Фрагмент для ознакомления
2
Переход к рыночным отношениям, а также экономические реформы, проводимые в Российской Федерации приводят к возникновению свободного рынка товаров, работ, услуг. Все активнее расширяется сфера потребительской деятельности. Получает развитие законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, защиты прав потребителей. Все вышеуказанное акцентирует внимание на одну из сторон существования и развития рынка – потребителя.
В новых условиях хозяйствования, в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке в мире государственный контроль за качеством продукции, работ и услуг практически сведен к нулю, и поэтому увеличивается необходимость в разработке новых форм защиты прав потребителей.
В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования, все чаще и чаще потребители оказываются в невыгодных для себя условиях. Создаются условия для навязывания покупателям товаров, услуг, не пользующихся спросом, высоких цен при «вымывании» дешевого ассортимента и т.д. Многочисленные предприятия нацелены на обман потребителей, так как являясь подготовленными к продажам, вводя в заблуждение о наличии бесплатных услуг, подарков и иных благ вынуждают заключить договор в основном об оказании услуг за счет сбереженных или кредитных средств, по ценам, значительно превышающим рыночные. Появляются новые формы торговли – через агрегаторов (заказ товаров на известных сайтах), разрабатываются новые мошеннические схемы, связанные с доставкой товаров через «Юлу» и «Авито» и т.д.
Права потребителей защищаются государственными органами, которые осуществляют надзор за безопасностью товаров, работ (услуг), обладают правами по пресечению нарушений прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей. Без существования данных органов гармоничное развитие рынка не представляется возможным, так как покупатели зачастую не имеют средств защиты от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, не наделены специальными знаниями о товарах и услугах разного рода, а также не имеют тех возможностей, которые предоставлены лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельностью (возможность пользоваться услугами штатного юриста, предоставление достоверной информации о товаре находится в прямой зависимости от предпринимателя и т.д.).
Особое место в системе органов, от деятельности которых зависит организация защиты прав потребителей, занимают органы местного самоуправления. Структуры по защите прав потребителей создаются именно органами местного самоуправления. Местная администрация – это орган управления в городе, районе, поселке, селе, поэтому и защита прав потребителей может быть обеспечена при его участии. Защита прав потребителей является одним из приоритетных направлений потребительской политики в органах муниципального образования.
То есть, активное вмешательство государства в формирование и реализацию потребительской политики просто необходимо, но на сегодняшний день и у государственных, и у местных структур недостаточно функций в данном направлении. В связи со сложной экономической ситуацией в стране проверки предпринимателей государственным контролирующим органом (для проведения которых итак требуется согласование с прокуратурой) вправе проводить только в крайних случаях. Местные органы, лишены контрольных прав и, законодатель уже не один год рассматривает вопрос об увеличении их полномочий в данной сфере. То есть, фактически государственные и местные органы существуют, но их деятельность в рассматриваемом направлении все время ограничивается. При этом объективные факторы образуют преграды для быстрого реагирования на нарушенные права, а пропуск срока обращения к продавцу иногда влечет право последнего на отказ от реализации заявленных требований (например, ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет право на обмен качественного товара только в 14-дневный срок или ст. 26 указанного закона дает только 7-дневный срок на возврат товара, приобретенного дистанционным способом при правильном оформлении всех документов продавцом). Орган государственного контроля в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией личный прием граждан в данном направлении не ведет. Потребители вправе обратиться в письменной форме, но срок для ответа составляет от 1 месяца до двух (в случае необходимости дополнительного рассмотрения). Органы местного самоуправления не все муниципальные образования обеспечивают соответствующими специалистами в целях сбережения бюджета. Следовательно, в ряде ситуаций требуется быстрая квалифицированная помощь для осуществления защиты прав потребителей в улучшенных формах. Это и обусловило актуальность данной работы.
Цель проектной работы – разработать проект создания центра быстрой защиты прав потребителей.
Моделями для создания проекта будут служить государственные и местные органы по защите прав потребителей.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- определить круг общественных отношений, подлежащих регулированию Законом РФ «О защите прав потребителей»;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей;
- изучить государственные органы в сфере защиты прав потребителей;
- проанализировать деятельность по защите прав потребителей муниципальными органами власти на примере г. Оренбурга;
- разработать проект Центра быстрой защиты прав потребителей, определить его полномочия и значимость создания.
Предпроектное обследование включает в себя: исследование сферы защиты прав потребителей и анализ организационной структуры защиты прав потребителей.
Методология исследования: методы синтеза и анализа, прогнозирования, логический, функциональный, системно-структурный, сравнительно- правовой, индукции и дедукции, моделирования и т.д.
Структура включает в себя: введение, основную часть, заключение, библиографический список.
1 Теоретико-правовые основы в сфере защиты прав потребителей
1.1 Круг общественных отношений, подлежащих урегулированию Законом РФ «О защите прав потребителей»
Защита прав потребителей – определенное направление деятельности, выделяемое действующим законодательством. Отношения, входящие в сферу защиты прав потребителей довольно обширны. Одним из самых распространенных договоров, входящих в данную сферу является договор розничной купли-продажи, так как с ним сталкивается ежедневно практически все население: ежедневно приобретаются различные виды товаров, начиная, от продуктов питания и предметов первой необходимости и, заканчивая, средствами роскоши. Его высокое значение можно объяснить, в первую очередь, необходимостью создания благоприятных условий для бытовой жизни граждан, во-вторых, сравнительная простота заключения договора (для большинства товаров заключение договора в письменной форме не требуется). Кроме того, в настоящее время на рынках страны имеется огромное предложение различного товара, имеющегося в наличии, то есть необходимую вещь не придется ждать (как, например, результат работ по договору подряда).
Но это не единственный вид договора в рассматриваемом направлении, с которым сталкивается потребитель.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» данным законом регулируются отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой.
Круг общественных отношений, подвергающийся регулированию законодательством о защите прав потребителей, достаточно обширный, к рассматриваемым отношениям применяются отношения, возникающие из договоров:
1) розничной купли-продажи;
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных
Показать больше