Фрагмент для ознакомления
2
Государственное принуждение - это один из методов правового регулирования социального управления и общественных отношений со стороны государства.
А.И. Коваленко дает следующее определение государственного принуждения Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие на человека со стороны авторитетного органа или должностного лица государства с целью заставить (принудить) его действовать в соответствии с волей управляющего субъекта в интересах государства .
Принуждение - насильственное воздействие на сознание или волю человека, насильственное навязывание ему определенного способа поведения.
Принуждение как объективное свойство права обусловлено властным характером права, государственно-волевым характером правовых норм и проявляется в конкретных актах правового принуждения.
Сущность принуждения заключается в отрицании воли подчиненных при отсутствии свободы выбора. Принуждение может носить психологический, имущественный, физический или организационный характер. Основная цель принуждения - охрана правопорядка в обществе и обеспечение правомерного поведения всех участников общественных отношений.
Особое внимание уделяется правовой природе принуждения. Основным требованием является законность, согласно которой ограничение прав и свобод граждан допускается только по основаниям и способами, прямо предусмотренными законом. При этом решающее значение имеет не только законность, но и обоснованность, легитимность и целесообразность принуждения. Там, где это возможно, следует отказаться от принуждения в его самых жестких формах.
Применение принуждения - это не общее правило, а часть специальных полномочий отдельных государственных органов. Последние в целом составляют правоохранительную систему государства.
Государственное принуждение - сложное правовое явление, характеризующееся комплексом следующих признаков:
1.государственное принуждение - это всегда специфическая форма правоохранительной деятельности специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц
2.принуждение - это физическое и психическое внешнее воздействие на сознание и поведение субъекта.
3.принуждение всегда связано с установлением правовых ограничений, как правило, негативных для субъекта
4.фактическим основанием для применения мер принуждения является совершение уголовного преступления и наступление иных правовых аномалий, нежелательных для общества и государства.
5.применение мер принуждения осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законом.
6.под целью государственного принуждения понимается конечный результат, которого стремится достичь государство путем применения своих мер .
Государственное принуждение осуществляется не во всей правоохранительной деятельности, а только в той, которая называется правоприменительной, связанной с применением или угрозой применения санкций правовых норм и разрешением конкретных правовых ситуаций реализации принудительных мер воздействия.
Физическое принуждение всегда связано с ограничением свободы субъекта. Оно заключается в фактическом применении мер принуждения к виновному лицу. Физическое принуждение применяется в основном к правонарушителям с целью их исправления и перевоспитания.
Психическое принуждение - это угроза наступления неблагоприятных последствий за нарушение закона.
Психическое принуждение заключается в воздействии на волю субъекта путем указания на нежелательные последствия с целью подавления воли субъекта и подчинения воли контролирующего лица .
Его суть заключается в угрозе реального применения физического принуждения. Принуждаемое лицо ставится перед выбором: подчиниться воле принуждающего или терпеть определенные нежелательные последствия в виде физического принуждения.
Негативные ограничения государственного принуждения могут иметь иную природу, но их наличие необходимо, поскольку в противном случае принуждение теряет всякий смысл. В зависимости от характера применяемой меры, негативные ограничения могут носить моральный, личный, имущественный или организационный характер.
Так, негативные последствия в виде личных ограничений могут проявляться непосредственно при назначении лицу наказания, например, административного ареста.
Примерами имущественных ограничений являются конфискация имущества, штрафы и другие меры.
Примерами ограничений прав организационного характера является осуществление влияния после распада организационной или структурной единицы, например, когда военные теряют свое знамя, или когда несправедливо присуждаются ученые степени и звания.
Многие ученые считают, что меры принуждения применяются только в отношении преступлений. Однако в законе есть множество ссылок на то, что принуждение со стороны государства возможно даже при отсутствии правонарушения. Это относится, например, к различным видам принудительных мер медицинского характера. Процедуры применения различных видов государственных принудительных мер различны, но во всех случаях они строго регламентированы. Основной целью принуждения в нашей стране является укрепление режима правопорядка в стране и всемерная защита прав и законных интересов личности, общества и государства .
1.2.Принципы и виды правового принуждения
Можно выделить шесть принципов правового принуждения:
1.государство обладает монополией на принуждение;
2.равенство всех и каждого перед законом и судом;
3.презумпция невиновности;
4.гуманизм;
5.индивидуализация, пропорциональность, одно наказание, сто заповедей.
6.право частных лиц на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов или должностных лиц.
Монополия государства на принуждение заключается в том, что месть, самосуд, произвольное осуществление и защита прав, свобод и интересов частными лицами запрещены. Однако правовая система необходимой обороны является исключением, когда государство доверяет народу полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества и нематериальных благ. Равенство всех и каждого перед законом и судом выражается в государственной гарантии равного правового статуса субъектов права и запрете дискриминации. Обязательные меры применяются к лицам независимо от их национальности, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Согласно презумпции невиновности, лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность или свидетельствовать против себя или своих родственников. Бремя доказывания фактов правонарушения и вины причастных к нему лиц лежит на государстве. Гуманитарные принципы отражены в запрете жестокого обращения, пыток и телесных наказаний, моратории на смертную казнь и минимизации вреда от применения принудительных средств. Правоохранительные органы не должны обращаться с людьми таким образом, который умаляет их достоинство как человеческих существ .
Огнестрельное оружие и боеприпасы, причиняющие ненужные травмы или представляющие ненужный риск, не должны приниматься к использованию. Наказание должно иметь как воспитательную, так и карательную цель. Принудительные меры должны применяться с учетом характера правонарушителя, его семейных обстоятельств, виновности, смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Размер наказания должен быть соразмерен причиненному ущербу. Другими словами, наказание должно быть соразмерно правонарушению и назначаться с учетом причиненного ущерба.
Таким образом, мера ответственности должна быть соразмерна правонарушению, и ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение более одного раза.
Принуждение как сложное явление характеризуется различными формами проявления с их конкретным и разнообразным содержанием.
Под формами и видами государственного принуждения следует понимать объединенные общностью целей, оснований и правовых последствий процедуры применения групп специально выделенных мер принуждения, которые можно отличить и классифицировать друг от друга.
Любой вид государственного принуждения специфичен своими конкретными средствами принуждения и может быть внешне весьма разнообразным в рамках своего обособления .
В.Н. Протасов различает превентивные (предупредительные) меры, меры правовой защиты и меры юридической ответственности . Они различаются в основном по своим основаниям и целям. Правовым основанием превентивного принуждения является ситуация, которая с большой долей вероятности предполагает возможность причинения обществу необратимого вреда. Иными словами, существует правовая презумпция, основанная на многолетних наблюдениях за образом жизни людей, обобщенная законом и юридической наукой.
В основе превентивных мер могут лежать стихийные бедствия (захват транспорта для борьбы с ними), правомерное поведение (досмотр авиапассажиров и их багажа) или негативные характеристики личности (изъятие охотничьих ружей). Целью превентивных мер является именно предотвращение предполагаемого негативного события. Основанием для применения мер защиты является деяние, которое объективно является противоправным и вредным, но не является виновным. Отсутствие вины является характерной чертой оснований для применения мер защиты. И те меры, которые в теории гражданского права называются "безвиновной" юридической ответственностью, являются именно гражданско-правовыми мерами защиты. Это связано с тем, что не может и не должно быть такого понятия, как невиновная юридическая ответственность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые и другие официальные документы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
II. Учебные и научные издания
2. Гавриков В.П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
4. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
5. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
6. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
8. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
9. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
10. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
11. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
13. Шагиева Р.В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.