Фрагмент для ознакомления
2
Словарный состав в любом языке мира с течением времени претерпевает определенные изменения, в том числе и русский язык. Изменения происходят постоянно, изо дня в день. Эти изменения имеют место во всех разделах языка. Развитие лексического состава языка происходит преимущественно путем пополнения его новыми словами. Это происходит двумя способами:
• заимствования слов из других языков;
• при помощи словообразования.
Словообразование является одним из компонентов обучения русскому языку, которому необходимо уделять внимание. Овладение правилами образования новых слов языка позволяет предсказывать значение ранее не известного учащемуся производного.
Одним из нескольких способов формирования новых слов в русском языке является словообразование. Чтобы понять, что представляет собой данный термин, нам нужно выяснить, что такое словообразование и какие его способы существуют в русском языке.
Лексика регулярно пополняется новыми словами, из которых каждый отдает предпочтение тем, что ему нужно в данном случае. Некоторая лексика выходит из оборота, отмирает; другие слова появляются и пополняют словарный состав языка.
Отличительной чертой всякого языка является его дар остро реагировать на любые модификации в социальной, развитой и обыденной жизни. Обновление словаря совершается разнообразными способами: при помощи образования новых слов из уже знакомых, расширения семантического строения уже имеющихся слов и создания омонимов, заимствования новых слов из других языков или из диалекта того же языка.
Новые слова в языке формируются по определенным моделям - по видам, существующим в языке: с помощью эффективных морфо образований, аффиксов, с помощью композиции, когда две или более основ соединяются в одну, при помощи конверсии. Каждый из этих методов имеет свою типологию, которая зависит от общей типологической характеристики языка.
Словообразование - это система первоначальных типов слов и процесс образования новых слов из данных, существующих в языке, по установленным структурным и семантическим формулам и шаблонам .
Существует несколько разнообразных способов словообразования. В соответствии со структурными типами слов можно выделить следующие два способа словообразования: словообразование и словосочетание. Слова, созданные путем заимствования, имеют в терминах анализа словообразования только одну заимствованную основу и один заимствованный аффикс, например, чистота (от чистого), переоценивать (от оценки), председательство (от председателя), открытость (от открытого) и так далее.
Некоторые производные слова не имеют заимствованных аффиксов, потому что заимствование достигается путем преобразования, например, на бумагу (из бумаги), падение (от падения) и т.д. Слова, образованные с помощью словосочетания, имеют по крайней мере две основы.
Внутри видов может быть проведено добавочное отличие между способами образования слов. Главными способами образования слов при словообразовании являются прикрепление и преобразование.
Понятие словообразования исключает семантическое словообразование, а также укорочение, звуковой обмен и перемещение ударения, которые обычно причисляются к второстепенным способам словообразования.
Под семантическим порядком слов некоторые языковеды понимают всякое изменение значения слова, например, сток - «нижняя часть ствола дерева»; «что-то безжизненное или глупое»; «часть инструмента, которая служит основой» и т.д.; скамья - «длинное сиденье из дерева или камня»; «стол плотника» и т. д.
Использование термина «словообразование» к процессу семантических модификаций и к образованию омонимов вследствие развития полисемии является спорным по следующим причинам: поскольку семантические изменения обычно не приводят к введению нового слова в язык, его вряд ли можно анализировать как средство образования слова.
Мы также не можем разбирать процесс, означающий словообразование, даже когда фактическое расширение словарного запаса совершается из-за появления нескольких омонимов. На самом деле, образование омонимов не является средством образования новых слов, но является итогом длительного и трудоемкого процесса. Кроме того, нет шаблонов, после которых омонимы могут быть образованы в языке.
Наконец, развитие смысла приводит к семантической обособленности двух или более значений слова, в то время как сам процесс словообразования характеризуется определенной семантической связью между новым словом и начальной лексической единицей. По этим причинам разногласие в развитии смысла, приводящее к образованию двух или более омонимов, следует разбирать как специальный канал, через который словарный запас языка пополняется новыми словами и не должен анализироваться наравне с процессами словообразования.
Недавние исследования доказывают, что продуктивность заимствованных слов во многих отношениях относительна. Более того, нет абсолютно эффективных средств; заимствованные модели и заимствованные аффиксы обладают различной степенью эффективности. Поэтому важно, чтобы были поставлены условия, благоприятствующие производительности и степени производительности конкретного шаблона или аффикса.
