Фрагмент для ознакомления
2
Решением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судами, М. Е. Кац, являвшийся зарегистрированным кандидатом на выборах в Мосгордуму, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ за размещение агитационных печатных материалов, материалов, изготовленных по его распоряжению (плакаты 180 см на 158 см) на стационарных стендах (рекламные конструкции) без разрешения собственника этих объектов, а также административного взыскания в виде штрафа в размере 500 рублей.
При этом суды установили, что Кац М.Е. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Мосгордумы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 уведомление о начале распространения агитационной печатной продукции. с подробной информацией о порядке выпуска агитационных материалов и соответствующих моделях, а также не были заключены договоры на распространение этих агитационных материалов М. Е. Кацем или его представителем с кем-либо, включая владельца рекламных конструкций, на которых размещались агитационные материалы.
Заявитель просит признать оспариваемый закон противоречащим статьям 18, 21 (часть 1), 32 (часть 2), 46 (часть 1), 49, 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ. РФ, поскольку позволяет привлекать к административной ответственности конкурента на выборах за действия других лиц, разместивших агитационные материалы с нарушением установленного порядка.
2.Обзор научной литературы по вопросу толкования отдельных положений Конституции Российской Федерации в области избирательного права
Этап предвыборной агитации начинается в день утверждения бюллетеня Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в ноль часов допустимого времени дня, предшествующего дню голосования. Предвыборная агитация на каналах телерадиоорганизаций, в периоды печатных СМИ и интернет-изданий начинается в период, начинающийся 17 февраля и заканчивающийся в ноль часов 17 марта 2018 года в летнее время.
Граждане Российской Федерации, партии, общественного объединения имеют право вести предвыборную агитацию в любых формах и порядке, разрешенных законом. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период выборов по выбору Президента Российской Федерации и направленная на поощрение или поощрение избирателей голосовать за или против кандидата. Государство предоставляет гражданам Российской Федерации, избирательной партии и другим объединениям свободу распространения предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами.
Зарегистрированным кандидатам зачастую запрещен доступ к средствам массовой информации для участия в кампании.
Российское законодательство очень подробно регламентирует основные направления и виды агитации, устанавливает специальные правила проведения предвыборной агитации, сроки ее проведения, особые требования к агитационным материалам, субъектам агитации и многое другое. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года под «предвыборной агитацией» следует понимать деятельность, проводимую в ходе избирательной кампании с целью поощрения или поощрения избирателей к голосованию за или против кандидата, кандидатов, списков, списков кандидатов. Суть избирательной агитации определена в положениях главы 7 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Прежде всего, статья 44 настоящей главы определяет, что избирательная агитация, наряду с информированием избирателей, участников референдума и агитацией по вопросам референдума, является частью информационного обеспечения выборов и референдумов. В соответствии со ст. 45 Закона информирование избирателей осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления, комиссиями и организациями, публикующими СМИ, редакциями интернет-изданий, физическими и юридическими лицами. При этом эта норма уточняет, что органы государственной власти не относятся к субъектам, имеющим право информировать о кандидатах. Таким образом, анализ положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ позволяет разграничить информационную и агитационную деятельность.
Действующее российское законодательство путем предвыборной агитации означает не распространение информации, а деятельность специальных субъектов, осуществляемую в ходе избирательной кампании и направленную на поощрение или поощрение избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов либо против него (них), либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Агитационная деятельность - непрерывная деятельность, осуществляемая в соответствии с законом и направленная на формирование предпочтений граждан Российской Федерации при осуществлении ими активного избирательного права .
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ акты предвыборной агитации признаются предвыборной агитацией:
- призыв голосовать за кандидата, а также за кандидатов, составивших отдельный список или списки кандидатов, либо против них;
- выражение предпочтений конкретному кандидату, избирательному объединению, включая указание того, какому кандидату, какой список кандидатов, за какое избирательное объединение избирателю необходимо будет проголосовать;
- описание возможных положительных или отрицательных последствий в случае избрания или неизбрания конкретного кандидата, если конкретный список кандидатов допущен или не допущен к распределению депутатских мандатов;
- распространение информации, четко содержащей информацию об отдельных кандидатах и избирательных объединениях в различных сочетаниях как положительной, так и отрицательной информации о них;
- распространение информации о кандидате, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных (должностных) обязанностей;
- иные виды деятельности, способствующие формированию позитивного или негативного отношения к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, или списку кандидатов.
