Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В настоящее время все больше людей становятся осведомленными о гендерных вопросах и проблемах, связанных с ними. Существует множество исследований, которые демонстрируют влияние гендерных стереотипов и культурных факторов на наше поведение и мышление. Поэтому, все более актуальным становится изучение особенностей психологической помощи взрослым с учетом гендерных составляющих.
Психологическая помощь - это сложный процесс, который требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Однако, гендерные различия могут сильно влиять на то, как мы реагируем на психологическую помощь и как она может быть эффективна.
Когда мы говорим о гендерных различиях в психологической помощи, мы имеем в виду различия между мужчинами и женщинами, а также другими людьми, которые могут иметь различные гендерные идентичности. Эти различия могут быть связаны социальными, культурными и биологическими факторами.
Например, одним из известных фактов является то, что мужчины и женщины могут иметь различные реакции на стрессовые ситуации. Женщины могут чаще реагировать на стресс эмоциональными всплесками, в то время как мужчины могут проявлять агрессивное поведение. Эти различия могут влиять на то, как мужчины и женщины реагируют на психологическую помощь.
Кроме того, мужчины и женщины могут иметь различные предпочтения в отношении терапии. Например, мужчины могут склоняться к практическим и действенным формам терапии, таким как когнитивно-поведенческая терапия, в то время как женщины могут быть более заинтересованы в глубокой и эмоциональной терапии, такой как гештальт терапия.
Кроме того, гендерные различия могут влиять на то, как люди смотрят на психологическую помощь. Некоторые люди, особенно мужчины, могут чувствовать стыд или слабость, обращаясь за психологической помощью. В связи с этим, важно учитывать гендерные различия в терапии и создавать комфортную и безопасную среду, в которой люди могут чувствовать себя, комфортно общаясь со своим психологом.
Таким образом, можно сказать, что исследование особенностей психологической помощи взрослым с учетом гендерных составляющих является важным и актуальным направлением в психологии. Гендерные различия могут существенно влиять на эффективность психологической помощи, и учёт этих различий может значительно улучшить результаты работы с клиентами. Психологи при необходимости могут обсуждать гендерные вопросы и создавать комфортную среду, в которой клиенты могут чувствовать поддержку и уважение.
Гипотеза: Психологическая помощь, основанная на учете гендерных составляющих, имеет положительный эффект на взрослых клиентов, способствуя улучшению их психологического благополучия и снижению психологических проблем.
Методы: литературный обзор, психодиагностика, анализ данных.
Цель работы: изучение особенностей и проблем психологической помощи взрослым с учетом гендерных различий и разработка практических рекомендаций.
Задачи:
1. Изучение особенностей и проблем психологической помощи взрослым с учетом гендерных различий и разработка практических рекомендаций.
2. Анализировать существующие методы и подходы психологической помощи взрослым с учетом гендерных различий.
3. Определить проблемы и вызовы, которые могут возникнуть при работе с взрослыми разных гендеров.
4. Разработать практические рекомендации по оказанию психологической помощи взрослым с учетом гендерных различий
Объект исследования. психологическая помощь, предоставляемая взрослым людям с учетом гендерных различий.
Предмет исследования. особенности оказания психологической помощи взрослым людям с учетом гендерных различий.
Практическая значимость исследования на тему "Психологическая помощь взрослым с учетом гендерных составляющих" может быть значительной и охватывать несколько аспектов:
1. Улучшение результатов терапии. Исследование может привести к разработке и внедрению новых подходов и методик психологической помощи, учитывающих гендерные различия. Это может повысить эффективность терапии и улучшить результаты лечения психических расстройств у взрослых.
2. Адаптация терапевтического процесса. Исследование может способствовать изменениям в рамках психологической практики, включая более глубокое изучение и понимание гендерных аспектов в психическом здоровье и эмоциональном благополучии. Это позволит терапевтам лучше адаптировать свои методики и подходы к индивидуальным потребностям и особенностям клиентов.
