Фрагмент для ознакомления
2
Для детей младшего школьного возраста были выбраны три уровня развития интереса к чтению, каждый из которых имеет соответствующие характеристики. Критерии и показатели уровней приведены в Приложении А.
Таким образом, сумма трех показателей рассчитывается следующим образом: высокий уровень: 23-28 баллов.
Средний уровень: 14-22 балла.
Низкий уровень: 0-13 баллов.
Диагностическое задание № 1. Анализ эмоционально-ценностного отношения к книге на этапе утверждения.
Процедура: Задайте детям вопросы, понаблюдайте и оцените их отношение к книге.
Характеристики эмоционально-ценностного отношения каждого ребенка к книгам отмечаются в баллах в соответствующей графе таблицы 2 (Приложение Б).
Уровень эмоционально-ценностного отношения к книгам оценивался с помощью вопросов, представленных в Приложении Б.
Таким образом, суммарные баллы по Заданию 1 составляют:
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов.
Низкий уровень: 0-7 баллов.
Наблюдения.
Исследуемая группа состояла из девяти детей. Результаты устных индивидуальных опросов, следующие:
С высоким уровнем - 3 ученика (33%) - Мила В., Карина Х., Полина В,
Со средним уровнем - 5 учащихся (56%) - Паша К.,
Григорий И., Виктор С., Марк И., Мария С,
Низкий уровень - 1 ученик (11%) - Гоша М.
Анализ данного наблюдения показывает, что трое детей читают как для удовольствия, так и для получения информации и считают книги необходимыми и ценными в своей жизни. Однако один из девяти детей имел низкий уровень чтения. Ему не хватало внимания и интереса, он мешал другим детям, не считал книги полезными и не чувствовал потребности в чтении. Остальные дети были на среднем уровне, они не всегда были внимательны к заданиям и иногда отвлекались. Им также не хватало уверенности в том, что они говорят и делают, но с помощью взрослых у них появилось желание выразить себя и отношение к книгам.
Диагностический тест № 2: выявление грамотности чтения у детей младшего школьного возраста на ранней стадии.
Инструкции: выявить, пронаблюдать и оценить уровень читательского кругозора с помощью вопросов, связанных с литературными произведениями.
Уровень читательского кругозора оценивался с помощью вопросов. Вопросы представлены в Приложении В. При оценке результатов использовались специальные критерии, приведенные в Приложении В.
Таким образом, общие баллы за выполнение двух заданий выглядят следующим образом
Высокий уровень: 5-6 баллов
Средний уровень: 3-4 балла.
Низкий уровень: 0-2 балла.
Результаты диагностики:
Исследуемая группа состояла из девяти детей. В ходе проведения данного исследования
Были получены следующие результаты:
Высокий уровень - 1 ребенок (11%) - Полина В;
Средний уровень - 7 (78%) - Паша К, Мила В., Григорий И., Карина Х., Виктор С., Марк И., Мария С,
Низкий уровень - 1 (11%) - Гоша М.
Анализ данного наблюдения показывает, что испытуемые дети имеют среднее мнение о чтении и готовы выбирать книги по собственному разумению;
Только одна девочка имеет высокий уровень. Она выполняет все задания, легко читает разнообразную детскую литературу, берет в руки знакомую книгу и находит правильное соответствие между названием, фамилией автора и названием произведения.
Некоторые ученики имеют низкий уровень сформированности данного навыка и испытывают трудности при распознавании различных книг.
Диагностический тест № 3 исследует уровень читательской самостоятельности в младших классах начальной школы.
Для этого диагностического теста были взяты читательские формуляры из школьных библиотек. Они были проанализированы следующим образом:
1. частота посещений:
Посещение библиотеки раз в две недели (Ч)
Посещение библиотеки раз в месяц (Р)
Посещение библиотеки реже, чем раз в два-три месяца (ОР).
2. Жанровое разнообразие литературы, запрашиваемой в библиотеках. Цель: выяснить, умеют ли дети различать литературные жанры:
Сказки, рассказы, поэзия и малые фольклорные формы.
Читательская самостоятельность оценивается по
следующим параметрам:
1) Частое посещение библиотеки.
2) Понимание различных жанров.
Результаты читательской независимости представлены в таблице 4.
Таким образом, всего подведены итоги по трем заданиям:
Высокий уровень: Ч (раз в две недели) - 5-6 баллов.
Средний уровень Р (раз в месяц) - 3-4 балла
Низкий уровень ОР (каждые 2-3 месяца) - 0-2 балла.
Наблюдения:
Жанровое разнообразие основной литературы в библиотеке.
