Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие судопроизводств
1.1. Определение судопроизводства
Преступность, как наиболее опасный вид преступлений, наносит серьезный ущерб личности, правам и свободам граждан, обществу и государству. По этой причине компетентные государственные органы обязаны принимать все предусмотренные законом меры не только по предупреждению преступлений, но и по защите прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступлений, обеспечению мира и безопасности человечества (ст. 18, 46 Конституции РФ; 2, ч. 2 ст. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации).
А выполнение этих обязанностей в уголовном процессе обеспечивается возбуждением уголовного дела, быстрым и полным раскрытием преступления, уголовным преследованием преступника, направлением дела в суд, судебным рассмотрением и разрешением дела таким образом, чтобы преступник был осужден и подвергнут справедливому наказанию либо освобожден от ответственности или наказания в соответствии с Уголовным кодексом это было достигнуто.
Уголовные процедуры должны защищать невиновных лиц от преследования или осуждения и гарантировать, что они не будут привлечены к уголовной ответственности, когда станут невиновными. Они также должны гарантировать, что, если это произойдет, лицо может быть своевременно полностью реабилитировано .
Задача быстрого раскрытия преступления и преследования виновного состоит в том, чтобы установить обстоятельства преступления, выявить виновного, собрать и проверить доказательства, свидетельствующие о виновности обвиняемого, и таким образом наказать виновного близко к моменту совершения преступления, в установленные законом сроки. Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении норм права в ходе судебного разбирательства.
Только при этих условиях может быть назначено справедливое наказание, соответствующее характеру преступления, степени общественной опасности и характеру преступника, и только преступник может быть изобличен и наказан, что означает предотвращение преследования и осуждения невиновных лиц, что дает возможность защитить невиновных лиц от необоснованного преследования и осуждения (Большая палата, пункты 1, 2 и 3, ст. 60 ст. 60).
Деятельность судов, прокуроров, следователей и следственных органов направляется и руководствуется законом и представляет собой основные элементы уголовного судопроизводства. Деятельность этих государственных органов имеет решающее и организационное значение для рассмотрения и судебного разбирательства уголовных дел. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законность производства по уголовным делам и законность принимаемых ими решений.
Уголовный процесс включает в себя систему процессуальных действий, в которых, помимо государственных органов (должностных лиц), в той или иной мере участвуют и лица, участвующие в производстве по уголовному делу. Для этого участия закон наделяет их процессуальными правами или обязывает совершать определенные действия. В одних случаях они совершают процессуальные действия посредством предоставленных им прав или возложенных на них обязанностей (например, возбуждают ходатайства, подают возражения, дают показания, выступают в судебных заседаниях, обжалуют действия и решения органов государственной власти и т.д.); в других случаях они участвуют в деле, например, в качестве обвиняемых, в проводимых следственных действиях (допросы, экспертизы) и следственных экспериментов и т.д.) или подвергаются мерам принуждения. Лица, участвующие в деле, реализуют свои права в контексте действий, осуществляемых органами, ведущими уголовный процесс (например, назначение следователем экспертиз по ходатайству обвиняемого или потерпевшего).
Уголовный процесс представляет собой систему процессуальных действий, совершаемых государственными органами и всеми лицами, участвующими в деле. Совершение процессуального действия связано с осуществлением прав и обязанностей государственными органами (должностными лицами) и участниками процессуального действия, которые поэтому устанавливают между собой определенные правоотношения, в данном случае отношения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. В уголовном процессе нет иного способа реализации прав и обязанностей, кроме как через процессуальные правоотношения. Уголовный процесс - это уголовно-процессуальная деятельность, регламентированная законом, и поэтому протекает в контексте уголовно-правовых отношений .
