Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности и мотивации детей на каждой из образовательной ступени, начиная с дошкольной образовательной организации. Одним из путей решения проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. Наиболее часто речь идёт сегодня об игровых технологиях и методиках. В образовательном процессе педагоги часто используют игры дидактические, деловые, ролевые, постановочные и др.
Педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в практике образовательных организаций, в том числе в ДОУ. Игровые технологии и методики имеют достаточно много преимуществ по сравнению с традиционными технологиями. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы воспитательно – развивающего процесса в дошкольной организации. Практика показала, что использование различных дидактических игр при развитии геометрических представлений дошкольников достаточно популярно среди педагогов ДОУ. Под геометрическими представлениями понимают представление ребёнка о размерах, формах предметов, цвете и др.
Использование игровых технологий и дидактических игр в воспитательно – развивающем процессе ДОУ позволяет повысить творческую активность старших дошкольников.
Игры и игровые приёмы позволяют педагогу развивать познавательные способности и мотивацию детей. Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы дошкольников. Методологическую основу составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. для любого ребёнка игра имеет особое значение. Занимательность игры эмоционально окрашивает любую деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации. Эмоциональные действия игры активизируют его психические процессы.
Проблемой исследования является необходимость определения возможности формирования и развития геометрических представлений у старших дошкольников посредством использования дидактических игр в ДОУ. Противоречием в данном случае служит необходимость наиболее частого использования в процессе дидактических игр и отсутствие дидактической и методической базы по данному вопросу. ФГОС дошкольного образования регламентирует формирование личностного образовательного результата, но при этом до сих пор не достаточно разработано в нужном количестве дидактических, методических и диагностических материалов, которые бы позволили говорить о том, что у дошкольника сформированы все аспекты необходимого образовательного результата, и прежде всего – личностного. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель работы: теоретически рассмотреть и обосновать использование дидактических игр для развития геометрических представлений у старших дошкольников.
Объект исследования: воспитательно - развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: дидактические игры в воспитательно - развивающий процесс в ДОУ.
Задачи:
1. Пранализировать понятие дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести психолого – педагогическую характеристику дошкольника.
3. Описать организационно – педагогические условия использования дидактической игры как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.);
-положения о ведущей роли личности в процессе развития (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Р.С. Немов).
Методы исследования: определены целью, предметом, задачами и логикой исследования.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта и методической литературы по проблеме использования дидактических игр в образовательной среде ДОУ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного исследования педагогами ДОУ и практикантами педагогических вузов и колледжей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Сущность игровых технологий, используемых в образовательном и воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно глубока. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе, но и в каждом ДОУ. Данная образовательная технология популярна и у старшеклассников и её часто применяют для обучения взрослых людей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях и для достижения заранее заданного результата [16].
Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, содержащих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Педагогическая технология представляет собой методический инструментарий педагогического процесса. Г.К. Селевко писал, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением каждого субъекта [4].
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в современной образовательной среде, включая дошкольное образование, проблема активизации познавательной деятельности детей приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии.
Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС дошкольного образования, имеет насколько аспектов [2]. В традиционной образовательной модели любой педагог выполнял функцию транслятора. Дети везде и всегда всё получали в готовом виде. Сегодня каждый педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта.
Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [21]. При этом, изучение опыта работы педагогов ДОУ показывает, что в процессе деятельности детей на занятиях, игровые приёмы для активизации познавательных процессов используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на занятиях в ДОУ. При этом, именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Г.К. Селевко указывает на отличие игр дидактических, от игр обычных. В них присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата [2]. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл этого заключается в следующем. По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровые технологии и игровое обучение подразумевают обучение и развитие ребёнка в форме игры. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию любого образования на качественно новую основу. В игровой модели создание
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии дошкольников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303. – Текст: непосредственный.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2003. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Грамота, 2000. – 937 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
7. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2000. – 120с.
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности дошкольникв / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 05.05.2023).
9. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий. Учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
10. Корепанова, О.В. Занятия в форме деловой игры / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62. - Текст: непосредственный.
11. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры «Крестики-нолики» / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52. - Текст: непосредственный.
12. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 05.05.2023).
13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 05.05.2023).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 05.05.2023).
16. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24. - Текст: непосредственный.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212. - Текст: непосредственный.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 05.05.2023).
19. Реан, А.А. Психология детства. Учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
20. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
21. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 32 с.
22. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 05.05.2023).
23. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции дошкольников в условиях игровой деятельности / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137. - Текст: непосредственный.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71. - Текст: непосредственный.
25. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82. - Текст: непосредственный.