Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Методы и приемы работы над фразеологизмами в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными задачами образования являются: формирование общей культуры учащихся, духовно – нравственное, личностное и интеллектуальное развитие, создание условий для самостоятельной реализации учебной деятельности.
В Концепции духовно-нравственного воспитания одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Все это ребенок может узнать через семью, родственников и друзей.
Но, кроме того, одним из источников познания всего вышеперечисленного являются фразеологизмы, которые составляют национальное богатство русского языка. Именно изучение фразеологии позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа, изучить многовековой опыт его трудовой и духовной деятельности, религиозные воззрения и верования, приобщиться к культурным ценностям.
Таким образом, изучая фразеологизмы, младший школьник «впитывает» их как своего рода «кладезь мудрости» народа, сохраняющий и передающий от поколения к поколению его менталитет и культуру.
Изучение фразеологизмов в школе начинается в младших классах. В современной науке существует довольно обширный материал для работы с фразеологией, однако, не смотря на это, не разработаны правила отбора фразеологического материала, нет предложенного списка фразеологизмов, который можно рекомендовать школьникам для усвоения.
Как показали исследования, в авторских программах Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, Р.Н. Бунеевой, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой и др. нет единого подхода к вопросу изучения фразеологизмов в начальных классах. В соответствии с действующими учебными программами определение понятия "фразеологизм" вводится уже в 1-м классе и закрепляется во 2-м классе. На начальном этапе термин «фразеологизм» заменяется словосочетаниями «образное выражение» или «образное словосочетание» (Богданович 2002: 16).
Из чего следует, что обучение фразеологии требует более эффективных, действенных подходов, одним из которых, по нашему мнению, является обучение в рамках методической системы.
Методические системы строятся на едином лингвистическом и методическом подходах, что обеспечивает их целостность. Компонентами методической системы являются цели, содержание, организационные формы, методы и приемы, средства обучения (Эмирова 1972).
К основным организационным формам обучения фразеологии относятся занятия и уроки по развитию речи, уроки русского языка. Обучение фразеологии возможно на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативах и других формах внеклассной работы. Средствами обучения фразеологии являются: учебные книги, фразеологические словари, дидактический материал: раздаточный материал с текстами и упражнениями, схемы, таблицы, памятки, рисунки, иллюстрации.
Методическая система обучения фразеологии предполагает поэтапное формирование базовых знаний и умений.
Специфика их формирования заключается в том, что, с одной стороны, умения формируются на базе знаний, а с другой – формирование и развитие умений способствует усвоению, закреплению и углублению теоретических знаний.
В методической системе устанавливаются преемственные внутрипредметные связи с курсами русского языка и развития речи. Так, знания о грамматической отнесенности фразеологизмов формируются на основе знаний о соответствующих частях речи. Усвоение функциональных свойств фразеологизмов соотносится с задачами работы по развитию речи. Например, в разделе программ по развитию речи поставлена задача - формировать умение определять тему текста. Для усвоения школьниками функции фразеологизма – отражать тему текста – можно проанализировать соответствующий текст, запланировать написание сочинения по фразеологизму, предложенному в качестве темы или заголовка.
По программе «Школа России» (авторы учебника «Русский язык» В.П. Канакина и В.Г. Горецкий) данные единицы рассматриваются в первой четверти третьего класса . Учитель знакомит детей с понятием «фразеологизм» и ставит следующие задачи:
• формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
• развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
• развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.
Изучение данной темы начинается со знакомства с такой синтаксической единицей, как словосочетание. Затем вводится тема: «Что такое фразеологизмы?» . На этом занятии обучающиеся знакомятся со следующим правилом: «Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.
В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смыл: «ни свет ни заря, прикусил язык». Объясняя лексическое значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов, например, ни свет ни заря означает «очень рано утром; разг.» ; прикусил язык – «спохватившись, испугавшись, сразу замолчать; разг.» . Учебник для начальной школы содержит также исторический аспект изучения фразеологических оборотов . В младших классах данная тема изучается поверхностно: обучающиеся знакомятся, прежде всего, с семантикой фразеологизмов и учатся правильно употреблять их в речи. Младшим школьникам вполне достаточно этого материала для дальнейшего изучения основных разделов русского языка.
Задача развития речи – формировать умения создавать эмоциональную окраску высказывания. Начинается работа по усвоению функций фразеологизмов, придавать высказыванию шутливость, юмористическую окраску, передавать чувства говорящего и т.д. Это обеспечивает формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся как на эмоциональном, так и на рациональном уровне в соответствии с дидактическим принципом сознательности освоенности.
Например, беседа как форма изучения фразеологизмов может применяться в работе по осмыслению значения фразеологизмов, начиная с 1-го класса, а в 4 – м – при обобщении материала по теме «Функциональные свойства фразеологизмов». Форма работы одна – сложность и объем материала различны.
