Фрагмент для ознакомления
2
Термин «квиллинг» происходит от английского слова «quill», что означает «птичье перо». Так называемое искусство скручивания стрелок - это изготовление различных (плоских, полуторатомных и объемных) ком-позиций из бумажных полосок, скрученных в замысловатые завитки. В то время, когда квилтинг только зарождался как искусство, для скручивания бумаги, а точнее, ее кончика, использовалась обычная лебединая ручка. А после того, как квиллинг переместился к берегам Америки, мастера начали использовать иглы дикобраза в качестве прутьев.
По-другому квиллинг еще называют «бумажной филигранью»: из рулонов бумаги изготавливают цветочные композиции и узоры, украшают открытки, альбомы, подарочные упаковки, рамы для картин и даже ме-бель, создают декоративную посуду. До сих пор точно неизвестно, где за-родился квиллинг, поскольку это искусство было перенесено с запада на восток и обратно. На протяжении всего своего существования квиллинг был обогащен многими национальными особенностями различных куль-тур. Возможно, квиллинг появился в разных частях планеты, имел свои особенности, а затем слился воедино. Происхождение квиллинга нигде не задокументировано в источниках, но некоторые считают, что этот вид ис-кусства возник в эпоху изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры [12].
Квиллинг - это искусство скручивания длинных и узких полосок бу-маги по спирали, изменения их формы и создания трехмерных и плоских композиций из полученных деталей.
В отличие от оригами, которое возникло в Японии, искусство изго-товления бумаги зародилось в Европе в конце 14 - начале 15 веков.
В средневековой Европе монахини создавали элегантные медальоны, наматывая бумагу с позолоченными краями на кончик птичьего пера. При ближайшем рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создава-ли полную иллюзию того, что они сделаны из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал, и от средневековых шедев-ров мало что осталось. Однако эта древняя технология сохранилась до наших дней и пользуется большой популярностью во многих странах ми-ра. Изготовление бумаги быстро распространилось по Европе, но по-скольку бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень до-рогим материалом, бумажный пластик стал искусством для дам из богатых слоев общества [8].
В Англии принцесса Елизавета всерьез заинтересовалась искусством квиллинга, и многие из ее творений хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
В Южной Корее существует целая ассоциация любителей бумажного пластика, объединяющая приверженцев самых разных направлений бу-мажного искусства. Следует отметить, что корейская школа квиллинга от-личается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из не-большого количества деталей, они лаконичны, напоминают мозаику, украшают открытки и рамки. Восточные мастера, напротив, создают про-изведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объемное кружево соткано из сотен мелких деталей.
В 15 веке это считалось искусством, в 19 веке - женским развлечени-ем. К концу двадцатого века об этом забыли, и только в конце последних ста лет квиллинг снова начал превращаться в искусство.
Согласно источникам, техника квиллинга использовалась в III - IV веках для украшения колонн и ваз серебряными и золотыми полосками, кроме того, с помощью этой техники создавались удивительные украше-ния. А в 12 веке квиллинг стал очень популярным. Другие источники утверждают, что этот вид искусства существовал в Древнем Египте. Из вышесказанного можно сделать очевидный вывод - квиллинг имеет бога-тую историю, и самое главное, что это ремесло стало известным во всем мире и очень популярным в наши дни. В эпоху Возрождения, в конце 14 -го - начале 16-го веков, квиллинг достиг Европы.
В итальянских и французских монастырях монахини создавали ми-ниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую часто вырезали с позолоченных полей книг. Таинственный и неосязаемый мир средневеко-вых монастырей находился в неторопливом рукоделии во славу Бога. Ис-пользуя позолоченную бумагу, переплетенную с птичьим пером, монахини украшали обложки книг и предметы религиозного культа. При взгляде на их изделия, выполненные в технике квиллинг, возникала иллюзия, что по-лоски вовсе не бумеранг, а сделаны из чистого золота [13].
