Фрагмент для ознакомления
2
Одним из интереснейших вопросов сегодняшней когнитивной психологии является вопрос об имплицитном научении.
На сегодняшний день имеется большой массив опытных данных, который подтверждает, что неосознанно полученная и обработанная человеком информация может оказывать значительное влияние на его деятельность. Причем сам человек не в состоянии оценить степени воздействия этой неосознаваемой им информации на специфику его поведения и принятие им решений.
Такая особенность устройства психики была установлена опытным путем: «сначала у больных с мозговыми нарушениями, а затем и у здоровых испытуемых исследователи обнаружили наличие несоответствий между их сознательным опытом и поведением в целом ряде задач» [1, с. 110].
То есть о наличии фактов имплицитного научения стали догадываться, когда в решении каких-либо задач испытуемые демонстрировали такое поведение, как будто они знали больше, чем могли словесно сформулировать и рассказать экспериментатору.
Исследователи феномена имплицитного научения дают этому явлению такое определение: «Имплицитное научение — процесс непреднамеренного и во многом неосознанного приобретения знаний, при котором индивид не способен эксплицировать, т. е. вербализовать содержание полученного знания, однако может использовать его для решения новых задач» [2, с.14].
О воздействии предъявляемого человеку стимула имеется множество исследований. Еще в начале 20 века учеными отмечалось, что «человек склонен оценивать те предметы, которые ему нравятся, как более знакомые, и, наоборот, оценивать более знакомые предметы как более приятные … Более того, было также показано, что человек оценивает ранее предъявленные ему стимулы как более приятные даже тогда, когда вероятность правильного узнавания остается на уровне шанса, – эффект простого предъявления... И следовательно, человек запоминает предъявленные ему стимулы, даже если не способен выразить это знание эксплицитно» [3, с.37].
Выявив экспериментальным путем наличие такого непреднамеренного получения человеком знаний, в психологию был введен термин «когнитивное бессознательное». Его стали противопоставлять сознательно контролируемым процессам переработки информации.
Сам термин «когнитивное бессознательное» был впервые использован Ж. Пиаже в 1970 году в докладе «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное». А в 90-х годах прошлого века в научном сообществе начались активные дискуссии относительно оценки когнитивного бессознательного – каковы его возможности и ограничения?
Данные экспериментальные открытия и последующие за ними научные дискуссии послужили возникновению определенного кризиса в психологии: «обнаружение диссоциаций между имплицитными и эксплицитными знаниями человека, приобретаемыми в самых разных задачах, стало вызовом для когнитивной психологии, побуждая к теоретической разработке самого сложного вопроса — вопроса о роли сознания в процессах познания» [1, с.111].
Ответом на этот вопрос служат предположения о том, что часть знаний приобретается человеком осознанно, а часть – нет: «исследователи предположили наличие двух систем (сознания и когнитивного бессознательного), ответственных за формирование каждого типа знаний» [1, c. 113].
То есть часть информации человек осознает и может потом вспомнить и воспроизвести словесно. Тогда мы говорим об эксплицитном обучении и мышлении.
А другая часть запоминается человеком без участия его сознания, и он не может воспроизвести и объяснить ее в вербальной форме. Здесь имеет место имплицитное научение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Морошкина, Н. В. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии / Н. В. Морошкина, И. И. Иванчей // Методология и история психологии. – 2012. – Т. 6, № 4. – С. 109-131. – EDN ZAZTUL.
2. Морошкина Надежда Владимировна, Гершкович Валерия Александровна Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-tendentsii-v-issledovanii-implitsitnogo-naucheniya (дата обращения: 08.05.2023).
3. Четвериков, А. А. Что мы осознаем, когда наступаем на одни и те же грабли: аффективная оценка повторяющихся ответов / А. А. Четвериков // Экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4, № 2. – С. 36-47. – EDN OJAOMP.
4. Карпов, А. Д. Феномен устойчивых ошибок при решении когнитивных задач: описание и прогнозирование последействия негативного выбора / А. Д. Карпов, Н. В. Андриянова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2015. – № 3(33). – С. 98-104. – EDN UBINIT.
5. Андриянова, Н. В. Устойчивые ошибки в процессе научения: особенности и возможности прогнозирования / Н. В. Андриянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 124-131. – EDN TAADYD.
6. Влияние сложности задачи на возникновение повторяющихся ошибок Андриянова Н.В., Карпов А.Д. (СПбГУ, Санкт-Петербург Проблема контроля и регуляции в когнитивных науках./Материалы Всероссийской молодежной научной конференции, Ярославль, 4-6 декабря 2015 г. / Под ред. И.Ю. Владимирова, С.Ю. Коровкина, К.Б. Зуева. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2015 – 103 с.)