Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Россия занимает почти 1/8 часть суши Земли, по мере территориального роста в ее состав вошли земли, населенные различными народами, имеющие разнообразные ресурсы и экологические факторы. При доминировании в рамках государства общих тенденций и единой законодательной базы регионы имеют свою специфику. Именно изучение истории малой родины способствует формированию сопричастности и ответственности за ее судьбу у школьников. Такая позиция соответствует и установкам Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – «формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности» . Однако в настоящее время в школьной программе изучение родной культуры в урочной системе практически не реализуется, в этой связи основная работа по формированию патриотизма, гражданственности, любви к малой родине, осуществляется во внеурочной или проектной деятельности. Этим и определяется актуальность темы.
С другой стороны, современное общество требует развития личности с высоким творческим потенциалом, умеющей быстро находить нестандартные решения, активно реагировать на новые требования времени, грамотно выражать свои мысли. В связи с этим актуальными становятся проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно «открывать» знания, собирать и анализировать информацию, делать собственные выводы и обобщения Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования ставит перед педагогами задачу формирования у учащихся средней школы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Умения формируются в деятельности, поэтому в основе современного образования должен лежать системно-деятельностный подход, основанный на использовании активных форм деятельности, таких как наблюдение, опыт, проблемный диалог, и развитая рефлексия. Современный педагог должен не только быть хорошо знаком с классической структурой урока, он на высоком уровне должен осваивать и современные образовательные технологии. Эти требования объясняются тем, что в рамках как урока, так и внеурочного занятия сегодня должно быть использовано значительное разнообразие традиционных и инновационных методов и приемов, в том числе и с использованием технических средств.
Важность изучения данной темы состоит в исследовании проблемы использования современных педагогических технологий для популяризации русской культуры, согласно требованиям ФГОС ООО. Эта тема имеет важное теоретическое и актуальное практическое значение.
Объект исследования – современные педагогические технологии в рамках дополнительного образования.
Предмет исследования – использование современных педагогических технологий для популяризации русской культуры у обучающихся 5-6 классов.
Цель – теоретически и экспериментально обосновать необходимость применения современных педагогических технологий для популяризации русской культуры в организации образовательного процесса у обучающихся 5-6 классов.
Гипотеза: если использовать современные педагогические технологии в организации образовательного процесса, это будет способствовать эффективной реализации требований ФГОС ООО в сфере популяризации русской культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать нормативно-правовую базу организации образовательного процесса в современной школе
2. Проанализировать современные педагогические технологии.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся 5-6 класса.
4. Раскрыть возможности использования современных образовательных технологий для популяризации русской культуры у обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать программу дополнительного образования и сценарий мероприятия по популяризации русской культуры у обучающихся 5-6 классов.
В процессе исследования использовались теоретические, эмпирические методы и методы количественного и качественного анализа. К группе теоретических методов относится изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам возрастной психологии и педагогики, форм, методов и способов организации урока, обобщение, анализ, синтез. Наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта относятся к группе эмпирических методов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
1.1. Нормативно-правовая база организации учебно-воспитательной работы в основной общеобразовательной школе
Современное общество выдвигает новые требования к развитию и воспитанию личности. Поэтому перед образовательными организациями ставятся весьма непростые задачи, которые со временем только усложняются. Однако в основе их лежит та основная задача, которая была сформулирована в Конвенции о правах ребенка 1989 г. «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Поскольку в основе воспитательного процесса в школе лежит создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и дальнейшего самоопределения, то принципы реализации процесса воспитания должны опираться на те установки, которые сформулированы как приоритеты государственной политики в области образования и воспитания.
В основе концепции воспитательной деятельности современной школы лежат международные нормативно-правовые документы. Такие, как Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966); Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959); Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
Конституция Российской Федерации определяет, что общие вопросы образования и воспитания находятся в ведении Российской Федерации и ее субъектов .
Более детально цели и задачи воспитания в основной общеобразовательной школе определяет следующий ряд нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 №120-ФЗ с изменениями от 07.05.2013 г.); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 №124-ФЗ с изменениями от 05.04.2013); Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 №436-ФЗ); Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 №98-ФЗ, с изменениями от 05.04.2013); Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599; Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года № 240; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бермус А.Г., Гукаленко О.В. Пустовойтов В.Н., Сериков В.В. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: от теории к практике // Мир университетской науки: культура, образование. № 8. 2022. – С. 31–42.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989.
3. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий // Школьные технологии. 2004. №4.
4. Будаева М.М. Дидактические основы изучения гуманитарных дисциплин в системе национально-регионального образования (на материалах республики Бурятия). Автореферат кан. дис. на соиск. учен. ст. к.п.н. — М., 2002.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
6. Гибатдинов М.М. Становление и развитие истории Татарского народа и Татарстана (XIX-XX вв.) дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Казань, 2003.
7. Головешкина Н.В. Индивидуально-психологические и личностные характеристики обучающихся среднего звена общеобразовательной школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 3. Т. 5. С. 28.
8. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л., Пустовойтов В. Н. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития : монография / Южный федеральный университет ; научный редактор Ю. П. Зинченко. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – С. 192–215.
9. Гукаленко О.В., Ёлкина И.М. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям средствами внеурочной деятельности: направления и методики // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика. М., 2022.
9. Карданова М.М. Национально-региональный компонент в историческом образовании Кабардино-Балкарии (2 пол. 80-х 90- е гг. XX века). Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. - Владикавказ, 2002.
10. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. – М. – 1975.
11. Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003. №5. С. 4.
12. Князева Т.Н. Преподростковый возраст как проблема современного детства // Вопросы психологии. 2011. №6.
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
14. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., - Просвещение, 2009.
16. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельности в школе / Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2016.
17. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2108 «История». – М.: Просвещение, 1987.
18. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Под ред. Н.С. Борисова. – М.: Просвещение, 1982.
19. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982.
22. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
23. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
24. Педагогическая энциклопедия. Т. 2 / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930.
25. Петряева Е.Ю. Методические пути и средства реализации национально-регионального компонента исторического образования в основной школе: на примере Бурятии. Автореф… канд. пед. наук. – М., 2005.
26. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 05.09.2022).
28. Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 2. – С. 37–41.
29. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
30. Родин А.Ф. Экскурсионная работа по истории. – М.: Просвещение, 1974.
31. Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь педагогу-краеведу. – М.: Интерпракс, 1994.
32. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии // Школьные технологии. 2002. №3. С. 9.
33. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога. Монография. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: АНО Изд. дом «Педагогический поиск», 2018.
34. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видеться на местах? // Преподавание истории в школе. — 2002. №3. - С.34-42.
35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
36. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
37. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. М., 2005.
38. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.