Обучение созданию вторичных и собственных текстов идет по усложнению их формы и жанра: от кратких сообщений и рассказов, сказочных историй к интервью, составлению словарных статей, докладов.
Другая задача развития речи – формировать умения создавать эмоциональную окраску высказывания. Начинается работа по усвоению функций фразеологизмов придавать высказыванию шутливость, юмористическую окраску, передавать чувства говорящего и т.д.
При формировании знаний у первоклассников чаще используется рассказ педагога (прием рецептивного метода), у учащихся 3-4- х классов - эвристическая беседа (прием продуктивного, исследовательского, метода). При обучении первоклассников используются игровые приемы. В работе с остальными школьниками постепенно увеличивается количество логических упражнений, исследовательских заданий.
Как показывает опыт учителей-практиков, для объяснения значения фразеологизмов необходимо использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск учащихся. Значение фразеологизма: а) выясняется по картинке-иллюстрации; б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований; в) находится по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахматьянова З.С., Сальникова В.В. Билекция по русскому языку: «Этимология фразеологических единиц» // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: сборник материалов победителей Международных конкурсов «Power of Education» и «Научное обозрение» Общества Науки и Творчества (г. Казань) / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. – Казань, 2014. – С.5-13.
2. Балли Ш. Французская стилистика. Перевод с фр. К.А. Долинина; Под ред. Е. Г. Эткинда; Вступ. статья Р.А. Будагова. - Москва: Изд-во иностр. лит., 1961.
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. – М.: Академия, 2001 – 368 с.
4. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? 1—4 классы [Текст] / Н.В. Баско.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. -192 с.
5. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М.: Черо, 2000. – 128 с.
6. Богданович Г.Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии / Г.Ю. Богданович. – Симферополь: ДОЛЯ, 2002. – 392c.
7. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
8. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1997. – 416с.
9. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Русский язык, 1976. – 248 с.
10. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины / В.В. Виноградов // Труды юбилейной научной сессии. Секция филологических наук. – Ленинград, 1946. – С. 45 –69.
11. Гвоздарёв, Ю.А. Рассказы о русской фразеологии / Ю.А. Гвоздарёв. – М.: Просвещение, 1998. – 192 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка [Электронный ресурс] / Голуб И.Б. Фразеологическая стилистика. – М.: Московский государственный университет печати. 2002. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/ebooks/xbook028/01/eabout.htm, свободный.
13. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с.
14. Измайлова, Р.Г. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах. /Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2010.- №. – С. 41-43.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса, Ч.1. – М.: Просвящение, 2013.
16. Коваленко Е.Г. Обогащение речи младших школьников русской фразеологией: Учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. – 107 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.
18. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Т. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1998. – 168 с.
19. Молотков, А.И. Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков. – Л.: Наука, 1977. – 248 с.
20. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка». -М.: РАН, 2001. – 944 с.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997.
22. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку 3 класс / А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. – М.: Изд - во «Экзамен», 2013.
23. Парменова Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе // Русский язык. -2002.- №24. / Режим доступа: http: // rus.1september.ru / index.php.
24. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с.
25. Сальникова В.В., Латыпова Р.К. Обогащение речи студентов-бакалавров посредством употребления фразеологизмов // Журнал «Science Time»: материалы Международных научно-практических конференций июль 2014 г. / Под ред. С.В. Кузьмина. – Казань, 2014. – С. 377.
26. Саяхова Л.Г., Ашурова С.Д. Словарно-фразеологическая работа в национальной школе. Л.: Просвещение, 1992.
27. Телия, В.Н. Русская фразеология / В.Н. Телия. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 288 с.
28. Телия, В.Н. Русская фразеология в контексте культуры / В.Н. Телия. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 336 с.
29. Телия, В.Н. Что такое фразеология / В.Н. Телия. – М.: Наука, 1996. – 87 с.
30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1974. [Электронный ресурс]: http://www.biografia.ru/arhiv/93.html.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М, 2010.
32. Цаликова М.А. Изучение устойчивых сравнений в осетинской школе: Учебно-методическое пособие. Владикавказ, 2011.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин − М: ВЛАДОС, 2006 − 240 с.
34. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка / Шанский Н.М. – М.: Высшая школа, 2001 – 160с.
35. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / Психология развития и возрастная психология, -М.: Гардарики. 2004-349с.
36. Шепелева Е.В. Особенности перевода фразеологизмов / Е.В. Шепелева // Известия пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского. (Серия «Гуманитарные науки). – 2009. – №11(15) – С. 68-72.
37. Шикель Т.А. Как сделать урок русского языка интересным // Русский язык и литература.- 2006.- № 4.- С.19-22.
38. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с.
39. Эмирова А.М. Некоторые актуальные вопросы современной русской фразеологии. Учебное пособие для студентов университетов / А.М. Эмирова. – Самарканд: Изд-во Сам.ГУ, 1972. – 97 с.