Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе учителя
Младший школьный возраст не всегда был особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не ходили в школу и развивались в совершенно разных условиях жизни. Вспомним Некрасовского "Человека с гвоздями". Ребенок в возрасте, когда перевалило за "шестой", таскает из леса дрова и уверенно управляет лошадью. В настоящее время подавляющее большинство детей становятся школьниками в возрасте шести лет.
Вовлечение в образовательную деятельность связано с новым типом взаимоотношений ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни и учебе относятся с большим уважением, чем к дошкольным играм. В то же время к нему предъявляются более строгие требования. В школе главным человеком является учитель. Все основные требования исходят от него. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и воспитателем детского сада. Во-первых, учитель для ребенка чужой, и ребенок невольно испытывает перед ним страх и робость. Отношения с другими учениками тоже поначалу складываются не так просто: нет ни знакомых детей, ни друзей, с которыми ребенок мог бы общаться раньше. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни.
В возрасте от семи до одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что это тип личности, который естественным образом подвержен социальному влиянию. Он знает, что обязан изучать и изменять себя в процессе обучения, присваивая коллективные знаки (язык, числа, примечания и т.д.), коллективные концепции, знания и идеи, существующие в обществе. В то же время он знает, чем отличается от других, и испытывает свою уникальность, свое "я", чтобы заявить о себе среди взрослых и сверстников.[5]
Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия;
2. интеллектуальная рефлексия.
Личное размышление. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает развиваться желание иметь собственный взгляд на все. У них также есть суждения об их собственной социальной значимости – самооценке. Это развивается за счет развития самосознания и обратной связи с другими людьми, чье мнение вы цените. Детей обычно очень ценят, когда их родители относятся к ним с интересом, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - это завершение развития самосознания.
Интеллектуальное размышление. Это относится к размышлению в терминах мышления. В школьные годы улучшается способность запоминать и извлекать информацию из памяти, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и могут думать о том, как они это делают.
Психическое развитие. 7-11 лет – третий период умственного развития после Пиаже - период специфических умственных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися определенных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно снижается, чему способствует совместная игра, но полностью он не исчезает. Специально мыслящие дети часто допускают ошибки при прогнозировании результата.
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства взрослых: авторитарный, демократический или терпеливый (анархический). Дети чувствуют себя лучше и развиваются более успешно под демократическим руководством.
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети проводят все больше и больше времени со своими сверстниками, и почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо приспосабливаются, чувствуют себя комфортно со своими сверстниками и, как правило, готовы к сотрудничеству.
Игра. Дети по-прежнему проводят много времени за играми. В них развиваются чувства сотрудничества и соперничества, такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, верность и предательство, приобретают личное значение. Игра приобретает социальный оттенок: дети придумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и специальные ритуалы.
Эмоциональное развитие. С того момента, как ребенок начинает ходить в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого сейчас расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени дети школьного возраста испытывают отвращение к посещению школы. Симптомы (головная боль, спазмы желудка, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно скорее выяснить причину. Это может быть страх неудачи, страх критики со стороны учителей, страх быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях дружеский и настойчивый интерес родителей помогает ребенку посещать школу. [7]
Подчеркивая характерные черты детей этого возраста, мы в то же время должны указать на то, что дети разные. На самом деле, невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников в одном классе. Ребята отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовки к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными качествами, которые не могут (и не должны) устраняться всеми усилиями учителя. Индивидуальные различия также влияют на когнитивную сферу: у одних тип зрительной памяти, у других - слуховой, у третьих - зрительно-моторный и т.д. У некоторых есть визуальное мышление, у других - абстрактно-логическое мышление. Это означает, что одному легче воспринимать материал с помощью зрения, другому - на слух, для одного требуется конкретное представление материала, для другого - схематическое представление и т. д. Игнорирование индивидуальных особенностей учащихся в классе создает для них различные трудности и затрудняет путь к достижению их целей.[9]
Младший школьный возраст называют пиком детства. Ребенок сохраняет многие детские качества - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает терять свою детскую непосредственность в поведении, у него иная логика мышления.[8]
Известный педиатр Бенджамин Спок пишет: "После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере, не на глазах у других людей. Ребенок холодно относится к другим людям, за исключением тех, кого он считает "замечательными людьми". Он не хочет, чтобы его любили как собственность или как "очаровательного ребенка". Он обретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Чтобы избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым вне семьи, которым он доверяет... То, чему его учили родители, не забыто, более того, их принципы добра и зла настолько глубоко укоренились в его душе, что он считает их своими идеями. Но он злится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, потому что он знает и хочет, чтобы его считали сознательным"[13 с.26].
Однако следует учитывать, что повышенная физическая выносливость, повышенная работоспособность являются относительными, и в целом высокая утомляемость остается характерной для детей. Их успеваемость в школе обычно резко падает после 25-30 минут занятий и после второго урока. Дети очень устают, когда посещают группу в течение продолжительного дня, а также когда повышается эмоциональное напряжение во время занятий.[9]
Младший школьный возраст - это классическое время для формирования моральных представлений и правил. Конечно, раннее детство также вносит значительный вклад в моральный мир ребенка, но представление о "правилах" и "законах", которые необходимо соблюдать, представление о "норме", "долге" - типичные черты моральной психологии, которые определяются и формализуются именно в начальной школе. В эти годы ребенок, как правило, "послушен", он с интересом и страстью в душе принимает различные правила и законы.
Младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети действительно хотят соответствовать этим нормам, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных моральных качеств.
1.3 Методы формирования социального опыта у младших школьников
Давайте рассмотрим первую группу методов, которые используются для изучения социального опыта детей. Хорошо известно, что социальный опыт приобретается ребенком вне образовательного процесса путем социализации, т.е. в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в самостоятельном и часто случайном выборе книг, телепередач, фильмов, игр и развлечений. Образование направлено на то, чтобы максимально регулировать влияние внешних факторов, социализировать и создавать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка.
Классический метод этой группы является образовательным требованием. Это первый метод, который знакомит и сразу же приобщает ребенка к профессии.
Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным педагогом) и коллективное требование (исходящее от коллектива, сообщества). В качестве коллективного требования в воспитании, например, школьный устав.
Индивидуальные педагогические требования широко используются в образовательном процессе и поэтому весьма разнообразны по форме: это прямые, краткие, категоричные приказы, указания, запреты и указания, а также советы, облеченные в юмористическую форму, и искренняя уверенность, воспринимаемая ребенком как указание действовать именно так. Любопытно присмотреться к "лестнице требований", описанной А. В. Зосимовским:
• слабое напоминание о спросе, просьба, совет, подсказка, порицание;
• средняя форма требования (выраженная категорично, строго, но без опоры на особо жесткие репрессивные меры) - приказ, требование-установка, предупреждение, запрет;
• сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгого соблюдения подкрепляется возможностью жестких санкций) - требование - это угроза, приказ - альтернатива.
В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организованного примера.
Пример великого человека. Такой пример выглядит как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель, герой и т.д.
Показать больше