Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие категории и категоризации в современной лингвистике
К проблеме взаимоотношения языковых единиц и категория бытия и мышления неоднократно обращались как философы (Л. Витгенштейн, Н. Малкольм и др.), так и лингвисты (С. Д. Кацнельсон, Е. С. Кубрякова и др.). Более того, вопрос подобных взаимоотношений нашёл отражение в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Д. Н. Узнадзе и др., посвящённых психологии восприятия. Все эти исследования указывают на теснейшую связь языка и практически всех когнитивных способностей человека, в частности, процессов категоризации и концептуализации. Так, в своих трудах А. Г. Гурочкина утверждает, что вопрос категорий, определения их сущности, выявления принципов формирования их структуры и содержания можно отнести к числу ключевых проблем любой гуманитарной науки (Гурочкина, 2014).
В философии понятие «категория» как общее фундаментальное понятие, которое отражает наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категория – форма и организующий принцип процесса мышления, поэтому она воспроизводит свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Интерес к категоризации как к универсальной модели структурирования мира и отношений в нём возник ещё во времена античности, в чём можно убедиться на примере аристотелевской таксономии, включавшей десять категорий понятий. Изначально данная концепция задумывалась Аристотелем как философская, однако позже она легла в основу последующей структуризации и категоризации частей речи, членов предложения, языковых категорий. Позже языковые категории стали частью понятийного аппарата в лингвистике; в рамках данной науке под языковой категорией понимают любую группу языковых элементов, выделяемую на основании какого-либо общего свойства (примерами могут послужить категория падежа, категория вида и др.). С данной точки зрения категоризация рассматривается в результативном аспекте.
Однако категоризация может также рассматриваться в качестве динамического процесса. Так, американский лингвист Р. Лангакер под категоризацией понимает процесс, с которым в когнитивно-ориентированных направлениях лингвистики и в прототипической семантике связывают (а иногда даже к нему приравнивают) сам процесс когнитивной обработки (Лангаккер, 1992). На основании данных подходов можно прийти к выводу, что категоризация является одним из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, тесно связанным с его когнитивными способностями, а также со всеми совершаемыми в процессе мышления операциями.
Уже на протяжении долгих столетий исследователи в области лингвистики, психологии и философии подчёркивают теснейшую связь языка и мышления, что нашло своё отражение в вопросе категоризации. Так, И. А. Бодуэн де Куртене указывал на психологическую реальность многих категория языка, называя их «действительными категориями нашего ума» [Бодуэн де Куртене 1963., т. 1, с. 146–202]. Позже появилась концепция А. А. Шахматова с характерным для неё динамическим подходом к соотношению языка и мышления и к самим явлениям мышления, получающим актуализацию в синтаксических формах. В своей концепции лингвист концентрирует внимание не на статических мыслительных категориях, а именно на мыслительно-психологических актах, процессах, лежащих в основе построения предложения (Шахматов, 1941).
Традиционная и структурная лингвистика начала ХХ столетия ознаменовалась созданием концепций, развивавших идеи о том, что не все категории мышления находят своё однозначное выражение в языковых формах, что между категориями мышления и языковыми категориями нет полного изоморфизма. Тогда в научном сообществе появилось множество трудов, посвящённых понятийным категориям – некоторым смысловым компонентам общего характера, замкнутой системе значений некоторого универсального семантического признака или же отдельному значению этого признака безотносительно к степени их грамматикализации и способу выражения в конкретном языке. Примерами могут послужить такие понятийные категории, как цель, место, причина и др. И. И. Мещанинов в своих трудах писал, что через данные понятийные категории в языке выражаются нормы действующего сознания, отражаются общие категории мышления в его реальном выявлении, т. е. в языковых актуализационных формах. Это означает, что любое понятие может быть передано при помощи средств языка (Мещанинов, 1945).
Однако для данных мыслительно-языковых отношений характерна особая двойственность, ведь, с одной стороны, понятийные категории относятся к миру универсальной логики, однако в то же время для их установления необходимо сосредоточить внимание на уже установленных синтаксических категориях. В свою очередь лингвист И. И. Мещанинов в своих исследованиях выделяет отдельные логический категории, противопоставляемые логико-грамматическим категориям, которые образуются путём соединения логического содержания и его грамматического выражения. Исследователь соотносит понятийные категории именно с особой разновидностью логико-грамматических категорий. Так, языковые категории появляются и формируются в понятийном субстрате, где помимо них формируются и другие категории более высокого уровня обобщения. Не каждая понятийная категория становится языковой понятийной категорией, для этого ей необходимо иметь языковое выражение.
