Фрагмент для ознакомления
2
Государственная региональная политика в условиях рынка должна быть выработана в соответствии с децентрализованной экономикой, укреплением финансовой и экономической самостоятельности государственных и административных структур, изменением и распределением функций центров, субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Региональные политики представляют собой систему задач и целей органов власти в области управления политическими, экономическими и социально-экономическими развитиями регионов и механизм их осуществления. Региональная экономическая политика представляет собой федеральный округ, субъект федерального округа, муниципальное образование, локальные территории внутри перечисленного выше территориального образования [2, с. 18].
Цели регионального экономического развития государственных органов власти тесно совпадают с целями развития регионов. Таким образом, перед определением целей политики дадим определить цели развития региональной экономики, имеющие объективную природу, обусловленные нынешней ситуацией и перспективой развития регионов. Цель экономической политики регионов в области экономического развития - рациональное применение различных видов ограничивающих производственные ресурсы, чтобы повысить уровень и качество жизни путем использования эффектов территориальной и кооперационной кооперации и объективных плюсов межрегионального разделения трудов [6, с. 42].
Цель региональной социальной политики в области социальной политики заключается в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни каждого региона, создать примерно равные жизненные шансы для каждого гражданина, реализовать права свободного выбирания места и труда, уменьшить внутреннюю социальную напряженность.
Государственное регулирование регионального хозяйства в условиях переходных периодов преследует ряд других целевых направлений:
в качестве главной цели является создание условий для повышения экономического уровня населения региона путем устойчивой экономической динамики;
построение вместе с регионами общества с современными качествами жизни населения и окружающей среды на основе создания новых технологических способов производства и социально-ориентировочной экономики;
осуществление целенаправленных структурных, инвестиционных и научно-технических мер, стимулирование бизнес-активности реального секторов экономики, решение социальных проблем реформирования экономики;
обеспечить экономическую безопасность региона.
При этом экономическая безопасность региона включает в себя совокупность состояния, условия и факторы, характеризующие стабильность и устойчивость экономического развития территорий. Региональные политики федерального Правительства осуществляются в целях достижения общенациональных целей в развитии государства. В период кризиса экономические целевые цели преобладают, а в период роста – социальные.
Без чёткого определения целей, объектов, инструментов, форм государственных политик невозможно определение их направлений, что приводит к неконтролируемому процессу неконтролируемой дифференциации различий между регионами. Цели развития региона в глазах администрации регионов связаны прежде всего с рациональным использованием ресурсов природы, труда и капитала региона, с системным подходом к развитию хозяйственно-социального, социально-экономического комплекса региона [13, с. 17].
Цели государственных региональных политик достаточно разнообразны. Среди них можно выделить следующее:
укрепить социально-экономические основы российского государства, сохранить ее целостность, обеспечить военную, экономическую безопасность и экологическую устойчивость;
повышение качества жизни населения в регионах России;
формирование условий полноценного национального и культурного развития всего народа РФ;
обеспечение равновесия на уровне отдельных районов и социальной группы, сбалансировать их интересы с социальной и экономической политиками государства;
обеспечение социального равновесия на уровне жизненного уровня отдельных областей;
формирование социально-ориентированных рыночных экономик в регионах, механизмов их обеспечения.
К направлениям деятельности органов государственной власти региона в целях реализации региональных целей относится [14, с. 153]:
ориентация регулирования развития территорий на создание экономики, которая соответствует комплексу существующих условиях развития, а также целям социально-экономического развития;
учет особых особенностей региона, страны, определяющих их местоположение и место в территориальной экономике;
формирование механизма согласования интересов субъектов законодательства о территориальном развитии. Создание и осуществление данных механизмов осуществляется только при учете региональных особенностей, так как именно последний является фактором формирования регионального интереса в государственном управлении территориальным развитием;
определение задач региональной регулировки предполагает в первую очередь социальное направление развития и производственный потенциал региона.
Региональные экономические политики направлены на поддержку экономического развития регионов, обеспечение однородности страны и более эффективное использование наличного потенциала региона. Главной целью регулирования развития регионов является создание благоприятных условиях для обоснованного внутреннего территориального равенства на основе стимуляции развития специальных отраслей и использования сравнительного преимущества территорий.
Это является основой для определения перспективных направлений развития на региональном уровне, выявления отраслей для того, чтобы повысить экономику региона, а также оказывать влияние на развитие совместных секторов региона. Чтобы научно обоснованно оценить внутренние проблемы региона, необходимо вводить понятие «потенциал развития регионов» [21, с. 157].
