Фрагмент для ознакомления
2
Изучение психодиагностики мотивации имеет большое значение как для науки, так и для практики. Оно помогает понимать мотивационные механизмы человеческого поведения, определять эффективные способы мотивации и разрабатывать соответствующие программы и стратегии.
Существует несколько основных теоретических подходов к проблеме мотивации. Один из них - теория потребностей, которая гласит, что мотивация является результатом удовлетворения потребностей человека. Согласно этой теории, у человека есть определенные потребности, такие как потребность в пище, воде, безопасности, признании и т.д. Если эти потребности не удовлетворены, то возникает недовольство и стремление к их удовлетворению, что и стимулирует мотивацию.
Еще одна теория - теория ожиданий - говорит о том, что мотивация зависит от ожидания человека относительно достижения целей и результатов его действий. Если человек верит в свои способности и ожидает, что его действия приведут к желаемым результатам, то его мотивация высока.
Третий подход - теория цели - предполагает, что мотивация возникает при наличии ясных и конкретных целей. Человек, зная, что он должен достигнуть, имеет более ясное представление о том, что ему необходимо сделать, чтобы достичь этой цели. Это помогает ему сосредоточить свои усилия и мотивирует к действиям.
Кроме того, существуют и другие теории, такие как теория самоопределения, теория социальной обмена и теория мотивации достижения. Все эти подходы представляют собой попытки объяснить, как и почему возникает мотивация у человека.
Знание этих теоретических подходов может быть полезным при выборе методов психологической диагностики мотивации. Например, при использовании теории потребностей в качестве теоретической основы для измерения мотивации можно использовать методы, которые измеряют удовлетворенность потребностей, такие как опросники, показатели активности и т.д.
При использовании теории ожиданий можно применять методы, которые измеряют ожидания и уверенность человека в своих способностях, такие как самооценочные опросники, задания на оценку своих возможностей и т.д.
Теория цели может быть использована как теоретическая основа для разработки методов, которые измеряют направленность мотивации и ее связь с достижением целей, такие как задания на установку целей, оценку своих достижений и т.д.
При выборе методов психологической диагностики мотивации необходимо учитывать также контекст исследования, цель исследования, особенности популяции и другие факторы. Комбинирование разных методов и подходов может помочь получить более полное представление о мотивации человека и ее роли в его поведении и жизненном определении.
Кроме того, при использовании теоретических подходов к измерению мотивации необходимо учитывать, что мотивация является динамическим понятием и может изменяться в зависимости от ситуации, жизненного опыта и других факторов. Поэтому при проведении исследований мотивации необходимо учитывать возможность изменений в мотивации и их влияние на результаты исследования [8].
Одним из методов, широко используемых для измерения мотивации, является опросник. Опросники мотивации представляют собой стандартизированные тесты, которые позволяют измерить различные аспекты мотивации. Однако, как и при использовании других методов, необходимо учитывать ограничения и возможные искажения результатов из-за субъективности ответов или других факторов.
Кроме опросников, для измерения мотивации могут использоваться различные биологические и психофизиологические методы, такие как измерение активности мозга, показателей электрогалванической активности кожи, измерение сердечного ритма и др. Эти методы могут помочь получить более точные и объективные данные о мотивации, однако требуют специального оборудования и подготовки испытуемых.
Таким образом, выбор методов и подходов к измерению мотивации зависит от конкретных целей исследования, особенностей популяции, доступности ресурсов и других факторов. Комбинирование разных методов и подходов может помочь получить более полное представление о мотивации и ее роли в жизни человека.
1.2. Методы и методики диагностики мотивации
Одним из наиболее распространенных методов измерения мотивации является опросник. Существует множество опросников, предназначенных для измерения различных аспектов мотивации. Некоторые из них ориентированы на конкретные типы мотивации, например, на достижение, власть, социальный статус, а другие – на более широкие аспекты мотивации, такие как мотивация к учебной деятельности, работе, спорту и т.д. Некоторые известные опросники мотивации включают в себя опросник "Ачивмент-мотивации" Д. Макклелланда, опросник "Внутренней/внешней мотивации" Р. Райана и Э. Деки, опросник "Многомерной мотивации к учебной деятельности" А. Кудрявцевой и др.
