Фрагмент для ознакомления
2
Межбюджетные отношения — это система экономических и финансовых связей между различными уровнями бюджетов, которые взаимодействуют друг с другом в процессе реализации задач национальной экономики.
Суть межбюджетных отношений заключается в перераспределении доходов и расходов между различными уровнями бюджетных систем.
Система межбюджетных отношений имеет достаточно сложный и многоаспектный характер. Она происходит под влиянием различных факторов. К ним следует отнести:
- многоаспектность межбюджетного взаимодействия;
- несовершенство методологии построения межбюджетных отношений;
- снижение интереса региональных и местных органов власти к увеличению собственных доходов и развитию объектов налогообложения в регионах;
- увеличение издержек на функционирование системы межбюджетных отношений;
- наличие субъективизма в процессе выравнивании уровня социально-экономического развития территорий [10, с.142].
Так, можно сказать, что межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Они связанны с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.
Межбюджетные отношения в России имеют свои определенные принципы:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничения на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Бюджетный кодекс РФ определяет принципы взаимосвязи между всеми бюджетами в рамках межбюджетных отношений.
Цели межбюджетных отношений могут быть различными:
- выравнивание бюджетов;
- стимулирование налогового потенциала;
- финансовое управление территориальным развитием;
- предотвращение недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
Главной целью системы межбюджетных отношений является достижение балансировки бюджетов всех уровней путем финансовой помощи в виде трансфертов или других финансовых операций.
В сфере межбюджетных отношений приоритетом государственной политики являются поддержка, расширение доходной базы и обеспечение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов . В российской практике преобладающим инструментом межбюджетного перераспределения являются именно межбюджетные трансферты [16, с. 104].
Межбюджетные трансферты являются важной частью системы межбюджетных отношений. При помощи трансфертов осуществляются мероприятия по бюджетному выравниванию, устраняется структурный дисбаланс бюджетной обеспеченности между регионами.
Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне, учитывающий возлагаемые на них задач и функций при соблюдении минимальных социальных государственных стандартов на территории страны, исходя из налогового потенциала, имеющегося на соответствующих территориях [15, с.273].
Таким образом, сущность межбюджетных отношений заключается в обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней и максимально возможной стабильности объемов распределяемой финансовой поддержки субъектам РФ.
Стоит отметить, что межбюджетные отношения являются важной составляющей финансовой системы страны. Они определяют виды доходов, налоговые ставки и порядок распределения бюджетных средств между различными уровнями бюджетов.
На систему организации межбюджетных отношений непосредственное воздействия оказывают факторы и условия на макроуровне (макроэкономические показатели, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика в стране) и на мезоуровне (комплекс экономических, социальных, экологических факторов), оказывающих влияние на уровень доходных и расходных возможностей, финансовой помощи территориальным образованиям [20, с. 441].
Кроме того, межбюджетные отношения играют важную роль в формировании финансовой независимости муниципальных образований и регионов, обеспечивают устойчивость бюджетных систем в условиях экономической неопределенности и проявляются в различных формах, таких как передача налоговых доходов, субсидии, гранты и другие формы бюджетного финансирования.
Межбюджетные отношения играют огромную роль в развитии как Российской Федерации в целом, так и субъектов РФ и муниципальных образований [11, с. 492].
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность экономических отношений между различными уровнями бюджетов, такими как федеральный, региональный и муниципальный. Они включают в себя распределение доходов и расходов между бюджетами, передачу средств между ними и контроль за использованием средств бюджетов на различных уровнях. Межбюджетные отношения являются одной из важнейших составляющих финансовой системы государства и оказывают значительное влияние на развитие региональной экономики и социальную сферу.
1.2. Особенности организации межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Особенности межбюджетных отношений представляют собой сложный и многосторонний процесс, который включает в себя нормативную базу, инструменты и механизмы взаимодействия между бюджетами различных уровней.
Основные особенности организации межбюджетных отношений:
1. Разделение компетенций между различными уровнями государственной власти и их финансовой устойчивостью.
2. Координация деятельности между бюджетами на разных уровнях путем установления бюджетных правил и механизмов финансирования.
3. Учет специфических потребностей и интересов отдельных территорий и секторов экономики.
4. Регулярное мониторинг и оценка межбюджетных отношений для обеспечения их эффективности и справедливости.
5. Устранение технических, правовых и руководящих препятствий для эффективного использования механизмов межбюджетного финансирования.
6. Руководство и координация деятельности между федеральными, региональными и местными органами власти.
Реформирование межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России [17, с. 52].
