Фрагмент для ознакомления
2
Спрос – это платёжеспособная покупательская потребность. Другими словами, спрос (D) – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Величина спроса (Qd) – это количество товара, которое покупатели хотят и могут позволить приобрести по данной цене. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопутствующие товары.
Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.
Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей (включая государство) на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей, а также на инвестиционные товары при разных уровнях средних цен. Совокупный спрос зависит, прежде всего, от доходов населения и фирм. Кривая совокупного спроса отражает функциональную зависимость между величиной совокупного спроса и средним уровнем цен при прочих равных условиях [5].
Причинно-следственная связь между величиной спроса и рыночной ценой выражается законом спроса по цене. Обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к росту цен, а пониженный – к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит наименование закона спроса. Закон спроса выражает:
обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
падение спроса может произойти не только вследствие роста цен, но и вследствие перенасыщения рынка товарами.
Графически этот закон представлен кривой спроса (графиком спроса), приведенной на Рис. 1:
Рис. 1. График спроса – кривая D
На Рис. 1 на оси ординат (ОР) отмечаются цены, на оси абсцисс (OQ) отмечается количество товара.
Согласно закону спроса, потребителями будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка закона: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар [12]. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения (Табл. 1).
Таблица 1
Эффект дохода и замещения
Название эффекта Содержание
Эффект дохода При снижении цены на товар покупательная способность денежного дохода (реального дохода) потребителя увеличивается, что позволяет ему приобрести больше данного товара, и наоборот.
Эффект замещения При подорожании товара спрос на него сокращается, потому что подорожавший товар можно заменить
аналогичным, но более дешёвым.
Рассмотрим пример о продаже тетрадей в магазине (Рис. 2): на оси ординат отложены цены на тетради, на оси абсцисс указано количество тетрадей, на которое предъявляется спрос.
Рис. 2. Пример кривой спроса
Кривая D на графике показывает, что при повышении рыночной цены платёжеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных покупателей на продукты увеличивается. Так при цене в 2,5 рубля потребители хотят и могут приобрести тетради в количестве 100 штук, при цене в 2 рубля потребители уже готовы приобрести 200 тетрадей, при цене 1,5 рубля – 300 тетрадей и т. д. Следовательно, чем меньше цена тетрадей, тем большее их количество потребители могут себе позволить.
По каждому из товаров цена свидетельствует о необходимости увеличения производства, если спрос стабилен и повышается, или снижения производства, если спрос падает.
Таким образом, спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести. По низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по более высокой. В этом выражается закон спроса. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.
Рассмотрим коэффициент эластичности и эластичность спроса. В рыночной экономике важное значение имеют расчёты поведения спроса или предложения под воздействием на них каких-нибудь факторов. С этой целью в экономической теории используется понятие эластичность. Введение понятия эластичности как меры реакции покупателей и продавцов на изменения условий рынка позволяет повысить точность анализа спроса и предложения.
Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение каких-либо факторов [11]. Различают следующие виды эластичности: ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрёстная эластичность.
По каждому виду эластичности можно рассчитать коэффициент эластичности – степень реакции одной величины в ответ на изменение другой [3]. Свойства эластичности:
если функция y(x) – убывающая (при возрастании х убывает у (х) и наоборот), то коэффициент эластичности отрицателен: Еу (х)<0; если аргумент и функция связаны прямой зависимостью, то Еу (х)>0. Это значит, например, что коэффициент ценовой эластичности спроса, в основном, отрицателен [7];
эластичность взаимно обратных функций есть взаимно обратные величины (по определению эластичности) эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
Эластичность спроса – чувствительность величины спроса товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса при изменении (как правило, увеличении) цены на 1% [5]. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
Существует несколько методик определения эластичности спроса. Рассмотрим два из них:
анализ временных рядов – это изучение существующего опыта продаж компании (этот способ предполагает использование реальных, а не статистических показателей, однако такие данные, рисуя полную картину прошлого, не позволяют предсказать, как поведет себя потребитель в текущих условиях);
тест-маркет – это анализ продаж в режиме реального времени реального продукта, который создан специально для тестирования ценовой реакции в условиях экспериментального региона, по своим характеристикам похожего на основной (для такого исследования сами регионы и каналы продаж тестируют на возможность сопоставления данных; в отличие от простого анализа, этот способ позволяет собирать наиболее актуальную статистику поведения потребителя) [14].
