Фрагмент для ознакомления
2
Изучение понятийно-категориального аппарата является базисом любой исследовательской работы, без которого исследование становится невозможным. Толкование одного и того же понятия может отличаться, но имеет один и тот же смысл, просто с разных точек зрения. Это говорит о субъективности различных исследователей и учёных в связи с разностью их подходов и научных школ. Благодаря этому можно изучить определение с различных сторон, что позволяет лучше изучить место данного термина в окружающих взаимосвязях, понять реальную картину.
Рассмотрим для начала этимологию слова «правопорядок». Понятие «порядок» используется в различных общественных сферах как определение упорядоченности, организованности и устойчивости. Слово «правовой» указывает на образование данного явления с правом. Значит формирование правопорядка обеспечивается реализацией юридических норм и механизмов.
Прежде чем искать возможные пути укрепления правопорядка в современной России, необходимо ознакомиться с данным определением в отечественном правоведении, при этом не стоит забывать о существовании различных подходов к определению и пониманию данного понятия.
Разные учёные по своему выделяют главные приоритеты трактуемых ими определений. Например, А.А. Гогинидр: «Правопорядок это часть общественного порядка, который можно определить как качественное состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации правовых норм, принципов и позитивной ответственности субъектов» . Для автора данной трактовки в приоритете определения стоит урегулированность общественных отношений, которая формируется из реализации правовых норм, выступая при этом антиподом неорганизованности. Из этого следует, что правопорядок, основанный на праве и законности, обеспечивает упорядоченность общественных отношений, придаёт им организованную структуру. Это важно для государственной власти, ведь только при наличии хорошо организованной системы общественных отношений возможно построить эффективную модель управления и регулирования общества.
Схожей точки зрения в своих работах придерживается Л.А.Морозова . Она определяет правопорядок как основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действиях их участников.
Некоторые подходы отечественных исследователей в юридической литературе можно обозначить в концепции.
1. Концепция «правопорядок – состояние урегулированности общественных отношений на основе права, законности» (А.М. Васильев, П.М. Рабинович, И.С. Самощенко, Б.Г. Баланик, Ю.А. Соколов) . Если проанализировать подробнее эту концепцию, выходит что упорядоченность выходит сложным механизмом, почва для которого является любой действующий правовой акт, который влияет на процесс правоотношений. В данном случае немаловажную роль играет именно соблюдение субъектами правовых норм и их уяснение смысла содержания правовых норм, ведь качество и уровень соблюдения отталкивается также от того, насколько ясными являются нормы права. Также важной составляющей является правовая культура граждан, их правосознание, и то, насколько реальны те или иные гарантии со стороны государства для реализации прав и свобод всех граждан. Вывод по этой концепции следующий: главным элементом правопорядка является именно упорядоченность правоотношений в различных сферах общества. Но рассмотрение правопорядка является более многоаспектным и широким понятием, чем просто упорядоченность, поэтому придерживаясь лишь данной концепции нельзя полностью обхватить сущность определения правопорядка.
2. Однако и нельзя отвергнуть положения о упорядоченность, просто неправильно сводить понятие правопорядка лишь к данному элементу.
3. Концепция «правопорядок – это упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном поведении» (Г.С. Котляревский, А.Б. Лисюткин, В.Н. Казаков).
Главный минус данной концепции заключается в идеализированной форме, ведь только в такой теоретической модели возможен тот вариант, при котором все субъекты правовых отношений выполняют в полной мере свои обязанности и при реализации своих законных прав и свобод, полностью следуют правовым нормам, никак не выходя за рамки закона, даже при реализации сугубо личных интересов различного плана. К сожалению, данная система не соответствует не только российским, но и общемировым реалиям, что возводит данную концепцию в некий идеал.
3. Концепция «правопорядок – система правоотношений» ( П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Н.А. Стручков, И.Ф. Рябко) . Основой правопорядка является система правоотношений, однако нельзя отождествлять эти два понятия.
Ведь для наличия правопорядка недостаточно наличия урегулирования правом определённого круга общественных отношений. К этому необходимо добавить обеспечение исполнения субъектами правоотношений своих обязанностей, гарантировать осуществление прав. Правоотношения являются лишь частью правопорядка.
Многие исследователи отдельно выделяют принцип законности. Так например по определению Д.О.Нестерова, правопорядок это объективно и субъективно обусловленное состояние социальных отношений, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью, основанное на нормативных предписаниях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права . В данном определении учитывается внутренняя непротиворечивость и согласованность в общественных отношениях, что предотвращает возникновение различного рода коллизий.
Социальные отношения основываются не только на принципах законности, но и на немаловажных нравственных и гуманистических требованиях. Стоит отметить, что автор выделяет ответственность каждого субъекта права за свои деяния, исполнение им своих обязанностей, свободы в реализации своих прав (если это не противоречит правам других). Весомую роль принципа законности в определении правопорядка также дают, например В.С. Бялт и С.Н. Трипутин . Они определяют правопорядок как составную часть общественного порядка, представляющую собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, как итогов воплощения законности в реальные общественные отношения.
Данные авторы рассматривают правопорядок в тесной связи с воплощением такого принципа, как законность. Ведь в формировании правопорядка, именно законность является основополагающим принципом в деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц. Следовательно эти явления взаимосвязаны, что подтверждает рассмотрение в тесной связи принципа законности с правопорядком.
1.2. Понятие и сущность законности
Необходимо более подробно ознакомиться с данным понятием. Законность представляет из себя неукоснительного соблюдения общеобязательных законов и основанных на них нормативных правовых актов. Но попробуем разобраться с этой юридической категорией более подробно.