2 -детские сказки, 2 -рассказа, 1- стихотворение, 2 -приключения/фантастика, 2 -журнала и 0 -справочников.
В ходе данного исследования общий уровень читательской независимости был суммирован следующим образом
Высокий уровень - 3 (33%) - Мила В., Карина Х., Полина В.
Средний уровень - 3 (33%) - Григорий К., Виктор С., Мария С.
Низкий уровень - 3 (34%) - Гоша М., Григорий И., Марк И.
Результаты тотальной диагностики "Повышенный интерес к чтению" оцениваются по критериям:
1. эмоционально -ценностное отношение к книгам
2. читательский кругозор
3. самостоятельное чтение.
Высокий уровень: 23-28 баллов.
Средний уровень: 14-22 балла.
Низкий уровень: 13-0 баллов.
Таким образом, по общим результатам диагностики развития интереса к чтению
По уровню развития интереса к чтению были получены следующие результаты
Высокий уровень: 3 ученика (33%) - Мила В. (25 баллов);
Карина Х. (23 балла); Полина В. (26 баллов).
Средний уровень: 4 ученика (44%) - Паша К. (20 баллов);
Григорий И. (15 баллов); Виктор С. (18 баллов); Мария С. (20 баллов).
Низкий уровень: два ученика (23%) - Гоша М. (6 баллов); Марк И. (12 баллов).
Результаты общения с родителями:
• родители заявили, что их дети не любят читать, а сами родители не читают активно из-за нехватки времени;
• большинству из них приходится заставлять детей читать или смотреть, как они читают; в качестве стимулов рассматриваются компьютер, мультфильмы, прогулки и т.д.;
• покупают только книги и журналы по интересующим их темам;
• чтение дома в течение 20-25 минут.
Такое несбалансированное распределение учеников по уровням показывает, что у детей не сформирован элемент интереса к чтению, чтобы найти необходимую литературу и с интересом исследовать мир книг.
Таким образом, результаты экспериментально-поискового исследования показывают, что большинство учащихся младших классов имеют слабый (т.е. средний) или очень слабый (т.е. низкий) интерес к чтению. Среди проанализированных параметров наиболее отстающими в развитии являются следующие:
• Читательская самостоятельность
• Эмоционально-ценностное отношение к книге (дети больше времени проводят за компьютером, чем с книгами) и редко ходят в библиотеку.
Результаты показали, что в соответствии с уровнем развития интереса к чтению в младшем школьном возрасте:
Высокий уровень (В): 3 (%33)
Средний уровень (С): 4 (%44)
Низкий уровень (Н): 2 (%23).
Это означает, что более половины учащихся имеют низкий или средний уровень интереса к чтению.
После проведенного исследования, перед нами стояла задача разработать методические рекомендации по повышению уровня интереса к чтению у младших школьников.
2.2 Методические рекомендации по формированию интереса к чтению у младших школьников
Литературное чтение - уникальный инструмент для приобщения учащихся к художественной и научно-популярной литературе.
Цель уроков литературного чтения - воспитание грамотного читателя с психической потребностью в книге как средстве приобретения знаний о мире и о себе, и с развитой способностью к творческой деятельности. Начальное образование, как самоценный и значимый этап в развитии человека, является основой для реализации этой цели. Достижению этой цели способствует умение слушать, читать и осознавать художественное отражение мира через свои литературные произведения.
Развитие качественных навыков чтения у детей младшего школьного возраста является одной из основных задач начальной школы.
Начальная школа должна воспитывать детей младшего школьного возраста как сознательных читателей, интересующихся чтением, обладающих прочными навыками чтения (на данном возрастном этапе) и умеющих самостоятельно работать с прочитанными текстами и детскими книгами.
Задача учителя - найти в этих книгах интересные моменты и преподнести их так, чтобы дети воспринимали их с интересом и энтузиазмом. Для отработки навыков чтения, т.е. правильного чтения, точности, темпа и частичного выражения, методика знает множество приемов. Типичным примером является многократное чтение, при котором учащиеся неоднократно обращаются к тексту, отвечают на вопросы и выражают собственное мнение, ища в тексте поддержку своим мыслям, суждениям и чувствам. Такое многократное обращение к тексту открывает что-то новое, неожиданное, удивительное и в то же время интересное для учащегося, каждый раз в знакомом тексте. Это придает глубину опыту чтения и повышает интерес к тексту [17].
Ниже рассматриваются основные виды чтения.