Правоотношения всегда являются двусторонними или многосторонними, и осуществление прав одного субъекта требует осуществления обязанностей другого субъекта. Следовательно, уголовный процесс нельзя рассматривать как деятельность должностного лица, наделенного односторонними полномочиями, т.е. весь субъект уголовного процесса, т.е. лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, нельзя сделать объектом полномочий государственных органов и переложить ответственность за их действия с последних на лицо, т.е. гражданина. Другой особенностью уголовного судопроизводства является то, что вся система процессуальных действий и индивидуального поведения осуществляется в соответствии с установленным законом процессуальным порядком. Этот порядок (процессуальный порядок) обеспечивает законность производства, гарантирует права, интересы и свободы участвующих в деле лиц, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений и является обязательным для всех (часть 1 статьи 1 УПК РФ). Таким образом, уголовный процесс - это осуществляемая в установленном порядке деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел судами, задачей которых является обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств .
Эта задача уголовного судопроизводства будет выполнена, если будут гарантированы права всех участников уголовного процесса. Понятие уголовного судопроизводства тождественно понятию уголовного процесса. Этот термин относится не только к суду, но и к органам следствия, предварительного расследования и прокуратуры - словом, ко всему уголовному процессу, от начала и до конца. Уголовный процесс регулируется законом и включает в себя судебную деятельность по возбуждению уголовного дела, досудебное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора и исполнение наказания. Уголовное судопроизводство осуществляется в основном государственными органами и должностными лицами, наделенными специальными полномочиями, - судами, прокурорами, следователями и органами предварительного расследования. Именно они придают уголовному процессу целеустремленность, другими словами, именно они осуществляют и ведут его, то есть принимают решения о направлении движения и судьбе дела .
Например, следователь имеет право вызывать лиц, являющихся свидетелями, и допрашивать их без содержания под стражей. Свидетели обязаны являться в суд по вызову, давать правдивые показания, рассказывать все, что им известно по делу, и отвечать на любые вопросы. С другой стороны, свидетели имеют определенные права по отношению к органу предварительного расследования (например, возмещение расходов на явку в суд), а следователь обязан обеспечить реализацию этих прав.
1.2. Общая характеристика судопроизводства
Действующий процессуальный кодекс перечисляет три категории дел, возникающих из публичных правоотношений:
1) дела о признании недействительными нормативных правовых актов;
2) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) дела о защите избирательного права и участии в референдуме Дела;
4) дела особого порядка, в которых имеется вакансия в перечне.
Особые процедуры судебной защиты характеризуются отсутствием споров о правах. Защите подлежат не нарушенные или оспариваемые права, а интересы заявителя, которые охраняются законом. В порядке особого производства суды рассматривают дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении или признании гражданина недееспособным;
5) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (отделенным);
6) о признании прав животного;
7) о признании животного бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество;
8) о восстановлении утраченного бесхозяйного
9) о принудительной госпитализации граждан в психиатрические учреждения и о принудительном психиатрическом освидетельствовании;
10) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
11) заявление о совершении нотариального действия или об отказе в его совершении;
12) об утраченных судебных решениях;
13) заявление о восстановлении утраченных судебных решений;
14) заявление о Данный вид гражданского иска впервые предусмотрен главой 46 Гражданского процессуального кодекса РФ которая устанавливает порядок рассмотрения и разрешения районным судом заявления стороны третейского разбирательства об оспаривании решения третейского суда .
2. Виды судопроизводств
2.1. Конституционное судопроизводство
Конституционное правосудие - это судопроизводство: согласно пункту 2 статьи 118 Конституции РФ 1993 года, «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» .
Общие принципы конституционного судопроизводства по сути те же, что и общие конституционные принципы любого судопроизводства. Этими принципами являются, прежде всего, независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.
а) Независимость.
Согласно первому принципу, судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются исключительно Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде Российской Федерации.
б) своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не могут представлять государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения и организации, должностных лиц, национально-территориальные образования, области и общественные объединения. Решения и иные акты Конституционного Суда должны быть свободны от политической предвзятости и выражать правовую позицию судей в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Судьи Конституционного Суда принимают решения без внешнего воздействия, свобода их волеизъявления отсутствует. Судьи не вправе искать или получать от кого-либо указания по вопросам, вынесенным на предварительное рассмотрение или рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации.
Любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации недопустимо и преследуется по закону.
