Фрагмент для ознакомления
2
1 Экономическая сущность и правовое регулирование водного налога
1.1 Сущность и назначение водного налога
Цель и суть водного налога можно описать следующим образом: он способствует управлению, восстановлению и охране водных ресурсов путем создания эффективных экономических механизмов и обеспечивает применение принципа платы за использование водных ресурсов.
По оценкам Российского Госстроя, только 20% питьевой воды, продаваемой в стране, соответствует санитарным нормам. Хотя налогом облагаются как плата за пользование водными объектами, так и налоги на воду, методы взимания различны. Она собирается в виде федеральных налогов.
Водный закон Российской Федерации устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, которая включает в себя водные налоги и таможенные пошлины, направленные на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог - это плата за право пользования водными ресурсами, а не за плату за водные ресурсы [3, с. 162-187].
Согласно нормам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней:
- в федеральный бюджет - 40%;
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60%.
Затраты на ремонт и защиту водных объектов заключаются в заборе воды из водных объектов в установленных пределах, переизбытке воды, использовании водных объектов, которые не добывают воду в соответствии с положениями разрешения на водопользование, и сбросе сточных вод контролируемого качества в водные объекты в установленных пределах (в результате форма возмещения расходов специализированных водохозяйственных организаций на данную деятельность).
В настоящее время в Российской Федерации действует плата за пользование подземными недрами, отчисления за базовое воспроизводство минерального сырья подземных вод, затраты промышленных предприятий на извлечение воды из систем управления водными ресурсами и сборы за сброс загрязняющих веществ, а также затраты на размещение отходов в водных объектах.
Правовой основой для накопления и оплаты за пользование водными ресурсами являются нормативные правовые акты, а также ведомственные инструкции и толкования. Согласно статье 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или нецелевое использование водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации [2, с. 142-164].
В отличие от главы 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (утратил силу) ранее признавал организации и индивидуальных предпринимателей, которые пользовались водными объектами с использованием сооружений, технических средств или оборудования (т.е. специальное водопользование) как предмет платы за пользование водными объектами.
Обязательным условием для признания организаций и физических лиц плательщиками водного налога является то, что они осуществляют специальное водопользование или оба вида деятельности одновременно. Перечень видов специального использования воды, утвержденный приказом № 232 МПР РФ включает, в частности, использование водных объектов для удовлетворения потребительских и бытовых потребностей населения, сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесовосстановления, добычи полезных ископаемых, строительства и портовых сооружений.
Законодательство Российской Федерации определяет и обеспечивает правила использования водных объектов, находящихся в государственной собственности, устанавливает и изменяет водные ограничения, а также выдает разрешения на пользование водными ресурсами и административные разрешения, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 383 [4, с. 44-67].
Законодательно установлен перечень закрытых видов водных объектов специального назначения, для которых не требуется разрешение:
- использование водных объектов для плавания на маломерных судах;
- использование водной поверхности для разовых посадок воздушных судов на водные объекты;
- водопользование для пожарных нужд;
- пользование обособленными водными объектами, которое осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ и др.
Поскольку на эти воды специального назначения не распространяются разрешения, плата за пользование водными объектами в вышеуказанных случаях не взимается. Но при налогообложении воды, как уже указывалось, признание лица налогоплательщиком не зависит от наличия разрешений, поэтому организации, использующие воду для каких-либо специальных целей, являются налогоплательщиками.
В то же время почти все специальные виды использования нелицензированной воды включены в перечень видов использования водных объектов, которые не признаются облагаемыми водным налогом в соответствии со статьей 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации [2, с. 23-64].
Исключениями являются два вида специального водопользования:
- использование бытовых насосов для забора воды из отдельных колодцев и ям;
- использование отдельных водоемов.
Эти виды относятся к особым видам водопользования, но они не разрешены. На первый взгляд, они облагаются налогом на воду. Что касается специального использования подземных вод, то это включает в себя использование воды для удовлетворения социальных и терапевтических потребностей населения.
Физические лица, которые берут воду для «личного» потребления и семейных нужд, а также для удовлетворения «личных» социальных и терапевтических потребностей, не подходят для использования воды специального назначения, поэтому налог на воду не взимается.
Однако, с другой стороны, объектом взимания водного налога, предусмотренным пунктом 13 части 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, не признается - забор воды из водных объектов, в том числе для орошения и ведения садоводства, огородничества, дачных участков, а также отдельных граждан [2, с. 32-41].
Таким образом, можно сделать вывод, что глава 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации рассматривает физических лиц как налогоплательщиков, которые используют воду техническими средствами (специальное водопользование) и освобождаются от уплаты водного налога при заборе воды для вышеуказанных целей; для них используются отдельные водные объекты.
Данный тип объектов относится к недвижимости и является неотъемлемой частью земельного участка. Отношения между использованием отдельных водных объектов регулируются земельным и подсудным гражданским законодательством.
Аналогичным образом решается вопрос об использовании изолированных водных объектов для добычи полезных ископаемых (особенно в заполненных водой карьерах).
Таким образом, организации и частные лица, которые специально используют лицензированные водные объекты, будут эффективно платить налоги на воду. Что касается специального использования воды, то оно может осуществляться только по разрешению, и в настоящее время плата за использование водных ресурсов не взимается.
В то же время, согласно статье 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом взимания водного налога не признается специальное использование водных объектов для обеспечения нужд национальной обороны и национальной безопасности [2, с. 98-112].
Как видно из вышесказанного, люди, которые используют воду специально для других целей (то есть в дополнение к обеспечению потребностей национальной обороны страны и национальной безопасности), будут платить налоги на воду в соответствии со ст. 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.04.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 № 383 (ред. от 11.10.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2009 - 2023 годах, на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга»
Статьи и периодические издания
5. Агирбова А. А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. № 15. - С. 565-569.
6. Борануков А. Х. Налоговые инструменты регулирования экономического развития // Российское предпринимательство. - 2020.- Т. 9. № 11. - С. 78-82.
7. Воробьева Е. В. Налоговая система России: основные направления модернизации // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 9. - С. 75-76.
8. Гитинова К.Г. Основные тенденции изменения в налоговом законодательстве по водному налогу // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 1-1. - С. 121-126.
9. Гитинова К. Г. Основные тенденции изменения в налоговом законодательстве по водному налогу // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 1-1. - С. 121-126.
10. Голованов Г.Р. О некоторых аспектах правового регулирования водного налога // Хозяйство и право. - 2019. - № 5. - С. 74-79.
11. Гончаров С. П., Отто О. В. роль водного налога в управлении использования водных ресурсов в Российской Федерации // Вестник Науки и Творчества. - 2019. - № 5. - С. 112-117.
12. Левшукова О. А., Ким А. Э. Сущность взимания водного налога// Экономика и социум. - 2019. - № 5-1. - С. 783-786.
13. Пансков В. Г. Налогообложение природных ресурсов: проблемы и пути решения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2021. - № 2. - С. 91-104.
14 . Семенова Г. Н . , Маршавина Л. Я . Взаимодействие налоговых органов с налогоплательящиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2022. - № 2. - С. 225-235.
15 . Семенова Г. Н . Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (116). - С. 667-671.
16. Суровец Е.И., Ященко К.В. Водный налог: современность и перспективы развития // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 126-128.
17. Черкасова Д. И. Водный налог, его роль и значение // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 12. - С. 753-756.