Региональный потенциал развития означает, что экономика региона и ее структурные подразделения, входящие в него структурные подразделения города и района, способность к росту и внедрению инноваций в области технологического и управленческого управления, совершенствование внутренней отраслевой, социальной политической и экономической среды. Основными составными элементами потенциала регионального развития являются:
промышленное развитие;
социальное развитие;
финансовый потенциал;
ресурсный потенциал.
Основные показатели, характеризующие производственные потенциалы региона, - объем производства промышленных продуктов, потенциал регионов, объем инвестирования основного капитала, инвестиционной активности, износ базовых фондов и т.д.
По уровню развития индустрии можно выделять следующие три регионы. Первая группа включает самые крупные города региона, районы с преимущественной промышленной специализацией. Во вторую группу входят районы, которые занимают среднее место по промышленному развитию. В данной группе вы можете выделить и «точки роста», и депрессивные зоны. Третий группой являются районы с низким уровнем промышленного развития. Это, прежде всего, аграрные, экономически малоразвитые территории. Впрочем, потенциал данной группы регионов может быть довольно высоким, который отражается в уровне инвестирования и степени выноса основных средств. Чем меньше развит этот район, тем меньше отдачи от каждой конкретной эффективной производственной инициативы. Для качественного изменения технологического состава фондов экономическо-крепких районов необходимо значительное капитальное вложение [18, с. 134].
К социальным факторам региона относят комплексные коэффициенты уровня жизни и уровня денежного дохода населения, миграционное сальдо, нищета. Показатели уровня жизни сильно связаны с доходом населения денежных средств. Чем больше населения района - тем больше уровень обеспечения населения социальной инфраструктурой. Эта ситуация обычно характерна для регионов с высокой миграцией. Одна из причин миграции заключается в сворачивании производства в депрессивном районе, стремлении сократить затраты на социальное обеспечение. Структура безработицы не только способствовала быстрому снижению уровня жизни и подтолкнула процессы миграции.
Финансовые данные региона. Основными финансовыми индикаторами экономики района могут быть представлены следующие категории параметров:
процент дотаций в доходную часть бюджетов;
процент плановых дефицитов местных бюджетов;
процент исполнения плана поступлений налогов и другие обязательные платежи в местные бюджеты;
в отношении расходов заработной платы бюджетным служащим, текущих материальных затрат, социальных капитальных вложений в собственные доходы районных бюджетов;
структура промышленных предприятий, транспортных, связных и строительных предприятий.
Если в первой группе параметров главным образом описывается бюджетная динамика, то во второй - более наглядно видно степень дотации районных бюджетов, их зависимости от региональных бюджетов и государственных инвестиционных программ. Третий набор показателей отражает текущее финансовое состояние промышленных предприятий района, которые являются основой местного налогообложения [6, с. 42].
Основные принципы регионального развития включают следующие:
экологическая безопасность России, на основании которой мы можем добиться единого подхода к решениям территориальных проблем различных субъектов Российской Федерации и ее ассоциативного образования. Проблема устойчивого экологического «каркаса» России лежит в основе особенностей традиционной природоохраны;
специализированные регионы, структурные перестройки которых осуществляются в соответствии со стратегией научно-технического и инвестиционного развития страны;
прогрессивные формы пространственной организации общественного производства;
формирование равноправных условий институционального развития территориальных структур хозяйств с учетом социальных, этнополитических и экологических условий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адиятуллина Э.Т., Галимзянов Р.Р. Оценка регионального экономического потенциала Республики Татарстан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. - № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13202
2. Алексеев, М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ [Текст] / М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18-26.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации [Текст] / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Барт, А.А. Сущность и структура механизма экономической безопасности [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.- 2019. – 499 с.
6. Бобровских, Е. А. Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости [Текст] / Е. А. Бобровских // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – с. 42-44.
7. Богатырева, М. В. Основы экономики [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
8. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2020. - 295 с.
9. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
10. Васильева, В. М. Государственная политика и управление [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
11. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
12. Земскова, Е.С. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности [Текст] / Е.С. Земскова // Контентус. — 2019. — № 3 (80). — С. 65-72.
13. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления [Текст] / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
14. Мунтхер, Алматар. Развитие экономики региона на основе логистических центров [Текст] / Алматар Мунтхер // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – с. 153-156.
15. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
16. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – Москва Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
17. Перелыгина, А. С. Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики [Текст] / А. С. Перелыгина // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – с. 395-399.
18. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Тест]: учебное пособие / ред. Глушкова В. Г., Луговский А. М. — М.: КноРус. 2020. – 288 с.
19. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2. [Текст]: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.]; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tatstat.gks.ru/
21. Чернова, В. В. Экономическая безопасность РФ: проблемы и пути решения [Текст] / В. В. Чернова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1-1. - С. 157-159.