Фрагмент для ознакомления
2
Одним из признаков правовых актов является формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, внешне выражены и содержаться в той или иной форме, что является их способом существования. Без этого правовые нормы не могут выполнять свое назначение - регулировать общественные отношения. Таким образом, формы права - это внешнее выражение государственной воли и правовых правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая форма" и "источник права" . Если под формами права понимается правовое регулирование и опосредование тех или иных социальных процессов, а также практически все правовые инструменты, участвующие в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формами права понимаются лишь конкретные "резервуары", содержащие правовые нормы.
Если категория "правовая форма" используется прежде всего для обозначения роли права как формально-юридического института в структурировании социальных связей и соотнесения социально-экономического, культурно-нравственного и политического содержания - разнообразных общественных отношений - с содержанием права, то правовая форма используется для рационализации содержания права и придания ему признаков государственно-властного характера Она направлена на.
Правовые акты, как и право в целом, не являются статичными институтами в своем развитии, а постоянно изменяются и развиваются вместе с изменениями и развитием общества. По этой причине взгляды на него, его признаки и характеристики также меняются по-своему. Иногда разрабатываются и предлагаются весьма противоречивые определения права, что создает неоднозначное восприятие права. В Российской Федерации существует достаточно сложная система правовых актов. Во-первых, существуют акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются правовые нормы.
Нормативные акты - это те части закона, которые принимаются в особом порядке, обладают высшей юридической силой и выражают волю государства по важным вопросам регулирования социальной и общественной жизни.
Для этого вида нормативных правовых актов характерны первичность, высшая юридическая сила и особый порядок их принятия. Следовательно, к нему предъявляются определенные требования:
-закон должен регулировать действительно фундаментальные вопросы,
-он должен быть совершенным по содержанию и форме;
-его соблюдение должно быть бесспорным.
Нормативные правовые акты принимаются федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации в правотворческом процессе или в результате прямого правотворчества всего населения (референдум).
Порядок принятия нормативных правовых актов закреплен в Конституции РФ и включает определение круга субъектов законодательной инициативы, условий прохождения законопроектов, порядка их подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия закона должен быть определен в регламентах соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только общественные отношения, характеризующиеся устойчивостью, типичностью и важностью.
В основном оно регулирует формулирование и изменение конституционных норм, установление прав человека и гражданина, форму правления, государственное или административно-территориальное устройство, установление методов осуществления государственной власти, установление принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих принципов уголовной ответственности, регулирование принципов местной автономии.
Высшая юридическая сила нормативных правовых актов заключается в том, что: все другие правовые акты производны от закона и никогда ему не противоречат; они не требуют утверждения другими органами; никто не вправе отменить закон, кроме органа, его издавшего.
Нормативные правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения. Конституционные и иные законы используются для определения основ конституционного строя, основных прав и свобод граждан, структуры и функционирования государственной власти и управления. Нормативные правовые акты определяют важные сферы жизни общества и государства, такие как формы и виды собственности, основы налоговой системы, предпринимательской деятельности, приватизации и образования.
По мере стабилизации и развития общества роль права в нашей жизни будет постепенно возрастать. В правовом государстве все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности, а также важнейшие вопросы государства, должны регулироваться законом и только законом .
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на сферу конституционного регулирования, как в России, так и за рубежом. Несмотря на существующие различия, все они опосредуют общественные отношения по поводу государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, правотворческих процедур и т.д.
Судебная практика влияет на формирование и развитие права различными способами - от убеждения до принуждения. Между этими гранями существует достаточное количество полутонов, которые по-разному подчеркивают влияние юриспруденции.
Нормативно-правовые акты являются результатом правотворчества. Однако его разработка и принятие имеет свои обязательства, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества.
Законы принимаются в процессе правотворчества, который является наиболее важной частью правотворческой деятельности.
В каждой стране существуют свои и специфические процедуры принятия, изменения и дополнения нормативно-правовых актов. Однако все принятые правовые акты, как правило, проходят одни и те же стадии правотворческого процесса, начиная с внесения законопроекта в высший представительный орган, его обсуждения и утверждения и заканчивая опубликованием (обнародованием) принятого закона.
Если закон принимается путем референдума, то стадии принятия и вся процедура регулируются специальным законом о референдумах.
