Фрагмент для ознакомления
2
Для проблемы нашего исследования необходим многогранный обзор проблемы словообразования с точки зрения разных научных концепций.
Изучение теоретических источников позволило выявить разнородность и противоречивость научных подходов к изучаемой проблеме. Словообразование играет важную роль в лингвистических дисциплинах. Оно связано со всеми разделами курса современного русского языка, общего языкознания, основ культуры речи. Словообразование связано со словарным запасом, морфологией, орфографией и стилистикой.
При реализации говорящим информации в своей речи выбор средств словообразования определяется не только его потребностью донести ту или иную информацию до действительности, но и потребностью выразить свое отношение к ней [14].
Словообразование как особый раздел языкознания включает в себя два компонента - морфемику и дериватологию (собственно словообразование).
Морфемика есть учение о существенных частях слова (морфемах), то есть учение о строении и построении слова.
Словообразование (дериватология) изучает роль морфем в словообразовании, современные способы и закономерности словообразования [13].
С точки зрения классического языкознания словообразование рассматривается в двух аспектах (Л. В. Щерба). С одной стороны, оно изучается как процесс или результат словообразования, называемого производными или сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям. С другой стороны, как раздел языкознания оно анализирует все аспекты образования, строения и классификации производных и сложных слов, то есть как особая отрасль науки - учение о том, «как образуются слова» [14]. .
По данным Г.А. Николаева, предметом словообразования как науки являются словообразовательный процесс (характеризует словообразование в динамическом аспекте) и словообразовательные отношения (характеризует словообразование в статическом состоянии). Соответствие словообразовательных отношений словообразовательным процессам является движущей силой развития словообразовательных систем [11].
Объектом словообразования является слово. Поэтому в задачи науки о словообразовании входит изучение словообразовательной структуры производных слов, способов словообразования, а также выражаемых ими словообразовательных значений.
Э.И. Литвинова относится к словообразованию как к процессу порождающего словообразования, раздел языкознания, изучающий производность, средства и способы образования слов.
Словообразование как языковая единица помогает решить следующие задачи:
1) установление происхождения слова в современном языке (наличие производной основы);
2) определение механизмов, с помощью которых данное производное слово было образовано [12].
Т.Ф. Ефремова дает следующее определение словообразованию: «Словообразование есть система образования слов в языке, способы такого образования; раздел языкознания, изучающий образование слов в языке [14].
Согласно Э.А. Земской, Е.С. Кубряковой словообразование понимается как процесс или результат возникновения новых слов, так называемых созданных, на основе однокоренных слов или словосочетаний, посредством принятых в этих словах формальных приемов, служащих смысловому переосмыслению или уточнению [5].
Слово как основная единица словообразовательной системы русского языкознания имеет специфическую структуру: состоит из морфем - одной или нескольких.
Следует различать понятия «слово» и «морфема». Они различаются по нескольким параметрам:
1. Для слов характерна языковая самостоятельность, а морфемы существуют только в составе слова.
2. Слова имеют лексическую и грамматическую связь, т.е. относятся к определенным лексико-грамматическим категориям (частям речи); морфемы не имеют такого лексико-грамматического соотношения.
3. Слова, как правило, воспроизводятся, но в ряде случаев могут появляться в процессе устного или письменного общения (неологизмы отдельных авторов); происходит только воспроизведение морфем [13].
Как утверждает Е.А. Земская, словообразование выполняет следующие функции:
собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);
конструктивная (изменение синтаксического построения речи);
компрессивная (производство более краткой номинации);
экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);
стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с определенной сферой речи) [5].
В соответствии с О.М. Вершининой выделяют следующие способы словообразования в русском языке:
1. Лексико-семантический, когда разные значения слова этимологически признаются отдельными и самостоятельными словами, или когда присваивается значение, не имеющее ничего общего с его предыдущими характеристиками. Слово в языке приобретает новое семантическое значение, как если бы оно было разделено на два или более омонима.
2. Морфолого-синтаксический метод – образование новых лексических единиц в результате перехода слов из одного грамматического класса в другой.
3. Лексико-синтаксический, когда две или более сопоставимые лексические единицы сливаются в одну в процессе употребления языка. Таким образом, новые слова представляют собой законченное сочетание слов.
4. Морфологический метод заключается в образовании новых слов из основ и словообразовательных элементов языка по правилам объединения их в самостоятельные единицы. Основными видами морфологического словообразования в современном русском языке являются сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация [9]..
Таким образом, словообразование – это процесс образования слова или единицы языкознания, результат, происхождение, функция, строение и образование и классификация сложных слов. Главной задачей словообразования является изучение закономерностей, способов словообразования, процессов словообразования, создающих новые лексические единицы.
Словообразование выполняет номинативную, конструктивную, компрессивную, экспрессивную и стилистическую функции. Способы словообразования в русском языке бывают лексико-семантические, морфологически-синтаксические, лексико-синтаксические, морфологические.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб : Речь, 2011. – 144 с.
2. Григорьева, Ю.В. Сравнительный анализ состояния компонентов речевого общения у старших дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи i уровня / Ю.В. Григорьева, Н.Е. Попова, В.А. Дубовская // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – №4 (51). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sostoyaniya-komponentov-rechevogo-obscheniya-u-starshih-doshkolnikov-v-norme-i-pri-obschem-nedorazvitii-rechi-i (дата обращения: 20.02.2023).
3. Гущина, Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Ю.Р. Гущина, Т.В, Туманова, Т.Б. Филичева // Современные проблемы науки и образования. – 2014 – № 6 – С. 12-13.
4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб- метод. пособие / Н.С. Жукова. – М., 2011 – 96 с.
5. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. М.: Просвещение 2005 – 460с.
6. Зотеева, О.С. Особенности формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.С. Зотеева, А.В. Пауесова //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научный редактор О.Г. Нугаева. – 2013 – 143-146.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
8. Козлова, А.Ю. Формирование у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи навыков словообразования средствами информационно- коммуникационных технологий / А.Ю. Козлова //Научное отражения. – 2016 – № 1(1). – С.20-23.
9. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е.С, Кубрякова. – М.: Знак, 2012 – 208 с.
10. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова // Университетская библиотека онлайн. М., 2019. – [Электронный ресурс]. – URL: http :// biblioclub. ru/ (дата обращения 19.02.2023).
11. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
12. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
13. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 – 238с.
14. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.bankreferatov.ru/referats/ (дата обращения: 08.05.2023)
15. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 144 с.
16. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 397 с.
17. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
18. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: 2020. – 314 с.
19. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/533680/ (дата обращения: 08.05.2023)
20. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М: Владос, 2000 – 240 с.