3. Улучшение доступности психологической помощи. Исследование может помочь устранить стереотипы и предрассудки, связанные с гендером, и сделать психологическую помощь более доступной для всех взрослых. Это может привести к увеличению числа людей, обращающихся за помощью, и раннему выявлению и лечению психических проблем.
4. Развитие гендерно-ориентированных программ. Исследование может послужить основой для разработки специализированных программ и интервенций, направленных на конкретные гендерные группы или проблемы. Это позволит предоставить более целевую и эффективную помощь взрослым, учитывая их уникальные гендерные потребности.
В целом, исследование на тему "Психологическая помощь взрослым с учетом гендерных составляющих" имеет практическую значимость, которая может привести к улучшению качества психологической помощи, снижению негативных последствий психических расстройств и повышению благополучия взрослых.
ГЛАВА I. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
1.1. Понятия "гендер" и "гендерная идентичность" в психологии.
Переживание личной идентичности является важным аспектом в различных сферах жизни человека, таких как работа, пол, этническая принадлежность, социальный статус и т.д. В связи с кризисом идентичности современного человека, многие исследователи обращают внимание на проблему формирования и структуры идентичности, а также на психотерапевтические задачи, которые могут помочь преодолеть этот кризис
Идентичность - это сложный и многомерный психологический феномен, который представляет собой интегральное понимание себя как личности. Она включает в себя осознание собственных характеристик, убеждений, ценностей, поведенческих и социальных ролей, а также чувство принадлежности к некоторому социальному или культурному сообществу[3, c. 209]..
Идентичность формируется в результате многих факторов, таких как биологические, психологические, социальные и культурные. Она может меняться в течение жизни человека под влиянием внешних и внутренних факторов, таких как опыт, образование, культурные и социальные изменения, различные жизненные события и т.д.
Идентичность играет важную роль в жизни людей, поскольку она позволяет им понимать свое место в обществе и определять свои цели и задачи в соответствии с этим пониманием. Она также связана с чувством счастья и удовлетворенности от жизни, поскольку человек, имеющий ясное представление о своей идентичности, может чувствовать себя более уверенно и устойчиво в различных ситуациях.
Личность может иметь различные идентичности в зависимости от сферы социализации, таких как гендерная, этническая, профессиональная, религиозная и другие. В соответствии с возрастными особенностями становления и развития личности, можно выделить два типа идентичности: зрелую (сформировавшуюся) и незрелую (формирующуюся). В зависимости от того, насколько личность принимает идентичность себя, можно говорить о позитивной или негативной идентичности. От глубины переживания процесса изменения самоопределения можно определить, находится ли личность в состоянии кризиса идентичности или нет. Следовательно, говорят о наличии кризисной или некризисной идентичности [2, c. 52].
Идентичность – это осознание индивидуумом своей принадлежности к определенной социально-личностной позиции в соответствии с социальными ролями и состояниями эго. Корень слова "идентичность" происходит от латинского "identicus", что означает "тождественный" или "одинаковый"[7, c. 40].
Развитие идентичности у человека происходит благодаря непрерывному взаимодействию между индивидуальными и социальными аспектами этого явления, которые взаимодействуют в соответствии с контекстом [8, c. 109]..
В наше время проблема идентичности заключается не только в построении и защите собственной целостности, как это было в прошлом, но и в сохранении свободы выбора и открытости к новому опыту. Сегодня очень важно не застрять на одной фиксированной идентичности и не оставаться в ней навсегда, а продолжать искать новые формы самовыражения и развиваться. Как заметил русский историк В.О.Ключевский, "твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления".
В прошлом жесткая психологическая устойчивость помогала людям выживать в социуме, однако в настоящее время она может оказаться более вредной, чем полезной. Сегодня идентичность воспринимается как незавершенный, постоянно развивающийся проект, а не как законченная и неизменная реальность. Быстро меняющийся социум и увеличивающаяся продолжительность жизни неизбежно требуют обновления личности, и это не страшно, а закономерный социальный процесс, который отражает новую философию времени и жизни [14, c. 40].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брынцева, О. С. Особенности пространственно-предметной составляющей образовательной среды ДОУ в гендерном воспитании дошкольника / О. С. Брынцева // Педагогический поиск. – 2012. – № 6. – С. 7-11. – EDN YLBNWE.
2. Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна Исследование особенностей гендерной идентичности у девочек-сирот подросткового возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-gendernoy-identichnosti-u-devochek-sirot-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 08.05.2023).
3. Кац А.С. Исследование гендерных особенностей в когнитивной педагогике // КПЖ. 2022. №2 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-gendernyh-osobennostey-v-kognitivnoy-pedagogike (дата обращения: 08.05.2023).
4. Клецина Ирина Сергеевна Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-podhod-v-psihologicheskih-issledovaniyah-sovremennyh-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 08.05.2023).
5. Клёцина Ирина Сергеевна, Иоффе Елена Викторовна Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами // Женщина в российском обществе. 2015. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-podhod-v-analize-prichin-proyavleniya-nasiliya-v-blizkih-otnosheniyah-mezhdu-muzhchinami-i-zhenschinami (дата обращения: 08.05.2023).
6. Мазурок, И. А. Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации / И. А. Мазурок // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание / Под редакцией О.И. Ключко : ООО "НИЦ АРТ", 2016. – С. 338-344. – EDN WGLYWT.
7. Метлина, Т. А. Проблема социализации и профессионального самоопределения в условиях гендерного образовательного процесса / Т. А. Метлина // Интернаука. – 2020. – № 5-1(134). – С. 39-43. – EDN ZRYPBM.
8. Никонорова, Е. Ю. Гендерные различия в самоотношении старшего подросткового возраста / Е. Ю. Никонорова // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2019. – № 4. – С. 106-114. – EDN UTQJTV.
9. Сгонник, Л. В. Глава IV. Проблема гендерного воспитания студентов педагогического колледжа в деятельности куратора / Л. В. Сгонник // Современная наука в теории и практике. Том Часть VI. – Москва : Издательство "Перо", 2019. – С. 64-82. – EDN ZEGDZZ.
10. Смирнова, Т. Р. Гендерный фактор в формировании творческой активности личности в пространстве Детского музея / Т. Р. Смирнова // Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі: (па выніках навукова-даследчай работы супрацоўнікаў Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка ў 2014 г.) : Матэрыялы канферэнцыі, Полацк, Рэспубліка Беларусь, 25–26 февраля 2015 года / Уклад. Т.У. Явіч. – Полацк, Рэспубліка Беларусь: Медысонт, 2018. – С. 180-190. – EDN LZJLQD.
11. Чекалина, А. А. Профессиональная самореализация женщины / А. А. Чекалина // Мир психологии. – 2005. – № 3(43). – С. 127-139. – EDN DDEYIX.
12. Чернышова, Е. Ю. Гендерный подход в организации детской игры в дошкольном возрасте / Е. Ю. Чернышова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник научных трудов по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции, Анапа, 25 мая 2021 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 69-75. – EDN HIIJSM.
13. Шахов Шахабас Курамагомедович, Дамадаева Анжела Сергеевна Гендерные аспекты психологического сопровождения спортсменов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-aspekty-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-sportsmenov (дата обращения: 08.05.2023).
14. Шинкарёва Надежда Алексеевна Уровневая характеристика гендерной культуры воспитанников детского дома // ЧиО. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovnevaya-harakteristika-gendernoy-kultury-vospitannikov-detskogo-doma (дата обращения: 08.05.2023).
15. Ягубов М.И., Старостина Е.А., Добаева Н.В., Ичмелян М.A. Гендерное несоответствие: клинические, психологические и терапевтические аспекты // Медицинский вестник Юга России. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernoe-nesootvetstvie-klinicheskie-psihologicheskie-i-terapevticheskie-aspekty (дата обращения: 08.05.2023).