Важно заметить, что на уровне языка единая языковая категория может иметь дифференцированные понятийные осмысления. В то же время семантическая структура языковой единицы не меняется из-за различий в понятийном плане. К примеру, категория субъекта (подлежащего) в английском языке может отражать следующие понятия:
– She has run a marathon – (agent)
– He was introduced to her on Sunday – (patient)
– We have seen this cartoon – (experiencer)
– Grief made him miserable – (cause)
– The playground seemed to be the most convenient place for our games – (locality)
Лингвист Н. А. Кобрина предложила свою классификацию понятийных категорий (Кобрина, 1989):
– понятийные категории первого порядка, совпадающие с философскими понятиями и отражающие реальность в виде форм и предметов мысли;
– понятийные категории-параметры, обозначающие признаки: категории вида, времени, залога, наклонения, рода, числа, падежа;
– релятивные или операционные понятийные категории, лежащие в основе схем организации понятий.
Подводя итог, можно сделать вывод, что понятийные категории имеют максимально обобщающий характер. Это связано с особенностями когнитивных способностей человека, ведь понятийный аппарат, лежащий в основе языка, такой же динамичный, лабильный и креативный, как и само мышление человека.
В более поздних исследованиях понятийные категории и их проблематику начали активно рассматриваться уже в рамках функциональной грамматики (такую тенденцию мы можем наблюдать в работах В. Г. Гака, Е. В. Гулыги, М. М. Гухмана, Г. А. Золотовой, Н. А. Слюсаревой, Н. Ю. Шведовой, Е. И. Шендельса, Д. Н. Шмелевой и др.).
В конце ХХ и в начале XXI века в научном сообществе отмечается постоянный интерес к проблематике понятийности, категоризации и основанной на них речемыслительной деятельности. Наибольшее внимание взаимосвязи мышления и системы языка уделяется в работах представителей семасиологической и когнитивной лингвистики (Н. Н. Болдырева, Р. Джакендоффа, Дж. Лакоффа, Р. Лангаккера, Н. А. Кобриной, А. В. Кравченко, Е. С. Кубряковой, Ю. С. Степанова, Л. Талми и др.). В работах указанных исследователей можно обнаружить схожую мысль, согласно которой значение какого-либо высказывания отражается именно через категоризацию и концептуализацию, которые являются базовыми мыслительными операциями познавательной деятельности человека.
В когнитивно-ориентированных направлениях при исследовании грамматических категорий основным методологическим принципом выступает прототипический подход к формированию языковых категорий. Суть данного подхода заключается в признании наличия прототипических характеристик всех членов одной категории, но чём и основывается эта категория. Прототипический подход в работах, посвящённых исследованию категорий различной онтологии формирования и различных уровней, основан на нескольких ключевых принципах:
1. Категории формируются путём пересечения определённого набора наиболее типичных признаков в рамках категориального пространства-континуума. Важно заметить, что состав признаков далеко не всегда является абсолютным и может состоять лишь из нескольких категориальных черт;
2. Прототип конкретной категории формируется из её членов с наибольшим количеством типичных признаков, остальные отдалены от прототипа.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что определение категориальной принадлежности основывается не на жёстком и полном наборе признаков, обязательных или свойственных для всех членов данной категории, а на наличии хотя бы одного или нескольких из них. Механизм категории устроен следующим образом: в центре находится прототип, представляющий собой наиболее репрезентативный член, обладающий максимальным количеством признаков, вокруг прототипа располагаются менее типичные представители конкретной категории. Подобная градация придаёт своеобразную прозрачность межкатегориальным границам и позволяет элементам одновременно принадлежать к различным категориям в пограничных зонах. Прототипический подход отражает идею, согласно которой одна категория непрерывно переходит в другую, что является адекватным описанием континуальности и непрерывности реального мира.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланбекова, Н. Э. Категория эмотивности в свете лингвистических исследований [Текст] / Н. Э. Арсланбекова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2016. – № 11(54). – С. 58-64.
2. Богданова, Т. Ф. Понятие эмотивности текста в современных лингвистических исследованиях [Текст] / Т. Ф. Богданова // Язык и общество. Диалог культур и традиций: сборник материалов 74-й международной научной конференции, а также материалы 5-го межрегионального научно-практического семинара "Перевод в современном мире. Современный мир в переводе", Ярославль, 05–06 марта 2020 года. Том 18. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2020. – С. 36-40.
3. Болотнова, Н. С. Концепция эмотивности В. И. Шаховского в контексте исследований по коммуникативной стилистике текста [Текст] / Н. С. Болотнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3(166). – С. 197-203.