У всех заимствованных образцов есть как структурные, так и семантические ограничения. Чем меньше ограничений, тем выше степень продуктивности, тем больше будет построено новых слов.
Итак, мы выяснили, что словообразование - это система способов образования новых слов.
1.2. Сложные слова: понятие, особенности, способы словообразования
Сложными называются слева, которые создались в результате соединения нескольких основ или целых слов в одно слово.
Сложнее слово является особым феноменом в системе лексики и словообразования. Многие ученые филологи занимаются исследованием сложных слов. Например, исследования Д.И. Алексеева. Е.А. Василевской. О.А. Габинской, Е.И. Гслановой, Е.А. Земской, Л.П. Крысина, Е.С. Кубряковой. Н.М. Шанского и других ученых, а также написанные В.В. Лопатиным и И.С. Улухановым разделы «Грамматики современного русского литературного языка» и «Русской грамматики». В лингвистике даже высказывалось обоснованное суждение о необходимости выделения особого раздела словообразовании - композитологии, т.е. учения об образовании производных сложных слов.
Сложнее слово - особая единица лексической и словообразовательной систем русского языка, являющаяся одним из основных объектов словообразовании точно так же, как сложнее предложение - одним из основных объектов синтаксиса.
Сложные слова активно употребляются во всех жанрах речи, но особенно в публицистике, научной и научно-технической литературе.
В серии изданий [Новое в русской лексике 1980–1986], по нашим подсчетам, половину всех слов, появившихся в публицистике и литературе 1960–70-х годов, составляют сложные слова: автоград, баржестрой, всепланетарный и т.д. Как и прежде, сложные слова пополняют в основном имена существительные и прилагательные.
В русской лингвистической традиции были разные мнения относительно природы сложных слов. М. В. Ломоносов к сложным относил слова не только с несколькими корнями типа рукомойник, но и слова с приставками (порука, распространяю) .
Академик Ф. Ф. Фортунатов тоже видел способ сложения в словах типа отходить, прекрасный . Академик А. А. Шахматов считал близкими к сложным словам словосочетания типа хлеб-соль, а также сочетания имени лица с отчеством: Я Яков Алпатычу говорил… Л. В. Щерба полагал, что «словосочетания вроде железная дорога, общая тетрадь, зубная паста и т.п. следует считать сложными словами». И далее: «…Что даже такое словосочетание, как чай пить, начинает ощущаться сложным словом, явствует из такого очень распространенного новообразования, как мы уже почайпили…».
Многие вопросы о сложных словах остаются дискуссионными до сих пор: вопрос об исконности словосложения в русском языке, о границах сложного слова и др.
В настоящее время исследователи не расходятся в главном при определении сложного слова, характеризуя его как «цельнооформленное лексическое образование» , созданное путем объединения двух или более основ или слов , мотивированное более чем одним словом , представляющее собой сочетание нескольких знаменательных лексем . Такие определения общепризнаны. Однако здесь возникает вопрос: что правомерно считать знаменательной лексемой, самостоятельной основой в составе слова? Имеются ли две основы, две корневые морфемы в словах типа благородный, благословить, раболепие, сверхмощный, психолог, библиотека, зарплата и т.п.? Исследователи по-разному квалифицируют эти и подобные слова.
Профессор З. А. Потиха, говоря о пестроте взглядов на природу сложных слов, отмечает, что МАС к сложным словам относит слова околоушный, внеслужебный, междугородний, сверхплановый, противопожарный, зоосад, хотя «в этих словах первый компонент не является знаменательным словом». ТСУ слова типа гидроустановка, телевидение, гидролиз считает составными, а слова киноаппарат, киносеанс, зоопсихология, славянофил сложными . З. А. Потиха, исходя из того, что «для сложных слов необходимо наличие не менее двух лексически знаменательных слов», считает, что «слова типа околоушный, сверхмощный, а также типа зарплата, сберкасса не являются сложными, так как первые компоненты около-, сверх- не принадлежат к знаменательным словам, а компоненты зар-, сбер- являются сокращениями и не употребляются в качестве отдельных слов». Однако он относит слова контрнаступление, партактив, профдвижение к сложным.
