Фрагмент для ознакомления
2
Также большую роль сыграли труды пастырей и архипастырей, давшие необходимый материал о жизни святого, ретроспективно – и об историческом контексте. Существующее «золотое правило» – текст не анализируется без контекста – не позволяет отбросить окружение праведного Иоанна, а также сложившуюся на тот момент ситуацию в Российской империи. Тем более, все проповеди были произнесены во вполне конкретных обстоятельствах, которые также необходимо учитывать.
Для достижения указанной цели автор разделил предлагаемую работу на следующие части: введение, две главы (разбитые на два подпункта каждая), заключение, список источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность, показывает объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе будут рассмотрены две задачи из списка вышеуказанных: краткое описание состояния очень большой части сельского священства, что необходимо для более полного понимания среды, из которой вышел будущий подвижник, а также житие святого.
Во второй главе будет рассмотрен феномен проповедей в жизни святого Иоанна: особенности гомилетики, важнейшие темы, значимость для Российской империи в начале прошлого века, а также в современной России.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются полученные выводы по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
1.1. Жизнь и трудности сельского священства
Как мы знаем из самых различных источников, жизнь священников в дореволюционной России была не слишком лёгкой. Наиболее важные свидетельства об этом мы находим в трудах как самих священников и их детей, так и в книгах вполне светских с точки зрения служения людей.
К первым относятся священник Иоанн Белюстин, чья книга в своё время произвела настоящий фурор и вызывала весьма неоднозначную реакцию, Николай Герасимович Помяловский, сын диакона, и частично Иван Саввич Никитин, известный в том числе своим «Дневником семинариста».
Ко вторым автор относит, в первую очередь, Николая Алексеевича Некрасова, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и Андрея Николаевича Муравьёва, известного духовного писателя, брата известного государственного деятеля Михаила Николаевича Муравьёва, несправедливо прозванного «вешателем». Впрочем, род Муравьёвых издревле отличался верностью своей стране и большим количеством талантливых людей, и Андрей Николаевич не стал здесь исключением. Удивительно другое: как в семье математиков появился чисто духовный писатель.
Итак, жизнь сельских священников в описании Некрасова встречается, в первую очередь, в его наиболее известном произведении –поэме «Кому на Руси жить хорошо». Совсем не случайно, кстати, что священника как кандидата на лучшую жизнь выдвинул Лука: «мужик присадистый с широкой бородищею, упрям речист и глуп» . А ещё он похож на мельницу, что говорит не только о его излишней любви к спорам, но и о неуёмном желании подраться; в общем-то, получается знакомый нам по «Очеркам бурсы» портрет многих стандартных бурсаков.
Покой – с рождения и всю жизнь покой для младенца из духовного сословия, который пошёл по духовной стезе, просто отсутствует.
Почёт – «крестьяне позамялися» далеко не просто так. Как известно, в русских народных сказках, не подвергшихся авторской обработке (в которой они только, к сожалению, и известны абсолютному большинству народа – соответственно, в обработанных сказках священники почти не участвуют) священник (а, зачастую, и его семья) являются или отрицательными персонажами, или персонажами, которых обманывает находчивый солдат/бродяга/крестьянин/чёрт. Естественно, в этот момент в головах крестьян-путешественников всплыли слышанные ими с детства сказки и, естественно, возникла некоторая неловкость.
Богатство… Больная тема для русского сельского священства. И не только потому, что всё было когда-то: по словам священника, старые помещики всегда старались обеспечить своё духовенство – таких было не очень уж много. Здесь много факторов, кроме весьма скептического отношения крестьян к духовному сословию.
Этот вопрос очень подробно разбирает Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своей серии очерков «Мелочи жизни» – а уж он знал этот вопрос не понаслышке. Один из этих очерков так и называется: «Сельский священник». И горьким укором тогдашним облечённым духовной или государственной властью людям звучат строки писателя: «Нужда сельского священника значительно превышает нужду хозяйственного мужика <…> Ни одного дня, который не отравлялся бы думою о куске, ни одной радости. Куда ни оглянется батюшка, всё ему или чуждо, или на все голоса кричит: нужда! нужда! нужда!» .
«Дневник семинариста» не произвёл такого впечатления, как «Очерки бурсы»: немного другое время (1861 г.), да и не столь жуткие нравы были там описаны, «Очерки бурсы» позже (1863 г.) в этом плане ударили куда сильнее. Однако Иван Саввич чётко описал повседневный труд священника и его незавидное положение в крестьянской среде, частично презиравшей духовенство. Очень показателен диалог молодого поповича с батраком Федулом, который подытоживает все рассуждения бурсака на тему «учёный умнее неучёного» простым «практическим» ответом: раз учёный священник не может работать лучше неучёного крестьянина, то «прибыли-то, значит, от вашего ученья немного» .