Обратимся к мнению отечественных специалистов. Например, В. Н. Карташов рассматривает законность как требование строгого и неукоснительного соблюдения законов и основанных на них правовых актов . Д. О. Нестеров трактует законность как политико-правовое явление, обусловленное закономерностями развития общества и характеризующее его государственно-правовую форму организации посредством действия гарантированной государством системы правовых предписаний, призванных упорядочивать общественные отношения и обеспечивать правопорядок .
Стоит отметить более широкое определение В.И. Гойманова и В.В. Лазарева: «Законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращённое ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания» .
Попробуем проанализировать вышесказанное научное суждение для лучшего понимания темы.
Начнём с начала. Законность – принцип реализации норм права. Это означает, что в двустороннем порядке государственные органы и граждане обязуются соблюдать законы, которые являются именно общеобязательными, полностью исполнять свои обязанности. В случае нарушения какого-либо правового акта или его несоблюдения, любой субъект правоотношений подвергается соизмеримым с нанесённым общественным ущербом санкциям. Значит данный принцип является универсальный как между гражданами и государственными органами, так и внутри государственной структуры.
Второе: законность – метод реализации правовых норм. В процессе своей деятельности государственные органы не должны выходить за рамки своих компетенций, тем самым не нарушая компетенцию других органов. Опираться на реализацию принципа законности необходимо постоянно в процессе своей деятельности. Существует лишь один верный путь реализации государственной власти, и этот путь заключается в следовании принципам законности.
Третье: законность – режим. С общеправовой точки зрения у категории «режим» может быть два основных определения:
1) режим как часть юридического инструмента, соединяющего в себе комплекс определённых правовых средств.
2) режим как официально установленный особый порядок правового регулирования, несущий в себе совокупность юридических и организационных средств, которые используются для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.
В данном режиме субъектам необходимо соблюдать, исполнять и не нарушать правовые акты. Законность как политико-правовой режим демократического государства обеспечивает характер взаимоотношений государства с гражданами на основе законов, а обязанность их соблюдать в данном случае распространятся на всех неотвратимо.
Из всего вышеперечисленного уже понятно, что принцип такой законности возможен лишь в правовом государстве, с развитой демократией. Как отмечает М.Н. Марченко, «в числе важнейших признаков и черт правового государства – не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения её в одних или нескольких руках» .
Именно в правовом государстве, где права и свобода человека являются высшей ценностью, реализуется всеобщее равенство перед судом, за неисполнение или нарушение законов наступает юридическая ответственность, а государственные органы в процессе своей деятельности при взаимодействии с другими элементами государственной власти и гражданами руководствуются принципом законности, возможно существование и реализация законности. Демократизм должен выражаться в том, что законы и предписания которые выполняют граждане, должны выражать волю большинства. Законность соответственно является оплотом для утверждения демократии. Она должна охранять незыблемость прав и свобод граждан, выражать их интересы, способствовать развитию и деятельности гражданского общества, обеспечивать соблюдение демократических процедур в правоприменительной и правотворческой деятельности соответствующих компетентных органов государственной власти.
Основываясь на всём вышеперечисленном, можно дать единое определение законности – это политико-правовое явление, которое осуществимо реализовать лишь в рамках правового, демократически организованного государства, включающие в себя одновременно режим, принцип и метод функционирования государства и общества, при котором государственные органы и общество в процессе реализации права и взаимодействия с другими субъектами права в процессе своей деятельности соблюдают законы и подзаконные акты.
Теперь изучим структуру правопорядка. В неё выделяют три элемента:
1. Правовая структура общества. В неё входят государство и государственные органы, организации и учреждения, негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Она закрепляет фактическую структуру общества, чётко определяет их компетенции, функции, полномочия. Это всё оформлено в виде правового статуса, в конституции, законах и подзаконных актах, договорах. Ведь каждый субъект права должен иметь чёткое правовое состояние, субъективные права и обязанности. Участники правопорядка несут ответственность за совершенные действия.
Чёткая регламентированность и упорядоченность в взаимоотношениях субъектов правопорядка является необходимостью, вызванной недопустимостью брать не свойственные для себя полномочия отдельными субъектами, дублирования функций некоторых субъектов. Это способствует организованности, дееспособности и эффективности структуры общества в целом, что позволяет избежать негативных факторов.
Чтобы избежать возникновения различных дестабилизирующих факторов необходимо исключать возможных пробелов и коллизий в регламентировании отношений. Поэтому возникают функции, которые возлагаются на государственную власть:
– определить участников правопорядка, их правовое состояние, права и обязанности, функции и полномочия, сферы их взаимодействий;
– обозначить действия, отношения, подлежавшие регламентированию;
– обозначить совокупность правовых средств, методов регулирования;
2. Правовые отношения и связи, их возникновение, изменение и развитие, прекращение. Это самый динамичный элемент в правопорядке. В него входят реализованность и гарантированность прав и обязанностей, свободы и ответственности, определённые поступки и действия, регламентированные правом. Всё это оформляется в нормах процессуального законодательства.
Существуют структурные отношения, которые представляют собой взаимосвязи между участниками правопорядка, а также различные свойства, которые вместе объединены в единое образование. Это целая система взаимосвязей, которая имеет свою внутреннюю организацию, обеспечивая правопорядку упорядоченность. Внутри неё участники взаимодействуют по горизонтали и вертикали.
Показать больше