К бюджетным правоотношениям относятся следующие виды отношений:
1) связанные с формированием доходов и расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, заимствований и долга;
2) связанные с составлением и утверждением проектов бюджетов, их исполнением и контролем.
Система межбюджетных отношений является составляющей бюджетного устройства страны, регулирует вопросы разграничения расходных обязательств, разграничения и распределения доходов, а также перераспределение средств между бюджетами бюджетной системы. Требование эффективности по отношению к системе межбюджетных отношений означает, что она должна сделать возможным справедливое распределение финансовых ресурсов между территориями, обеспечить политическую и социальную стабильность и эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления как в текущем периоде, так и в средне- и долгосрочной перспективе [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
2. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (утв. Минфином России)
II. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ:
3. Аландаров Р. А. Оценка соответствия межбюджетных отношений стратегическим целям развития Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sootvetstviya-mezhbyudzhetnyh-otnosheniy-strategicheskim-tselyam-razvitiya-rossiyskoy-federatsii
4. Алпатова, Э. С. Регулирование межбюджетных отношений в России в современных условиях: проблемы и противоречия / Э. С. Алпатова, Л. Р. Гимадиева // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 45(420). – С. 17-26.
5. Баклаева, Н. М. Проблемы согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного федерализма в России / Н. М. Баклаева // Финансы и кредит. – 2016. – № 10(682). – С. 46-60.
6. Бурлов, Д. Ю. Эволюционный подход к развитию межбюджетных отношений и особенности их реформирования на современном этапе / Д. Ю. Бурлов, И. А. Яковлева // Вестник ВСГУТУ. – 2016. – № 4(61). – С. 89-96.
7. Вовченко Н.Г., Яралиев А.А. Межбюджетные отношения и финансовая устойчивость региональных бюджетов Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования // Финансовые исследования. 2019. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-i-finansovaya-ustoychivost-regionalnyh-byudzhetov-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-napravleniya
8. Виноградов Н.В. Межбюджетные отношения в России: современное состояние и возможные пути развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-vozmozhnye-puti-razvitiya
9. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Дайджест-финансы. 2019. №2 (250). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-transferty-subektam-rossiyskoy-federatsii-sovremennye-problemy-i-prioritety-1
10. Добровольская, О. П. Анализ концептуальных основ формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации / О. П. Добровольская // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 141-143.
11. Кузнецова, О. П. Межбюджетные отношения Российской Федерации в условиях обострения экономической ситуации / О. П. Кузнецова, А. В. Негодуйко, Е. А. Юмаев // Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2017. – С. 491-523.
12. Левина, В. Финансовые механизмы регулирования территориального развития на основе согласования региональных и муниципальных интересов / В. Левина. – Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2020. – 279 с.
13. Минакова, А. Я. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / А. Я. Минакова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 11(27). – С. 387-391.
14. Мукенге, Г. Т. Особенности организации межбюджетных отношений в РФ / Г. Т. Мукенге, М. Н. Смагина // Вестник научных конференций. – 2017. – № 1-3(17). – С. 63-67.
15. Мугу, С. Х. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне / С. Х. Мугу // Академическая публицистика. – 2017. – № 11. – С. 272-278.
16. Молчанов, И. Н. Совершенствование межбюджетных отношений и пространственное развитие в 2021-2023 годах / И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – Т. 14, № 1. – С. 100-111.
17. Сулейманов, М. М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений / М. М. Сулейманов // Финансы и кредит. – 2013. – № 18(546). – С. 52-60.
18. Тарасова, Е. В. Особенности организации и регулирования межбюджетных отношений в современных условиях / Е. В. Тарасова, Е. А. Резниченко // Сборник научных работ серии "Государственное управление". – 2019. – № 15. – С. 211-218.
19. Татарникова В.В. Межбюджетные отношения в условиях асимметрии социально-экономического развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2018. №10 (457). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-usloviyah-asimmetrii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-territoriy
20. Усков, И. В. Правовые основы организация системы межбюджетных отношений в РФ / И. В. Усков // Заметки ученого. – 2022. – № 1-1. – С. 439-441.
21. Чуева, А. С. Дефиниция "межбюджетные отношения": новая парадигма / А. С. Чуева // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 2(182). – С. 211-214.
22. Шаронова, К. А. Понятие и сущность межбюджетных отношений / К. А. Шаронова // Актуальные аспекты развития современной науки: Сборник научных статей Международной научной конференции, Самара, 19 декабря 2019 года / Редколлегия: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова [и др.]. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. – С. 178-181.