При этим, законом предусмотрен перечень лиц, котором запрещено проводить предвыборную агитацию. В случае нарушения указанных требований предусмотрен административный штраф.
Предвыборная агитация является обязательным этапом избирательного процесса и служит формой информационного обеспечения выборов. В период до выборов распространение информации о выборах подпадает под определение информации и осуществляется без каких-либо ограничений. В ходе избирательной кампании «Свобода слова и распространение информации путем установления определенных требований к проведению предвыборной агитации» ограничивается обеспечением равенства избранных и тем, чтобы информация, предоставляемая гражданам для поощрения голосования за конкретного кандидата, строго и одинаково дозировалась, проверялась на соответствие фактам, не имела искажений и отражала истину. При проведении подлинных выборов должен быть обеспечен свободный и равный доступ избирателей к информации о избирателях и избирательном процессе, и каждое лицо может свободно осуществлять свое право на поиск, получение, передачу и распространение информации в любой форме и из любого источника в пределах, установленных законом. .
Кроме этого законом не запрещено в ходе предвыборной агитации проводить встречи с населением в рамках осуществления должностных обязанностей.
Легитимность в проведении выборов и всего избирательного процесса должна присутствовать на всех этапах, только тогда можно говорить, что эти выборы легитимны, а власть легитимна. Этот принцип обеспечивается как самим избирательным механизмом, так и положениями законодательства, такими как соблюдение принципов избирательного законодательства, равная тайна голосования, запрет агитации в день выборов, запрет давления на избирателей и т.д. само признание многопартийности и альтернативности выборов обеспечивает реализацию этого принципа .
В рамках данного блока административных правонарушений мы рассматриваем административные правонарушения в сфере как предвыборной агитации, так и связанного с ней процесса - информирования избирателей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. -№ 144
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 28.04.2023) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N256.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (с изменениями от 28.04.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. – № 24. – Ст. 2253
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2003 № 10-П "По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации": // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. – № 25. –Ст. 2564.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Вестник Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации, 2011. – № 6. Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 10-П от 11.06.2003 "По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации": // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 25. Ст. 2564.
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2021-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Максима Евгеньевича Каца на нарушение его конституционных прав положением части 2 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71422430/
7. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность государственной власти в России /П.П. Баранов, А.И. Овчинноков// Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 7. – С. 3-8.
8. Батинова Г. Н. Избирательные споры /Г.Н. Батинова // Молодой ученый. — 2015. – №19.1. – С. 72-74.
9. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. / Н.С. Бондарь А.А. Джагарян. – М.: Формула права, 2005. – 336 c.
10. Борискова И.В. Выборы Президента Российской Федерации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-во «Воронежский центр научно-технической информации». –2015. –С. 17-21.
11. Глушакова Н.Н. Абдугафанов А.Б. Проблема незаконной агитации на выборах президента российской федерации/ Н.Н. Глушкова А.Б. Абдугафаров // Территория науки. – 2018.№. – С. 154-157
12. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. /Ю.А. Дмитриев В.Б. Исраелян. – М.: Юстицинформ, 2008. — 312 .
13. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Учебник для вузов: В 2-х томах. Том 2. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 2016. - 956 с.
14. Долматова М. Б. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в решениях по избирательному праву : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. .. канд. техн. наук. юридический. науки". Казань, - 28 с.
15. Избирательное право России. 2-е изд. / под ред. В.О. Лучина. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 735 с.
16. Ким, Ю. В.Избирательное право : учебник для вузов / Ю. В. Ким. — Москва : Изд–во "Юрайт", 2021. - 360 с.
17. Климова Ю.Н. Уголовно-правовая квалификация по статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации отдельных коррупционных проявлений в сфере выборов // Следователь. - 2010. - № 8. - с. 34-41.
18. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. и предварительно удаленный. академик В.Н. Кудрявцева. - М.: Изд-во "Городец", 2007. -336 с.
19. Маганкова А.А. Васильева С.В. Мартыненков Д.Г. Административная ответственность за нарушения порядка проведения предвыборной агитации - проблемы и перспективы // Юридическая наука.2021. № 4 с. 4-7
20. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ. 2012. с. 89.
21. Толкункин М. И. Институт предвыборной агитации: некоторые различия // Ассоциация - конституционное образование для предвыборной агитации // Право и политика. 2006. № 9. С. 49-50.