Кроме опросников, для измерения мотивации могут использоваться другие методы, например, метод проективных тестов. Проективные тесты представляют собой неструктурированные методы и позволяют оценить мотивационные факторы, которые могут быть неосознанными или трудно выражаемыми словами. Некоторые известные проективные тесты, используемые для измерения мотивации, включают в себя тесты "Тематическая апперцепция" и "Рисунок семейного дерева".
Кроме того, для измерения мотивации могут использоваться биологические и психофизиологические методы. Например, измерение активности мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) может помочь определить активность различных областей мозга, связанных с мотивацией. Измерение электрогалванической активности кожи и сердечного ритма также может быть использовано для измерения мотивации.
Важно отметить, что выбор методов измерения мотивации зависит от целей исследования, особенностей популяции и доступных ресурсов. Кроме того, при использовании любых методов измерения мотивации необходимо учитывать возможные ограничения и искажения результатов, связанные с субъективностью ответов, возможными ошибками испытуемых или другими факторами.
Существует несколько основных подходов к измерению мотивации, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. Некоторые из этих подходов включают самоотчеты, опросники, проективные методы и биологические меры.
Самоотчеты являются наиболее распространенным подходом к измерению мотивации. Эти методы включают в себя запросы на описание или оценку определенных аспектов мотивации со стороны индивида. Самоотчеты могут быть очень полезными, поскольку они позволяют исследователям получить прямой доступ к мыслям, чувствам и поведению индивида. Однако, они также могут быть ненадежными, поскольку люди могут не всегда быть честными или точно описывать свои чувства и мотивы [2].
Опросники - это стандартизированные процедуры, которые позволяют измерять мотивационные факторы путем задания ряда вопросов, которые требуют от индивида указать свой уровень согласия или несогласия с определенными утверждениями. Эти методы часто используются в психологических исследованиях, и они могут быть очень полезными для измерения конкретных мотивационных факторов. Однако, некоторые опросники могут быть подвержены искажению, если индивиды попытаются представить себя в лучшем свете или если они не понимают вопросы или не хотят на них отвечать.
Проективные методы - это методы, которые используются для измерения мотивации, основанные на том, как индивид реагирует на определенные стимулы, такие как картинки или слова. Эти методы могут быть полезными, поскольку они позволяют исследователям измерять мотивационные факторы, которые могут быть трудно выявить через другие методы. Однако, проективные методы могут быть подвержены субъективным интерпретациям со стороны исследователей и требуют тщательного анализа [6].
Биологические меры - это методы, которые измеряют физиологические показатели, такие как частота сердечных сокращений, дыхания, изменения в гормональном балансе и электрической активности мозга. Эти показатели могут быть связаны с разными типами мотивации, такими как стремление к награде, избегание наказания или самодетерминация.
Одним из самых распространенных методов измерения биологических показателей является электроэнцефалография (ЭЭГ), которая позволяет измерить электрическую активность мозга. ЭЭГ может быть использован для измерения активности определенных участков мозга, связанных с разными типами мотивации, такими как награда, страх или любопытство.
Другой метод - это измерение уровня гормонов, таких как кортизол, который может быть связан с уровнем стресса и мотивации избежания негативных последствий. Измерение частоты сердечных сокращений и дыхания также может дать представление о том, как человек реагирует на разные типы мотивации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анурин, В. Ф. Эмпирическая социология : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / В.Ф. Анурин.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://studopedia.net/18_13172_glava--spetsifika-empiricheskoy-sotsiologii.html (дата обращения 27.02.2023)
2. Зборовский, Г. Е. Прикладная социология : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41599/1/978-5-93190-328-6_2016.pdf (дата обращения 25.02.2023)
3. Леонов, А. К. Особенности применения опросной методики в социологическом исследовании студенческой вовлеченности во внеучебную деятельность в вузе [Электронный ресурс] / А.К. Леонов.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-oprosnoy-metodiki-v-sotsiologicheskom-issledovanii-studencheskoy-vovlechennosti-vo-vneuchebnuyu-deyatelnost (дата обращения: 11.03.2023).
