Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
5 июля 1439 года была подписана церковная уния между Православным Константинополем и Католическим Римом как попытка объединения христианской церкви. Византия рассматривала данную уния как политический ход, способный помочь государству военной силой в борьбе с турками-османами, в то время как Католической Церковью уния рассматривалась как способ повысить авторитет Ватикана после Базельского собора и подчинить Православную Церковь юрисдикции Папы Римского.
Актуальность данной работы обусловлена растущим интересом части общества к рассматриваемой теме, к проблематике одной из наиболее активных социальных групп средневековья – духовенства, без изучения которой сложно составить целостную картину эпохи, а также слабой изученностью данной проблемы. Ферраро-Флорентийский собор до сих пор остается дискуссионной темой не только для историков, но и для христианского мира. Первая половина и середина XV века – период в истории, изменивший судьбу Восточных и Западных государств: пал Константинополь, центр Православной веры, второй Рим, стремительно перекраивалась карта мира, иначе расставлялись духовные акценты, претерпевали изменения нравственные и экономические стороны жизни. Попытка объединения Католической и Православной Церквей вызвала еще больший раскол и показала глубокие различия в учениях двух конфессий. В частности, сегодняшний интерес исследователей к Ферраро-Флорентийскому собору анализирует проблему православного сопротивления унии как одну из причин падения Константинополя и развала некогда могущественной Византийской империи.
Сильвестр Сиропул, чьи воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе являются главным историческим источником данной курсовой работы, являлся свидетелем падения Константинополя, поздневизантийским историком и одним из участников Ферраро-Флорентийского собора. Большую часть своего служения являлся диаконом, великим экклезиархом и дикеофилаком. В качестве дикеофилака он и принимал участие в соборе. По возвращении в Византию, Сильвестр Сиропул отрекся от унии, заявив, что подписал ее под давлением, и примкнул к православному сопротивлению флорентийской унии во главе сначала с Марком Эфесским, а после его смерти в 1444 году с Геннадием Схоларием.
Основное внимание в работе уделено периоду с 1438 по 1453 года. Выбор нижней хронологической границы связан с датой начала собора в Ферраре. Выбор верхней хронологической границы связан с датой падения Константинополя и его захватом османской армией под командованием султана Мехмеда II, что ознаменовало падение всей Восточной Римской империи.
Целью настоящей работы является исследовать православное сопротивление Флорентийской унии.
В соответствии с целью работы сформированы следующие задачи:
1) охарактеризовать подготовку к Ферраро-Флорентийскому собору;
2) охарактеризовать ход Ферраро-Флорентийского собора;
3) проанализировать проблемы, связанные с подписанием унии в заданный период;
4) дать характеристику русского взгляда на флорентийскую унию;
5) реконструировать сопротивление Флорентийской унии в христианском мире.
В историографии данной темы можно выделить два основополагающих направления: исследования литературы участников и свидетелей собора как исторического источника и исследования, посвященные последним годам существования Византии и ее падению.
Объектом курсовой работы является Ферраро-Флорентийский собор.
Предметом курсовой работы является православное сопротивление подписанной в 1439 году флорентийской унии.
Источниковой базой исследования являются «Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе» Сильвестра Сиропула, богословские работы Марка Эфесского, а также литература русских авторов, свидетелей собора: «Хожение Авраамия Суздальского на Восьмой Собор с митрополитом Исидором», «Повесть Симеона Суздальскаго об осьмом Флорентийском соборе. Исидоров собор и хождение его» .
В настоящей курсовой работе были использованы принципы объективности, историзма и аргументированности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА I. ПОДГОТОВЛЕНИЯ К ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКОМУ СОБОРУ И ЕГО ХОД
К XV веку некогда могущественная и сильная держава – Византийская империя – оказалась в затруднительном положении, территориально государство значительно уменьшилось, оставив за собой только столицу в Константинополя с окрестностями, пару островов и часть территорий на юге Греции. Остальные же территории либо отошли латинянам, либо находились под властью османов.