в) Коллегиальность
В соответствии с вышеуказанными принципами дела и вопросы рассматриваются и решаются Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решения принимаются только теми судьями, которые участвуют в рассмотрении дел в Суде.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе принимать решения в пленарном заседании при условии присутствия не менее двух третей судей и не менее трех четвертей судей при наличии палат. Отстраненные судьи и судьи, полномочия которых приостановлены, не учитываются при определении кворума.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые документы:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием, 12 декабря 1993 г.: [официальное издание]. - Москва: Юридическая лит., 2014. - 63 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации – М.: Издат. «Экзамен», 2005-192с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 01.04.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 1 (ч. 1).Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 июля 1994г. №13. - Ст.1447.
Книги:
5. Бондаренко В. Е., Францифоров А. Ю., Францифоров Ю. В. Гражданский процесс. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
6. Вдовина Ю.Г. Арбитражное процессуальное право (арбитражный процесс) [Текст] / Ю.Г. Вдовина. - М.: МИЭМП, 2010. - 117 с.
7. Женетль С. З., Никифоров А. В. Гражданский процесс. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2018. 416 с.
8. Кобликов А.С. Учебник уголовного процесса / А.С. Кобликова, ред. Кобликова, изд. 1995 г. - с. 56
9. Крашенников Е. А. Гражданское право и процесс. Избранные труды. М.: Юрайт, 2020. 1125 с.
10. Лазарев С.В. Управление делами в гражданском процессе за рубежом: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 400 с.
11. Лушинская П.А. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации / отв. ред. П.А. Лушинская - М.: Юристь, 1998-696с.
12. Манохин, Василий Михайлович. Органы советского государственного управления [Текст]: (Вопросы формирования) / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Сарат. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1962. - 163 с.
13. Петров, Георгий Иванович. Советское административное право [Текст]: Часть общая / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - [Ленинград]: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 304 с.
14. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005. С. 495
15. Савицкий, Валерий Михайлович. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве [Текст] / В. М. Савицкий; АН СССР, Ин-т государства и права. - Москва: Наука, 1975. - 383 с
16. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юридическая литература, 1964. С158
17. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно - процессуальном праве - Л.: ЛГУ, 1976-143с.
18. Химичева Г.П., Мичулина О.В. Химичева О.В. Окончание предварительного расследования прекращением уголовного дела. - Рязань. 2001. с. - С. 238.
19. Ярков В.В. Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. С. 29.
20. Старостин, С. А. Теоретико-правовые основы государственного управления: [Текст]: учебник для магистров. - Москва: Проспект, 2017. - 218 с
Статьи:
21. Володина Л.М. Цели и задачи уголовного процесса // Гос. и право. -1994-№11-с.130-137.
22. Демидов В. Некоторые вопросы применения особого порядка судебного разбирательства // Рос. Юстиция-2003-№4-с.25-27.
23. Громошина Н.А. О единстве процесса и месте административного судопроизводства в системе российского права: продолжение дискуссии // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 42-46.
24. Дегтярев С.Л. Виды производств в современном гражданском и арбитражном процессе [Текст] / С.Л. Дегтярев // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 8. - С. 2-4.
25. Комиссаров К.И. Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права // Проблемы действия и совершенствования советского гражданского процессуального законодательства [Текст] / Отв. ред. К.И. Комиссаров. - Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 1982. - С. 30-39.
26. Майоров В.И. Генезис административного судебного права: теоретико-методологические проблемы // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 1. С. 5-9.
Диссертации и авторефераты:
27. Абсалямов А.В. Административное судопроизводство в арбитражном суде: Теоретико-методологические аспекты: автореф. дисс. ... к.ю.н. [Текст] / А.В. Абсалямов. - М., 2009. - 54 с.
28. Кононов, Павел Иванович. Основные категории административного права и процесса [Текст]: монография / П. И. Кононов. - Москва: Юрлитинформ, 2013. – 415 с.
29. Старостин С.А. Административный процесс как отрасль публичного права// Административное право и процесс. 2017. № 4. С. 13-21