Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО 6
1.1. Реализация системно – деятельностного и личностно
ориентированного подхода в современной образовательной среде 6
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника 15
1.3.Нормативно – правовые особенности реализации образовательного процесса в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО
1.1. Реализация системно – деятельностного и личностно
ориентированного подхода в современной образовательной среде
Проектирование учебного процесса в начальной школе обеспечивается в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание ФГОС НОО представляет собой информацию, касающуюся организации педагогической и информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, в том числе, организации учебного и воспитательного процесса в школе. ФГОС выдвигает три группы требований [21]:
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить содержание универсальных учебных действии в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [24]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании ребёнка. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться.
Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12]. Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды.
Все УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах. Так, к примеру, сформированные у ребёнка регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем. Это крайне необходимо для каждого ребёнка, поскольку в ФГОС НОО прописано использование учителем проектных и исследовательских технологий. В данном случае можно уверенно говорить о том, что если учитель начальных классов в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. После того, как ребёнок эту учебную информацию самостоятельно добыл, его задачей становится переработка и усвоение этой информации. Научить ученика этим действиям может только учитель. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Очень важно для младшего школьника ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. При этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга. Очень важное личностное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [20].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Этот же самый путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Если учителю начальных классов удалось сформировать у детей весь комплекс УУД, что проверяется в ходе соответствующей диагностики каждого ребёнка, то в этом случае, также можно говорить о том, что учитель успешно спроектировал развивающую образовательную среду для детей. Рассмотрим более подробно процесс формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий школьников на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка их в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формировании способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, С. М. Составление плана воспитательно-образовательной работы [Текст]/ С.М. Андреева, О.Н. Сенова. - Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2019. – 45 с.
2. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности: современные подходы. [Текст]. Методическое пособие. / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 144 с.
3. Бланшар, К. 3 ключа к созданию новой структуры управления [Текст] / Перевод с англ. Л.А. Бабук / К. Бланшар, Д. П. Карлос, А. Рэндолф. – Минск: Попурри, 2020. – 304 с.
4. Введение ФГОС начального общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] / Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2022.–170 с.
5. Гавриш, Н. И. Управление в контексте современных подходов к образованию [Текст] / Н. И. Гавриш // Педагогическая акмеология : поиски и достижения. - 2018. - No 8. - С.166
6. Елисеенко, О. И. Педагогическое проектирование авторских учебных программ [Текст] / О. И. Елисеенко // Педагогическая практика в решении задач концепции модернизации : сб. научных трудов. - Спб. : 2018. - с.41-43.
7. Ерофеева, Н. Ю. Проектирование педагогических систем [Текст] / Н. Ю. Ерофеева // Завуч. 2020. - No3. - С. 1-21.
8. Ильясов, Р.М. Основная образовательная программа: нормативные требования и алгоритм формирования [Текст] / Р. М. Ильясов. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 34 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2020. – 152 с.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2018. – 23 с.
11. Калашникова, С.А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Калашникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (67). — С. 786-790. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11129/ (дата обращения: 08.05.2023).
12. Левин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Левин. - М.: Смыл, 2021. - 366 с.
13. Микляева, Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы [Текст] / Н. В. Микляева. М.: ТЦ СФЕРА, 2018. – 128 с.
14. Монахов, В. М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований [Текст] / В. М. Монахов // Школьные технологии. - 2021. - No5. – С. 75-89.
15. Молчанова, Т. К. Составление образовательных программ [Текст] / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова. - М. : УЦ «Перспектива», 2021. - 115с.
16. Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании [Текст] / Т. Г. Новикова. - М. : ЦРСДОД, 2018. - 64 с.
17. Ошорова, Н.Б. Проектирование программ отдельных учебных предметов, курсов в условиях ФГОС НОО [Текст] / Улан-Удэ: Издательство БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2018. – 37 с.
18. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Ивонов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2019. – 37 с.
19. Пожарский, С.Д. Акмеология развития [Текст] / С. Д. Пожарский, В. Н. Гладкова. - СПБ. : 2018. - 159 с.
20. Пасынюк, Ю.Ю. Рабочая программа учебного предмета // www.festival.1september.ru (дата обращения: 08.05.2023).
21. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2018. – 120 с.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
23. Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Электронный ресурс] / https://multiurok.ru/files/proiektirovaniie-uchiebnogho-protsiessa-v-sootviet.html (дата обращения: 08.05.2023).
24. Проектирование образовательной программы [Электронный ресурс] / https://megalektsii.ru/s64893t1.html (дата обращения: 08.05.2023).
25. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
26. Реализация деятельностного метода обучения на уроках [Текст] / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000», 2019. – 198 с.
27. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных предметов // www.openclass.ru (дата обращения: 08.05.2023).
28. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
29. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс]: от 06.19.09 № 373; ред. От 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 07.04.2022)].
30. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст] / Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2020. – №6.- С.14-18.
31. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст] / О.А.Яшнова – Москва: Академический проект, 2018.-63 с.