Восточная школа квиллинга несколько отличается от европейской. Работы европейских мастеров легко отличить от работ азиатских: они ла-коничны и незамысловаты; небольшие спиральные бумажные элементы образуют простые композиции, украшающие открытки, рамки для картин и шкатулки для драгоценностей. В Европе квиллинг чаще используется для украшения предметов домашнего обихода. А в Корее и других во-сточных странах мастера создают целые композиции из сотен завитков, их работы часто не имеют определенной цели, а существуют как произведе-ние искусства: в виде плоских и объемных картин, игрушек, рисунков и других декоративных предметов.
Поскольку европейская жизнь, ее уклад очень рационален, характе-ризуется спешкой и деловитостью, произведения искусства здесь просты и лаконичны. На Востоке жизнь спокойная, мирная, размеренная. Восток - это место, где широко распространено созерцательное мировоззрение и где восхищаются прекрасным. Вот почему для азиатской школы квиллин-га характерно создавать сложные, необычайно красивые, замысловатые, но в то же время изысканные произведения, на которые можно долго смотреть, рассматривая рисунок на бумаге, и понимать, сколько терпения и труда автор вложил в свое произведение.
В Европе в 18 веке бумажной филиграни обучали в специальных школах, это рукоделие было престижным среди женщин и девочек из высших слоев общества. Известно, что квиллинг считался благородным делом, доступным не каждому. Как правило, такие украшения заказывали люди из знатных и даже богатых храмов. В то время документ был недо-ступен для граждан.
В технике квиллинг мастера изготавливали шкатулки для драгоцен-ностей, универсальные украшения и предметы интерьера, медальоны, об-ложки для книг, багетные рамки для картин и икон. Обычная бумага не использовалась, использовалась только позолоченная или посеребренная бумага. Как и средневековые монахини, часто использовалась бумага, вы-резанная из верхушек книг, реже - специально изготовленная. И вся бу-мажная лента, и только концы были покрыты золотом. К сожалению, из-за низкой прочности материала до наших дней сохранилась лишь небольшая часть старинных творений.
В 19 веке квиллинг стал любимым занятием женщин. Можно даже сказать, что квиллинг был повсюду: на сумочках и женских аксессуарах, на гербах, на полках и шкафчиках, на зонтиках и тумбочках, на картах и рамах, даже на винных бочках. В отделке мебели квиллинг использовался настолько активно, что даже на некоторых предметах мебели были сдела-ны специальные углубления на лицевых панелях для бумажного рисунка. Квиллинг сочетался с вышивкой, живописью и многими другими видами искусства [4].
Однако в 20 веке, как ни странно, искусство бумажной филиграни было забыто. Только к концу века квиллинг начал возвращаться в искус-ство. В 1950-х годах были разработаны основные элементы и формы для квиллинга, которые используются современными мастерами. А в 1983 году в Великобритании был основан Союз квиллинга Англии. Эта организация организует международные фестивали квиллинга с 1992 года.
Квиллинг считается народным искусством в Южной Корее. Там был основан клуб квиллинга. Уроки рисования из бумажного пластика вклю-чены в школьную программу. Этот вид рукоделия не менее популярен, чем оригами, в Корее, Японии и Китае.
Сегодня квиллинг стал популярным во многих странах мира. Это вызывает большой интерес в Великобритании, Германии и США.
В России квиллинг также находит своих поклонников, которых с каждым годом становится все больше и больше. Проводится все больше и больше различных выставок («Магия бумаги», «Волшебное превращение бумажных полосок» в Дарвиновском музее), конкурсов и семинаров. Не остаются в стороне даже школы, детские сады и дома творчества - там от-крываются квиллинг-клубы с авторскими программами. Изделие Darwin, выполненное в технике квиллинг с использованием гофрированного кар-тона, конечно, сильно отличается от изделий, изготовленных опытным взрослым мастером, но работа в технике квиллинг доставляет удоволь-ствие всем участникам процесса.
Поделки, которые предлагают детские мастера, просты в изготовле-нии, украшения не занимают много времени, но благодаря своим нежным, легким завитушкам они всегда выглядят очень красиво и изысканно. Заме-чательные узоры, которые можно сделать из самых простых элементов, могут украсить любую открытку или подарок и стать изюминкой в инте-рьере. Как уже упоминалось выше, в технике квиллинг выполняются как плоские (картины, открытки, декор), так и объемные фигурки (игрушки, елочные украшения, сувениры) [21].