1. Заявленное чтение - когда класс имеет время для совместного чтения и обсуждения "предложенного" произведения. Это означает, что дети сами выбирают произведение, исходя из своего интереса к нему и необходимости поделиться своими мыслями с одноклассниками и учителем. Такой вид чтения помогает поддерживать интерес учеников к чтению и дает учителям новые возможности для изучения интереса детей к чтению и их внутреннего мира. Оно также дает возможность задавать вопросы и задавать вопросы одноклассникам (например, "Что ты думаешь об этом произведении?" и т.д.), инициировать дискуссии и активно представлять свои собственные точки зрения на прочитанные произведения.
2. Возвращающееся чтение — это процесс повторного прочтения знакомого текста через определенный период времени. Такое перечитывание способствует формированию позитивного отношения к взаимодействию с книгами, удовлетворяя желание детей заново пережить истории и образы, захватившие их воображение. В то же время впечатление углубляется, поскольку ранее прочувствованные образы появляются вновь и подвергаются переоценке, что приводит к более глубокому пониманию идейно-художественного смысла произведения. Ключевой момент урока "перечитывания" - предложить классу предположить, почему Саша или Наташа захотят перечитать произведение. Важно не только дать понять детям, что перечитывание произведения — это важная возможность встретиться с любимыми героями и авторами, но и подвести их к выявлению новых смыслов произведения и переоценке прочитанного.
3. Свободное чтение означает поощрение учащихся читать по собственной инициативе, самим решать, почему они читают, что они читают, как они читают и когда они читают. Важность такого вида чтения заключается в следующем: независимо от того, интересует ли детей содержание книги или личность автора, стремятся ли они к духовному росту или хотят догнать других в навыках чтения, любовь к чтению не разовьется, если они не смогут сами решать, как им относиться к чтению. Свободное чтение, как неограниченное чтение, позволяет детям наилучшим образом использовать свои способности и вступить в диалог с автором произведения, что само по себе вызывает желание диалога. Свободное чтение дает детям возможность выразить свой интерес к чтению.
Виды работы на уроках чтения.
- Читать весь текст целиком;
- Чтение, анализ и составление плана текста по частям;
- Чтение по подготовленному плану чтения;
- Разыгрывать текст или отрывок;
- Выборочное чтение (с конкретными заданиями);
- Чтение в лицах;
- Чтение по сокращенному тексту;
- Чтение по цепочке;
- Чтение с целью найти предложения, рисующие картину;
- Чтение с целью найти предложения, отвечающие на вопрос;
- Чтение с целью найти вывод в тексте;
- Установление связей между причиной и следствием в процессе чтения;
- Ролевое разыгрывание диалога, игнорируя слова автора;
- Быстрое нахождение правил в тексте;
- Нахождение самых длинных слов в тексте;
- Нахождение слов с двумя слогами, тремя слогами и четырьмя слогами;
- Нахождение и чтение сочетаний местоимений и глаголов;
- Обозначение и чтение слов, которые трудно понять;
Болезненным на уроках чтения является не осмысленное чтение, а монотонное "бубление" без выражения. Поэтому чтение должно проводиться учителем на всех уроках. При необходимости можно отмечать слова в учебнике карандашом, отмечая паузы или слова, требующие логического ударения.
Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие произведения, написанные в форме диалогов.
При обучении выразительному чтению подробно рассказывайте о том, как выражать свои мысли при чтении выразительных текстов. Сюда входят интенсивность и высота голоса, паузы, выражение эмоций в речи, изменение темпа чтения в зависимости от содержания и интонации.
Использование проектной деятельности - еще один шаг к повышению интереса к чтению. Такая деятельность актуальна, интересна и эффективна. Процесс реализации проекта может вовлечь ребенка в разнообразную деятельность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – С. 3-14.
3. Бордовская, Н. Педагогика: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб.: Питер, 2011.– 304 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
5. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 155 с.
6. Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс: Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2010. – 64 с.
7. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 85 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
9. интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород: Просвещение, 2009. – 124 с.
10. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2005. – 67 с.
11. Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 176 с.
12. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 40 с.
13. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 940 с.
15. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс / О. Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.
16. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению / Н. П. Локадова. – М.: Исходная школа, 2007. – 35 с.
17. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие
18. Михайлов, Е. П. Учись читать / Е. П. Михайлов. – М.: Исходная школа, 2003. – 47 с.
19. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1979. – 74 с.
20. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.
21. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 22.с.
22. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 321 с.
23. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-изд. исп. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 145 с.
24. Рыжова, Т. В. Литературное развитие младших школьников / Т. В. Рыжова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. – 437 с.
25. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя / Н. Н. Светловская. – М.: Педагогика, 1991. – 178 с.
26. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе / Н. Н. Светловская. – М.: Магистр, 1993. – 133 с.