4. Брыкина, С. В. Эмотивность как объект лингвистического исследования [Текст] / С. В. Брыкина, Е. Е. Ушакова // VIII Авдеевские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 22 апреля 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. – С. 41-43.
5. Владимирова, А. В. Эмотивность как самостоятельная лингвистическая категория [Текст] / А. В. Владимирова //. – 2019. – Т. 1, № 96. – С. 156-159.
6. Галло, Я. Лингвистика текста: традиции и перспективы [Текст] / Я. Галло, Н. Ф. Алефиренко // Филологический класс. – 2020. – Т. 25, № 3. – С. 23-38.
7. Герасименко, И. Е. Эмотивность как лингвистическая категория [Текст] / И. Е. Герасименко, О. М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13-2(117). – С. 23-25.
8. Долматова, З. Э. Языковые средства выражения эмотивности в диалоге художественного произведения [Текст] / З. Э. Долматова // Россия молодая: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 16–19 апреля 2019 года / Редакционная коллегия: Костюк Светлана Георгиевна отв. редактор, Останин Олег Александрович, Хорешок Алексей Алексеевич, Дворовенко Игорь Викторович, Кудреватых Наталья Владимировна, Черкасова Татьяна Григорьевна, Стенин Дмитрий Владимирович, Покатилов Андрей Владимирович, Бобриков Валерий Николаевич, Бородин Дмитрий Андреевич. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2019. – С. 90602.
9. Единицы и категории современной лингвистики: сборник статей, посвященных юбилею В. Д. Калиущенко [Текст] / М-во образования и науки Украины, Донецкий нац. ун-т; [редкол.: О. Л. Бессонова (отв. ред.) и др.]. – Донецк: Юго-Восток, 2007. – 489 с.
10. Ермакова, Е. В. Эмотивность как научная категория [Текст] / Е. В. Ермакова // Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022. – С. 14-15.
11. Иванов, Д. Р. Лексическая эмотивность: к определению понятия [Текст] / Д. Р. Иванов // Сборник научных трудов SWorld. – 2011. – Т. 32, № 4. – С. 31-34.
12. Илинская, А. С. Грамматические маркеры эмоциональности в английском языке: специальность 10.02.04 «Германские языки»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Илинская Анастасия Сергеевна. – Барнаул, 2007. – 19 с.
13. Коростова, С. В. К вопросу об эмотивности художественного текста [Текст] / С. В. Коростова // Язык. Текст. Дискурс. – 2013. – № 11. – С. 102-111.
14. Коростова, С. В. Эмотивность как функционально-семантическая категория: к вопросу о терминологии [Текст] / С. В. Коростова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 85-93.
15. Ленько, Г. Н. Категория эмотивности: интердисциплинарный подход [Текст] / Г. Н. Ленько // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере»: в 2-частях, Санкт-Петербург, 26–28 января 2017 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2017. – С. 256-260.
16. Магда, А. В. К вопросу об эмотивности и средствах её выражения в художественном тексте [Текст] / А. В. Магда // Наука третьего тысячелетия: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 31 марта 2020 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 537-548.
17. Минибаева, С. В. Текстовое выражение эмотивности [Текст] / С. В. Минибаева // Апробация. – 2013. – № 2(5). – С. 68-71.
18. Мокрова, О. Р. Полистатусная презентация категории эмотивности в эмотиологии [Текст] / О. Р. Мокрова // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13, № 3. – С. 559-561.
19. Патюкова, Р. В. Образность речи как составляющая эмотивности [Текст] / Р. В. Патюкова // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 4(29). – С. 103-105.
20. Петрова, Е. А. Понятие эмотивности в современной лингвистике [Текст] / Е. А. Петрова //. – 2020. – № 7. – С. 69-74.
21. Пиотровская, Л. А. Эмотивность текста: описание, выражение и отражение эмоций [Текст] / Л. А. Пиотровская // Речевое воздействие в разных дискурсах. Том 6. – Гданьск: Гданьский университет, 2021. – С. 257-266.
22. Романова, М. М. Эмоции и эмотивность в лингвистике [Текст] / М. М. Романова // Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы: Двадцать первые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2х частях, Йошкар-Ола, 07–08 декабря 2017 года / Под общей редакцией В.П. Шалаева. Том Часть 1. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – С. 252-253.
23. Сидоренко, А. С. Основные направления в исследовании сущности и объема категории эмотивности [Текст] / А. С. Сидоренко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. – 2013. – № 10. – С. 91-97.
24. Синтоцкая, Н. А. Реализация категории эмотивности в тексте современной англоязычной драмы: специальность 10.02.04 «Германские языки»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Синтоцкая Надежда Александровна. – Санкт-Петербург, 2003. – 200 с.