У нас есть представление о хрупкости и недолговечности, связанных с бумагой. Но квиллинг опровергает это утверждение – вы можете, напри-мер, поставить чашку или тяжелую книгу на изящную подставку для то-мов, и ни один завиток бумажного кружева не пострадает. Вы можете со-здать вазу для конфет из бумажных элементов и безопасно использовать ее по прямому назначению, она не развалится и не сломается.
Поделки в технике квиллинг всегда могут стать интересным, необыч-ным и очень приятным и красивым подарком на любой праздник. Напри-мер, вы можете сделать шарики и сосульки из белого или серебристого картона, которые будут выглядеть так, как будто мороз сам сделал их изо льда. Поделки, выполненные в технике квиллинг, отличаются необычной легкостью и волшебством. Таким образом, составные рулоны бумаги мо-гут выдержать вес вазы или чайника. Объемная подставка, выполненная в технике квиллинг, не такая хрупкая, как кажется, она будет намного проч-нее обычного листа бумаги, поскольку все полоски, скрученные в спираль и расположенные на конце, удержат вес вместе.
Конечно, бумажные изделия, в том числе изготовленные из скручен-ной бумаги, не могут быть долговечными из-за своих свойств. Однако можно создать специальные условия хранения и выбрать качественные ма-териалы, а срок службы подделки можно продлить на некоторое время, используя ее по прямому назначению. Таким образом, к удивлению мно-гих, бумажное кружево оказалось не только красивым материалом, но и долговечным, открыв ранее неизвестные нам свойства и возможности та-кого давно известного материала, как бумага.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатова И. Оригами. Квиллинг. 25 моделей и композиций из гофрированного картона. - М.: Мартин - 96 с.
2. Бойко Е., Чебаева С. Квиллинг и декупаж. - М.: АСТ, 2012 - 64 с.
3. Букина С., Букин М. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. - Россия: Феникс, 2010. - 270 с.
4. Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. - М: Айрис-пресс, 2013. - 144 с.
5. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 100.
6. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению : учебное пособие / В.В. Выгонов. - М.: Академия, 1999. - 256с.
7. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ, 1997 - 96 с. 11
9. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М Галямова, В.В.Выгонов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
10. Зайцева А. Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель. - М.: Эксмо, 2014. - 96 с.
11. Зайцева А. Объёмный квиллинг. Цветы и фигурки животных. - М.: Эксмо, 2016 - 64 с.
12. Зайцева А. Цветочные композиции в технике петельчатый квиллинг. - М.: Эксмо, 2015 - 64 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в началь-ной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвеще-ние, 2008.
14. Кардинал Д. Узоры из бумаги. Квиллинг. - М.: Арт-Родник, 2010 - 48 с.
15. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 c.
16. Мартин Э. Креативный квиллинг. Открытки, украшения, по-дарки. - М.: Контэнт - 48 с.
17. Моргунова К. Цветы в технике квиллинг. - М.: Эксмо, 2014 - 64 с.
18. Объёмный квиллинг; под ред. Соколовой М. - М.: АСТ-Пресс, 2013 - 32 с. 36
19. Пейнтер Л. Квиллинг, декупаж, папье-маше, декор и прочие чудеса из бумаги. - М.:АСТ, 2012 - 256 с.
20. Планируемые результаты начального общего образова-ния/[JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
21. Соснина С.П. Диагностика развития мелкой моторики. - Ко-строма, 2011 43.Торманова А.С. Большая энциклопедия. Квиллинг. - М.:АСТ, 2015 - 192 с.
22. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. - М.: Никола-пресс, 2005. - 112 с.
23. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. - М., 1998.
24. Фогальбахер М. Современный квиллинг. Новые техники. - Арт-Родник, 2014 - 48 с. 49
25. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем трени-ровки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзного совеща-ния по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с. 281-282.
26. Хребтищева Е. Поделки в технике квиллинг своими руками. - М.: Эксмо, 2016 - 64 с. 51.