот процесс можно охарактеризовать, как непрекращающийся «цикла престижного потребления».
До появления Интернета, именно СМИ были основным каналом передачи информации в модной индустрии. Благодаря журналистам, обратившим свое внимание на модный сегмент, общество более пристально стало следить за тенденциями моды; возник интерес к стилю селебрити, обычный читатель стал чаще прислушиваться к советам стилистов. 60-е—70-е гг. стали тем периодом, когда мода получила статус феномена общественной жизни.
Показать больше