25. Скорик, Н. В. Способы выражения эмоциональности и эмотивности в английской художественной литературе [Текст] / Н. В. Скорик // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики: сборник научных трудов / Московский педагогический государственный университет, Факультет иностранных языков. Том Выпуск 17. – Москва: Национальный книжный центр, 2019. – С. 127-134.
26. Смагулова, А. С. Категория эмотивности в концептосфере языка [Текст] / А. С. Смагулова, Т. Л. Кучерявая // Молодой ученый. – 2018. – № 15(201). – С. 292-295.
27. Современная Англистика: языковая палитра культуры. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – 232 с.
28. Сушко, А. А. Эмотивность как лингвистическая категория [Текст] / А. А. Сушко // Вестник магистратуры. – 2022. – № 5-3(128). – С. 73-75.
29. Тананушко, Н. И. Текстовая эмотивность: уровни текстовой эмотивности [Текст] / Н. И. Тананушко // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 22–23 октября 2021 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 294-298.
30. Толкачева, Т. И. Реализация функционально-семантического поля эмотивности на уровне эмоциональной категориальной ситуации [Текст] / Т. И. Толкачева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – № 5(23). – С. 66-70.
31. Трофимова, Ю. И. Эмотивность как языковое воплощение эмоциональности [Текст] / Ю. И. Трофимова, В. И. Лапунькова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2021. – № 3(21). – С. 90-95.
32. Трушель, Е. К. Лексические средства реализации категории эмотивности в англоязычных художественных произведения [Текст] / Е. К. Трушель // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации: Материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 01–30 апреля 2022 года / Науч. редактор Е. В. Новгородова. Том Выпуск 23. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 373-378.
33. Трушель, Е. К. Репрезентация эмоций на лексическом уровне в современных художественных произведениях [Текст] / Е. К. Трушель // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 394-399.
34. Уафа, Л. Э. Дифференциация понятий эмотивности, эмоциональности, экспрессивности и оценочности [Текст] / Л. Э. Уафа // Филология в системе современного гуманитарного знания: Сборник научных трудов. К 85-летию факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета / Под редакцией Н. Ю. Фанян. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 223-228.
35. Уварова, И. В. Оценочность и эмотивность в семантической структуре эмотивной лексики [Текст] / И. В. Уварова // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 2(27). – С. 105-107.
36. Филимонова, О. Е. Категория эмотивности в контексте современной когнитивной лингвистики [Текст] / О. Е. Филимонова, Е. Г. Хомякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2012. – № 3. – С. 184-189.
37. Филологические науки в XXI веке: актуальность, многополярность, перспективы развития: Сборник научных трудов [Текст] / Под редакцией В. И. Тхорика, В. В. Катерминой, А. М. Прима, А. В. Самойловой. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – 169 с.
38. Фомина, А. Г. Средства репрезентации категории эмотивности в тексте [Текст] / А. Г. Фомина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 11(23). – С. 35-37.
39. Чернышкова, А. В. К вопросу о терминологии категории эмотивности: зарубежная и отечественная практика [Текст] / А. В. Чернышкова // Scientific perspectives 2018: Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2018 года. – Москва: Научный центр «Олимп», 2018. – С. 26-29.
40. Шалифова, О. Н. Разноуровневые средства репрезентации категории эмотивности в английском языке [Текст] / О. Н. Шалифова, Д. М. Бурухина // Язык в пространстве и времени: Материалы международной научной конференции, Самара, 25 декабря 2021 года. – Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2021. – С. 166-172.
41. Шаховский, В. И. Лингвистика эмоций: основные проблемы, результаты и перспективы [Текст] / В. И. Шаховский // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2008. – № 10. – С. 8-12.
42. Шевченко, О. А. Функциональная значимость категории эмотивности [Текст] / О. А. Шевченко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2008. – № 3. – С. 73-78.
43. Шубина, И. Э. Современные подходы к исследованию языковых категорий в лингвистике [Текст] / И. Э. Шубина // Английский язык в фокусе филологии и методики: Сборник научных трудов / ответственный редактор И. В. Погорелова. – Липецк: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет», 2010. – С. 101-106.
44. Эбзеева, Ю. Н. Лексические средства выражения эмотивности (на материале текстов художественных произведений современных английских, французских и немецких авторов) [Текст] / Ю. Н. Эбзеева, Г. Н. Ленько //. – 2016. – № 1. – С. 142-151.
45. Foer, J. S. Extremely Loud & Incredibly Close. – Access mode: https://archive.org/details/ExtremelyLoudAndIncrediblyCloseJonathanSafran/mode/2up.html