Но ещё раньше, в 1858 г., была написана книга, произведшая потрясающее впечатление на общество, причём написана сельским священником – это «Описание сельского духовенства», принадлежащее перу иерея Ивана Степанович Белюстина, служившего в Тверской губернии. Подробнейшим образом разбирая жизнь сельского священника с самого детства, он предваряет это исследование грустными словами: «условия, в которых поставлено сельское духовенство, именно как будто нарочно придуманы, чтобы зло росло, развивалось и приносило свои горькие плоды» .
В своём роде, священник Иоанн стал предшественником Помяловского: нищета, поборы, жалобы, доносы, розги, болезни, невыносимые жилищные и учебные условия, жуткая программа обучения – всё это было показано с беспощадной правдивостью. И не кажутся неуместными прочувствованные слова, идущие от самого сердца: «О, да будет в вечном благословении память Николая I! Всеми благами неба да воздаст ему Спаситель за то, что он хотел восстановить горькое и несчастное духовенство сельское! Не мог он знать, до чего оно убито, но желал излить высокую милость на бедных служителей Христа! И – вечное проклятие на этих эгоистов, макиавеллий, книжников и фарисеев Церкви Христовой, которые по своим расчётам, поистине дьявольским, восстали против жалования сельскому духовенству!» .
1.2. Житие праведного Иоанна Кронштадтского
Это длинное вступление было представлено с одной целью: показать, в каких условиях находилось сельское священство, из среды которого вышел будущий святой подвижник, Иоанн Ильич Сергиев (19.10.1829-20.12.1908 гг.). Один из его биографов пишет об этом так: «скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные, и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн – не избушка, а, скорее всего – ветхая лачуга» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2012 – 1376 с.
2. Белюстин И., свящ. Описание сельского духовенства. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyustin/opisanie-selskogo-duhovenstva/ (дата обращения 04.05.2023).
3. Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского. В XIX томах. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik/ (дата обращения 04.05.2023).
4. «Зарубежная» Минея. Служба святому праведному отцу нашему Иоанну Кронштадтскому Чудотворцу. – URL: https://russportal.ru/index.php?id=liturgical_book.menaion_october_00_191 (дата обращения 05.05.2023).
5. Ильяшенко. Ф., свящ., Фирсов С. Л. Иоанн. // Православная энциклопедия. Т. 24. – М.: Церковно-научный центр Православная энциклопедия, 2010 – 353-382 с.
3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-matfeja/66 (дата обращения 13.05.2023).
4. Иоанн Златоуст, свт. Слово о мытаре и фарисее. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_mytare_i_farisee/ (дата обращения 13.05.2023).
5. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Полный годовой круг слов, поучений и бесед. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/polnyj-godovoj-krug-slov-pouchenij-i-besed/ (дата обращения 04.05.2023).
6. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Вера и неверие. Слово в неделю 10-ю по Пятидесятнице. / Проповеди. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/propovedi/#0_3 (дата обращения 13.05.2023).
7. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Слова и поучения, произнесённые в разные годы. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/slova-i-pouchenija-proiznesennye-v-raznye-gody/ (дата обращения 07.05.2023).
8. Минея дополнительная. Выпуск 1. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005 – 416 с.
9. Коллектив авторов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. // Патерик новоканонизированных святых. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/paterik-novokanonizirovannyh-svjatyh/1_16 (дата обращения 05.05.2023).
10. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, ПАЛОМНИК, ПРАВИЛО ВЕРЫ, 1995 – 880 с.
11. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/svjatoj-pravednyj-otets-ioann-kronshtadtskij-vospominanija-samovidtsev/ (дата обращения 05.05.2023).
Литература
12. Александр (Семёнов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Semenov-Tyan-Shanskij/svjatoj-pravednyj-otets-ioann-kronshtadtskij/ (дата обращения 05.05.2023).
13. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/otets-ioann-kronshtadtskij/2_3 (дата обращения 04.05.2023).
14. Животов Н. Н. Отец Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский, протоиерей Андреевского собора. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/otets-ioann-ilich-sergiev-kronshtadtskij-protoierej-andreevskogo-sobora/#0_7 (дата обращения 08.05.2023).
15. Концевич. И. М. О. Иоанн Кронштадтский и духовный кризис России. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/o-ioann-kronshtadtskij-i-duhovnyj-krizis-rossii/ (дата обращения 13.05.2023).
16. Некрасов Н. А. Стихотворения и поэмы. – М.: Московский рабочий, 1970 – 512 с.
17. Никитин И. С. Дневник семинариста. – [электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader – 124 с.
18. О должностях пресвитеров приходских. – М.: Сретенский монастырь, 2004 – 224 с.
19. Помяловский Н. Г. Очерки бурсы. – [электронный ресурс]. Систем. требования: CoolReader2 – 434 с.