Таким образом, нормативный акт - это правовой акт, который принимается компетентным органом и содержит правовые нормы, то есть положения общего и постоянного характера, предназначенные для неоднократного применения.
Нормативные акты издаются в строго регламентированной форме органом, наделенным нормотворческими полномочиями. Нормативные акты являются официальными документами и передают юридически значимую информацию .
Нормативные акты занимают особое место в системе правовых актов. Их следует отличать от актов по применению и толкованию права.
Основные особенности нормативных правовых актов заключаются в следующем.
Во-первых, нормативные правовые акты формально-юридически принимаются только высшим представительным органом всего населения - парламентом (в России - Федеральным Собранием) или непосредственно самим народом путем референдума.
Во-вторых, нормативные правовые акты обладают высшей юридической силой и верховенством среди всех других источников права и являются господствующей формой права.
В-третьих, как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (хотя бы теоретически) волю и интересы общества и народа в целом, закон также должен отражать волю и интересы общества и народа в целом. Взгляд на право как на выражение "общей воли" является весьма традиционным для национальной и международной правовой теории.
В-четвертых, в отличие от других нормативных правовых актов, закон издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются важнейшие общественные отношения. В-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в ходе специальной законодательной процедуры. Законодательные процедуры существуют в каждой стране. Законодательные процедуры обычно закрепляются в специальных законах - правилах или постановлениях - высшего органа государственной власти и являются объективно необходимыми.
1.2.Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям, таким как юридическая сила, содержание, сфера и характер действия, орган, издающий их.
Все законы и подзаконные акты классифицируются как законы или подзаконные акты в зависимости от их юридической силы. Юридическая сила закона или нормативного акта является наиболее важным признаком при его классификации. Юридическая сила закона или постановления определяет его место и значение в общей системе государственного регулирования. Акты высших правотворческих органов осуществляются в соответствии с теорией и практикой правотворчества. Последние издаются на основе и в соответствии с нормами, издаваемыми высшими правотворческими органами .
Формирование правового государства связано с возрастанием роли права в государственной и общественной жизни. Право, отражая в сжатом виде социальные интересы, выступает основным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод граждан.
Оно функционирует как важнейший инструмент преобразований в экономической, социальной и других сферах и в то же время способствует стабильности общественных условий. Закон устанавливает правовые основы деятельности всех государственных и общественных институтов. По своей юридической силе он занимает ведущее место в правовой системе, поскольку определяет динамику и содержание всех других правовых актов.
Законы - это основной вид нормативных правовых актов и фундаментальная категория правовой системы страны.
Законы - это нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой (по отношению к другим нормативным правовым актам), принятые специально законодательным органом или путем референдума, выражающие волю народа, регулирующие наиболее важные общественные отношения и (наряду с Конституцией РФ) являющиеся основным источником права.
Теория права формулирует основные и наиболее важные признаки права следующим образом.
Признаки закона следующие:
1)принимается органом, наделенным специальными полномочиями;
2)принимается в строгом соответствии с процессуальным порядком; и
3)регулирует наиболее важные и наиболее значимые общественные отношения;
4)общеобязателен, его отмена - общественные отношения;
5)имеет стабильный характер;
6)обладает высшей юридической силой;
7)не является обязательным;
8) выражает волю и интересы народа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации// pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. 367 с.
3. Берг, Л.Н. Теория права: правовое воздействие и правовое регулирование : учебник для вузов / Л. Н. Берг, Е. А. Березина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 393 с.– ISBN 978-5-534-14900-5. – Текст : непосредственный.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.
5. Головкин, Р.Б. Актуальные проблемы теории правового регулирования : учебное пособие для вузов / Р. Б. Головкин, Ю. П. Колесникова, О. Д. Третьякова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 305 с. – ISBN 978-5-534-12216-9. – Текст : непосредственный.
6. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
7. Комаров, С.А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. – 10-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 528 с. – (Высшее образование).– ISBN 978-5-534-15392-7. – Текст : непосредственный.
8. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России. Уч. пос. в 2 т. Т. 1. Государство. М: Проспект, 2021. 640 с.
9. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
10. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. – 2019. № 8. – С. 56. – Текст : непосредственный.
11. Климов, А.С. Назначение наказания несовершеннолетним: особенности, ошибки и проблемы судебной практики / А.С. Климов, С.Н. Хорьяков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – № 1. – С. 56-59. – Текст : непосредственный.