В 1422 году Константинополь впервые был осажден османами под командованием Мурада II, но осада была снята из-за поднятого в тылу мятежа. Угасающая Византия не могла дать должный отпор. К XV веку угроза вторжения турок-османов в Византию была очевидна для греческого мира. Политические интересы и стали причиной попытки сближения Византии и Запада.
По вопросу сближения с Западом византийцы разделились: одна сторона считала необходимым заключить союз, другая же опасалась, что это приведет к тому, что Византия отойдет на задний план, утратит свое наследие. К первой группе преимущественно принадлежали император Иоанн VIII и часть политических деятелей из его окружения.
С первой половины XIV века византийцы искали союза с Западом. Если долгое время Римская церковь оставалась примером целостности и стабильности, то с момента Великой западной схизмы все изменилось. С 1378 до 1409 год на главенство Римской церкви претендовали сразу два Папы, а с 1409 по 1417 сразу трое. В 1409 году Папой Римским был выбран Александр V, грек по происхождению, что решили использовать как возможность объединения с православной церковью в целях стабилизации папского престола и повышения авторитета папства. Но Александр V вскоре скончался, и воплотить замысел объединения не удалось, однако стремление к объединению уже имелось с обеих сторон. Базельский собор 1431-1449 годов также рассматривал унию с греками как способ заключить союз с гуситами и предотвратить раскол христианской церкви.
Со стороны Византии рассматривалось два варианта заключения союза с Западом: с участниками Базельского собора или с Папой Римским. И, хотя делегаты были направлены как в Базель, так и к Папе, император все же склонялся к союзу с Папой Римским, поскольку на тот момент Ватикан был в союзе с Венецией – одним из самых богатых государств Европы, следовательно, Византия могла ожидать от Папы финансовую и военную поддержку .
Папа Евгений IV дал свое согласие на подготовку унии, и в Константинополе стали активно готовиться к собору.
Константинопольский Патриарх Иосиф II пытался избежать поездки в Ферарру под предлогом болезни, но под давлением императора Иоанна VIII Палеолога, убеждавшего Патриарха в его великой славе и почете после собора, дал согласие принять участие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Сильвестр Сиропул: Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439) : В 12 част. /. Пер. с греч., вступ. ст. А. Знаменцева. СПб. : «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга — СПб», 2010. — 352 с.
2. Повесть об осьмом соборе» Симеона Суздальского — памятник литературы XV века // Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы: Матер. докл. XII конф. Москов. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1969. С. 59—60;
3. Прокофьев Н. И. Русские хождения XII—XV вв.— В кн.: Литература Древней Руси и XVIII в. [Электронный ресурс] (Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, № 363). М, 1970, с. 252—264.
URL: http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus2/Hozenija/XVI/Avraam_Suzd/text.htm
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишин С. Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018. — 324 с.
2. Занемонец А. В.. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии / А. В. Занемонец. — СПб.: Алетейя, 2008. — 160 с.
3. Каллист Властос. Марк Эфесский и Флорентийский Собор [Электронный ресурс]. – М.: Смирение, 2009.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/mark-efesskij-i-florentijskij-sobor/
4. Лобовикова, К. И. Греческий патриарх Геннадий Схоларий и турецкое завоевание Византии[Электронный ресурс]. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2006. - С. 89-90.
URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/37071
5. Петрушко В. И. Флорентийская Уния, Московский Собор 1441 года и начало автокефалии Русской Церкви // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 99-167.
6. Пашков П. А. Святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский. «Краткая апология противников унии» (предисловие к публикации и перевод) [Электронный ресурс]//Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. № 1 (3) 2020 .С.18-47.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyatitel-gennadiy-sholariy-patriarh-konstantinopolskiy-kratkaya-apologiya-protivnikov-unii-predislovie-k-publikatsii-i-perevod
7. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – 436 c.