Фрагмент для ознакомления
2
Исследование было проведено на базе МБНОУ "Гимназия №44" г. Новокузнецка. В исследовании приняли участие ученики 7-х-8х классов в количестве 10 человек.
Большинство учеников имеют хороший социальный статус, они живут и растут в полных семьях. Социальный статус некоторых менее благополучен. Например, двое детей выросли в неполных малообеспеченных семьях; один ребенок - сирота, за ним ухаживает бабушка; один ребенок - неполная семья.
Все подростки положительно относятся к школе в целом, имеют положительное эмоциональное и спонтанное отношение к учебной деятельности и общению с учителями и одноклассниками. Почти у всех учеников высокая мотивация к обучению, у двух учеников – низкая. Большинство самостоятельно выполняют домашнее задание на уроке, охотно отвечают на вопросы и задают вопросы на уроке. Учащиеся с низкой мотивацией к обучению часто отвлекаются и не выполняют домашние задания.
Психологические, медицинские и педагогические тесты показывают, что физическое развитие всех участников экспериментальной группы соответствует их возрасту, слух и зрение в норме.
Подростки легко устанавливают новые социальные контакты. Они активно участвуют в школьной жизни. Почти все учащиеся обладают достаточной уверенностью в себе, и только у двух учащихся она занижена.
Исследование проводилось в три этапа:
Подготовительный этап:
1) Теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) Постановка проблемы, целей и задач исследования;
3) Подборка методики исследования
4) Проведение исследования.
Организационно-исполнительный этап:
1) Анализ аспектов проявления тревожности у учеников средних классов;
2) Определение уровня тревожности;
Заключительный этап:
1) Анализ результатов и их интерпретация.
Для проведения исследования, нами была использована методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Одним из ученых, занимающихся проблемой школьной тревожности, является британский психотерапевт Б.Н. Филлипс. Филлипс считал, что раннее снижение школьной тревожности важно для нормальной социализации детей и развития адекватной самооценки. В 1970-х годах он разработал методологию исследования школьной тревожности.
Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности у испытуемого, так и специфические синдромы тревожности, которые явно указывают на конкретную проблему. Методика представлена в виде теста. Простой в применении и интерпретации, тест школьной тревожности Филлипса оказался полезным инструментом для психологических исследований в школах.
Цель методики: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Оборудование: Тестовый бланк с 58 вопросами
Процедура: на столе перед ребенком располагается тестовый бланк. Задача ребенка однозначно ответить «да» или «нет» на 58 вопросов.
Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложены вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов наверху запишите свои имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, ставьте галочку в столбце «Да», если вы согласны с ним, или в столбце «Нет», если не согласны.
Оценка:
При обработке результатов, высчитывается общее количество несовпадений с ключом по всему тесту.
1) общее состояние тревожности:
От 50% (29 баллов) - повышенная тревожность
От 75% (44 баллов) - высокая тревожность
2) 8 факторов тревожности:
1. Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса – Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость мнения других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, и негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Показать больше