В современном русском языке имеются несколько групп слов, принадлежность которых к сложным словам вызывает сомнение.
К их числу относится большая группа слов с так называемыми «связанными опорными компонентами» , часто иноязычного происхождения: психолог, текстолог, библиограф, лексикограф, телеграмма, меломан, наркоман, телескоп, микроскоп, космонавт, астронавт, космодром, аэродром, танкодром, автобус, троллейбус, аэробус, библиотека, картотека, дискотека и др.
«Русская грамматика» относит такие слова к сложным: «особое место среди сложных существительных занимают сложения со связанными опорными (последними) компонентами <…> Такие компоненты используются только как связанные корни».
Есть, однако, и другие мнения. А. Н. Тихонов не считает сложными слова автобус, автограф, библиотека и др., но почему-то относит к сложным слова космонавт, картограмма.
В. В. Лопатин называет такие компоненты аффиксоидами. Он пишет: «К аффиксоидам относятся также связанные компоненты сложных слов, не выступающие в качестве корневых компонентов в словах иной структуры, например, суффиксоиды -фил (библиофил, славянофил), -навт (космонавт, астронавт), -тека (библиотека, картотека), -дром (аэродром, космодром), - фикация (радиофикация); префиксоиды гидро- (гидрокостюм), аэро-(аэровокзал), псевдо- (псевдоискусство), еж- (ежедневный)» . В. В. Лопатин относит названные слова к сложным, хотя компоненты -фил, -лог, аэро- и др. «не выступают в качестве корневых компонентов». Однако если названные компоненты «не выступают в качестве корневых компонентов», то это и не аффиксоиды, а суффиксальные элементы, суффиксы. Слова же с такими компонентами не являются сложными. Такая оценка выражена и другими языковедами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка / И.В. Арнольд. - Изд.3-е. - М.: Высшая школа, 1986.
2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5– 9 кл. М. : Просвещение, 1994
3. Василевская Е. А. Словосложение в русском языке. М. : Учпедгиз, 1962
4. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. : Оникс-Альянс, 1999
5. Григорьев В. П. Несколько замечаний к дискуссии [П. С. Попов vs. О. С. Ахманова; о значении слова] // Науч. доклады высшей школы. Филол. науки. 1959. № 2. С. 216–221
6. Ломоносов М. В. Российская грамматика // М. В. Ломоносов. Труды по филологии 1739–1758 гг. М.– Л. : АН СССР, 1952. С. 392–578
7. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М. : Наука, 1977
8. Лопатин В. В., Улуханов И. С. О некоторых принципах морфемного анализа (К определению понятия сложного слова в русском языке) // Известия АН СССР ОЛЯ. 1963. Т. 22. № 3. С. 190–204
9. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. Учебник. 5 кл. Ч. 2. М. : Мнемозина, 2007
10. Панов М. В. Об аналитических прилагательных // Фонетика. Фонология. Грамматика. К 70–летию А. А. Реформатского. М. : Наука, 1971. С. 240–253
11. Панов М. В., Кузьмина С. М., Булатова Л. Н., Красильникова Е. В., Ильина Н. Е. Русский язык. 6 кл. / под ред. М. В. Панова. М. : Русское слово, 2008
12. Потиха З. А. Современное русское словообразование. М. : Просвещение, 1970
13. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: АСТ, 2009. – 432 с. – URL: http://orthographia.ru
14. Розенталь, Д. Э.. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: ЧеРо, 1999. – URL: http://www.evartist.narod.ru/text1/30.htm
15. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). – М.: Наука, 1980
16. Русская грамматика. Т. 1. М. : АН СССР, 1980
17. Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Академический школьный учебник. Русский язык. 5 кл. Ч. 1. М. : Просвещение, 2011
18. Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. М. : Азбуковник, 1999
19. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2006.
20. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1–2. М. : Русский язык, 1985
21. Фортунатов Ф. Ф. Сравнительная морфология индоевропейских языков. Спряжение // Ф. Ф. Фортунатов. Избранные труды. Т. 2. М. : Гос. уч.- пед. изд-во, 1957
22. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. Изд. 2. М. : КомКнига, 2005
23. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Изд. 2. Л. : Учпедгиз, 1941