Таким образом, под эластичностью понимается мера реакции покупателей и продавцов на изменения условий рынка. Эластичность позволяет повысить точность анализа спроса и предложения. Эластичность бывает ценовой, по доходу, перекрёстной. По каждому виду рассчитывается коэффициент эластичности. Существует несколько методик определения эластичности спроса, например, анализ временных рядов и тест-маркет.
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью [3]. Он измеряется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):
для процентных величин:
где ∆Q% – процентное изменение объёма спроса, ∆P% – процентное изменение цены данного товара;
для абсолютных величин: используется точечная и дуговая эластичность. Точечная эластичность используется при колебании цены и количества товара менее 5%:
где Q2-Q 1 – количественное изменение объёма спроса, P2-P1 – количественное изменение цены, Q1 – первоначальный объём спроса, P1 – первоначальная цена.
Дуговая эластичность рассчитывается при значительных колебаниях цены и спроса (> 5%):
где Q1 – первоначальный объём спроса, Q2 – конечный объём спроса, Р1 – первоначальная цена товара, Р2 – конечная цена товара.
По методам расчёта ценовой эластичности спроса различают эластичность в точке и эластичность по дуге. Эластичность спроса по дуге, или дуговая эластичность спроса, измеряет чувствительность величины спроса к изменению цены между двумя точками кривой спроса.
Формуле эластичности свойственна неопределенность: значения процентных изменений величины спроса и цены на одном и том же интервале кривой спроса могут существенно различаться в зависимости от направления изменения цены и величины спроса, т. е. от того, какая из точек выбирается в качестве базы для определения процентных изменений.
Однако могут встретиться ситуации, когда значения коэффициентов ценовой эластичности для одного и того же участка кривой спроса будут не только различаться, но и служить основанием для прямо противоположных выводов об эластичности (Рис. 3).
Рис. 3. Свойства эластичности
Как видно из представленного графика, эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности, это связанное с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разной: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. Поэтому каждый из них порождает соответствующий тип ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный и спрос единичной эластичности.
1.2. Кривая предложения
Предложение – это то количество товаров, которое производитель желает продать по существующим на данный момент ценам. Предложение на рынке – это результат производства и отражает желание производителей продавать свой товар. Безусловно, это желание зависит от многих факторов. В большинстве случаев, цель продажи – получение прибыли. Поэтому все продавцы стремятся продать свой товар по самой высокой цене, и, чем выше цена, тем большее количество товара будет предложено для продажи.
Предложение (S) – это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене [13].
Величина предложения (Qs) – количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на некотором рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Величина предложения зависит от цен на товары и услуги, издержек производства, цен на товары-субституты и комплементарные блага, от налогов [5].
Цена и количество товара изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены приводит к увеличению количества товара, предлагаемого к продаже и, наоборот, тенденция цены товара к снижению означает необходимость сокращать производство и предложение данного товара на рынке.
Объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. В этом состоит сущность закона предложения, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объём этого товара при прочих равных условиях. Он действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший её объём с целью получить наибольшую прибыль. Низкие цены не стимулируют производство товара, и объём предложения снижается [1].
Данную взаимосвязь можно наглядно представить кривой предложения (графиком предложения) (Рис. 4):
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2022. – 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2021. - 154 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. – М.: Юрайт, 2021. – 154 c.
4. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2022. – 521 c.
5. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2021. – 499 c.
6. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. – 815 c.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 202 c.
8. Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова. – М.: ГАРАНТ, 2021. – 154 с.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 494 c.
10. Вершинин, П.С. Тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности региона / П.С. Вершинин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2020. – № 4. – С.104-106.
11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: учебное пособие / А.Ю. Воронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 110 c.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев. – М.: Юрайт, 2017. – 238 c.
13. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: учебное пособие / Г.П. Журавлева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 127 c.
14. Журавлева, Г.П. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Г.П. Журавлева, Л.Г. Чередниченко. – М.: Инфра-М, 2021. – 448 c.
15. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 608 c.
16. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина. – М.: Маркет ДС, 2020. – 384 c.
17. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 350 c.
18. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов / С.Н. Митяков, Е.С. Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. – 2020. – № 3. – С. 32-36.
19. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.