4. Леонов, А. К. Особенности применения опросной методики в социологическом исследовании студенческой оценки работы куратора в вузе [Электронный ресурс] / А.К. Леонов.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-oprosnoy-metodiki-v-sotsiologicheskom-issledovanii-studencheskoy-otsenki-raboty-kuratora-v-vuze (дата обращения: 9.03.2023).
5. Лубовский, Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4 классов [Электронный ресурс] / Д.В. Лубовский.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа :https://znanio.ru/media/psihologicheskie-metody-3-4-klass-2572591 (дата обращения 26.02.2023)
6. Моросанова, В. И., Ванин, А. В., Цыганов, И. Ю. Создание новой версии опросного метода "Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ" // Теоретическая и экспериментальная психология [Электронный ресурс] / И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, В.И. Моросанова.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-novoy-versii-oprosnogo-metoda-stil-samoregulyatsii-uchebnoy-deyatelnosti-ssudm (дата обращения: 11.03.2023).
7. Новиков, В. В., Сорокин, Д. С. Развитие опросных систем в образовании: текущее состояние, тенденции и перспективы // МНИЖ [Электронный ресурс] / Д.С. Сорокин, В.В. Новиков.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-oprosnyh-sistem-v-obrazovanii-tekuschee-sostoyanie-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 11.03.2023).
8. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Рогов.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа :
http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Rogov_E.I._-_Nastolnaja_kniga_prakticheskogo_psikhologa_1.pdf (дата обращения 9.03.2023)
9. Солнышков, М. Е. Исследование проблем дидактической тестологии [Электронный ресурс] / М.Е. Солнышков.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-didakticheskoy-testologii (дата обращения: 11.03.2023).
10. Сухов, А. Н., Казанцев, В. Н., Чечкова А. В. и др. ; под ред. Сухова А. Н. и Деркача А. А. Прикладная социальна психология: учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Деркача, А.Н. Сухова ; А.В. Чечкова, В.Н. Казанцев, А.Н. Сухов.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/spsy.htm#a (дата обращения 25.02.2023)
11. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Е.П. Тавокин.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://socioline.ru/files/5/41/tavokin_e._p._-_osnovy_metodiki_sociologicheskogo_issledovaniya_vysshee_obrazovanie_-_2009.pdf (дата обращения 27.02.2023)
12. Халдаров, Х. А., Кадирова, Г. А. Оценка знаний обучающихся с использованием таблично-опросного метода «Инсерт» [Электронный ресурс] / Г.А. Кадирова, Х.А. Халдарова.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-znaniy-obuchayuschihsya-s-ispolzovaniem-tablichno-oprosnogo-metoda-insert (дата обращения 11.03.2023).
13. Хван, А. А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки : методические рекомендации / [Электронный ресурс] / А.А. Хван.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа :https://www.nekrasovspb.ru/doc/18bassdarkiи.pdf (дата обращения 10.03.2023)
14. Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики : учебник для вузов : В 3 ч. [Электронный ресурс] / Н.И. Шевандрин.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : ISBN 5-691-00991-5. https://reallib.org/reader?file=641939 (дата обращения 27.02.2023)
15. Шляпентох, В. Э. Как сегодня изучают завтра : (современные методы социального прогнозирования) [Электронный ресурс] / В. Э. Шляпентох.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : http://prognoz.org/lib/kak-segodnya-izuchayut-zavtra (дата обращения 27.02.2023)
16. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник для вузов [Электронный ресурс] / В. А. Ядов.- Электронные текстовые данные.- Режим доступа : file:///C:/Users/arina/Downloads/strategiya.pdf (дата обращения 27.02.2023)