Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях гуманитарное образование призвано сыграть особую роль в формировании мировоззрения нового поколения. При этом существует несколько подходов к определению его сущности и содержания.
Образование гуманитарно по своей природе. Ю.В.Сенько утверждает, что истинное образование является истинным постольку, поскольку оно гуманитарно [4]. Несомненно, с этим утверждением можно согласиться.
Одной из важнейших особенностей гуманитарного образования является его мировоззренческая направленность. В отличие от практического образования, гуманитарное образование - это не только передача и интерпретация совокупности знаний о мире, но и формирование мировоззрения человека, построение мира личности.
В гуманитарном понимании истинное образование - это творческая деятельность, которая «строит» личность и мир как пространство для раскрытия и реализации смысла человеческого существования.
Истинное гуманитарное образование обладает неограниченным потенциалом для высокого уровня социального, гуманитарного и культурного воспитания, духовно-нравственных качеств, интеллектуальной и творческой активности личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции человека. Гуманитарное образование - это путь для личности, на котором во многом формируется взгляд на бытие, раскрывается потенциал преобразующей деятельности, изменяется стиль и качество жизни.
Вопрос о специфике гуманитарного образования является одним из ключевых в определении его места и роли в современной культуре. Его решение позволяет понять логику, смысл и идеалы подлинного гуманитарного образования.
Во-первых, особенность гуманитарного образования заключается в том, что это процесс. Гуманитарное образование обеспечивается не только содержанием учебного предмета, но и самой природой знания и способом его развития, который соответствует процессу образования, указывает Ю.В. Сенько. Другими словами, гуманитарное образование - это образование, ориентированное на порождение смысла, соучастие и диалог в процессе взаимодействия. Поэтому в зависимости от того, как разрабатывается содержание образования и какие методы используются, «история может быть антигуманной или вполне гуманной, как, например, в информатике» [4].
Во-вторых, логика гуманитарного образования процессуально раскрывается в тесной связи его компонентов: понимание - раскрытие смысла - построение собственного смысла - формирование личности. Гуманитарное образование неразрывно связано с проблемой понимания, предполагающей особое отношение между знанием и личностью [4].
Гуманитарное образование также является критерием качества образования и, в целом, того, состоялся ли образовательный процесс. Следует помнить, что гуманитарное образование - это не создание условий для передачи знаний, а создание условий для понимания и построения на их основе собственного смысла (мировоззрения), а значит, для формирования личности.
Для гуманитарного образования знание - это не просто информация и не сумма доказанных фактов. Знание - это всегда, и прежде всего, чье-то понимание, и это путь к этому пониманию. Мы знаем, что система образования не позволяет даже персонифицировать знание - это знание всего человеческого рода, всей человеческой культуры. Однако антропоморфизированные знания, мысли и образы, содержащиеся в первоисточниках философии, искусства, поэзии и т.д., позволяют людям по-настоящему прикоснуться к этим знаниям, пережить их, понять, присвоить и владеть ими.
Чтобы это произошло, эти знания должны «родиться» заново в каждом человеке. Это происходит потому, что мое понимание становится частью общечеловеческой культуры и увеличивает сложность мира. Поэтому в гуманитарном образовании нет знания вообще; любое знание всегда принадлежит другим и понимается ими.
В этой связи следующей особенностью гуманитарного образования является педагогический способ гуманитарного понимания действительности. Он определяется своеобразием гуманитарного знания, вечно пульсирующего и живого, и заключается в построении процесса образования как поиска, в особом педагогическом подходе, где педагогизация уступает место «уравниловке», энциклопедизм – пониманию.
Педагогический подход к гуманитарному пониманию действительности всегда учитывает эволюцию духовности. Гуманитарное образование сосредоточено на исследовании, понимании и анализе, а не на попытках выявить системы путем извлечения теоретических предположений из произведений, оторванных от их контекста. П. Аддо пишет, что работа эта «живая», это действие и движение, которое уносит автора и читателя. Систематическое исследование подобно травяному саду, наполненному сухими листьями. Поэтому педагогический метод гуманитарного образования - это всегда метод превращения знаний в живую мысль. Однако в современной системе образования доминирует тенденция облекать знания в упаковку систем, концепций и теорий [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
2. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Дэвидсоном. – М.; СПб.: Степной Ветер; ИД «Коло», 2015. – 345 с.
3. Анисина С. С. Состояние гуманитарного образования в России: критический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 696–700.
4. Гуманитарное основание стандартов высшего образования // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские чтения, 24–25 мая 2012 года. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2012. – 631 с.
5. Западная Н. рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция. – М., 2012. – 157 с.
6. История культурологии: учеб. для асп. / Под ред. А. П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2015. – 114 с.
7. История новой философии. – М.: АСТ, 2014. – 231 с.
8. Социокультурные изменения, определяющие новые задачи исследования образования // Мат. XIV Чтений памяти Г. П. Щедровицкого. – М., 2013. – 225 с.
9. ФОМ: официальный сайт. – URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14736.