Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе умение работать с числами и производить математические расчеты является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Одним из важных аспектов математической грамотности является умение производить операции умножения. Особенно важно научиться умножению на младшем школьном возрасте, когда у детей формируются базовые математические навыки и представления. Однако, для многих младших школьников табличное умножение может быть сложным и абстрактным процессом. Для повышения эффективности формирования навыков табличного умножения у младших школьников используются нестандартные средства обучения, такие как игровые элементы, визуальные средства и аналогии. Использование таких методов обучения помогает не только сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, но и позволяет ученикам лучше усваивать материал и запоминать таблицу умножения.
Актуальность исследования заключается в том, что формирование навыков табличного умножения у младших школьников является одним из важнейших компонентов их математического образования. Однако, как показывают исследования, многие дети испытывают затруднения в освоении этой операции и не могут применять ее в повседневной жизни.
Цель данного исследования состоит в разработке и опробовании нестандартных средств обучения для формирования навыков табличного умножения у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать существующие методы обучения табличному умножению и выявить их основные достоинства и недостатки.
2. Изучить возможности использования нестандартных средств обучения для формирования навыков табличного умножения у младших школьников.
3. Разработать нестандартные средства обучения табличному умножению, учитывающие возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.
4. Опробовать разработанные средства обучения на уроках математики в младших классах и провести оценку их эффективности в сравнении с традиционными методами обучения.
Объектом исследования является процесс формирования навыков табличного умножения у младших школьников.
Предметом исследования являются нестандартные средства обучения, которые можно использовать для формирования навыков табличного умножения у младших школьников. В частности, в работе рассматриваются игровые методы, интерактивные задания, использование различных форматов материалов и прочие нестандартные подходы к обучению.
В данном исследовании будет использована комплексная методология, включающая в себя качественный и количественный подходы. Качественный подход будет использован для анализа психологических и педагогических аспектов формирования навыков табличного умножения у младших школьников с помощью нестандартных средств обучения. В рамках качественного подхода будет проведен анализ специальной литературы, изучены опытные данные и опросы педагогов, проведены наблюдения за процессом обучения и проведены экспертные оценки. Количественный подход будет использован для определения эффективности нестандартных средств обучения табличному умножению у младших школьников. Будут проведены эксперименты с использованием традиционных и нестандартных методов обучения табличному умножению, а также проведены соответствующие тесты для оценки качества знаний и навыков младших школьников в данной области.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем предлагается использование нестандартных средств обучения для формирования навыков табличного умножения у младших школьников. Это позволит расширить спектр методов обучения и повысить эффективность обучения математике в начальной школе. Данное исследование также предлагает комплексный подход к изучению данной проблемы, который включает в себя качественный и количественный подходы. Это позволяет более полно и всесторонне изучить психологические и педагогические аспекты формирования навыков табличного умножения у младших школьников и оценить эффективность нестандартных средств обучения.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении теоретических знаний о процессе формирования навыков табличного умножения у младших школьников. Исследование предоставляет более глубокое понимание психологических и педагогических аспектов данного процесса, а также выявляет особенности использования нестандартных средств обучения в этом процессе. Исследование также может быть полезным для развития теории обучения математике в начальной школе.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть использовано для разработки и внедрения новых нестандартных методик и средств обучения табличному умножению в начальной школе. Полученные результаты могут быть использованы учителями и педагогами при планировании и проведении уроков математики, а также при создании учебных материалов.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков табличного умножения у младших школьников нестандартными средствами обучения
1.1. Особенности познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике
Младшие школьники - это дети в возрасте от 6 до 10 лет, которые находятся в стадии интенсивного развития своей познавательной деятельности. В процессе обучения математике у них возникают свои особенности, которые важно учитывать при использовании нестандартных средств обучения. Одной из особенностей познавательной деятельности младших школьников является конкретность мышления. Они лучше понимают материал, который связан с конкретными объектами, событиями или действиями. Именно поэтому использование нестандартных средств обучения, таких как игры, конструирование или визуализация, может значительно повысить эффективность обучения математике у младших школьников.
Еще одной особенностью познавательной деятельности младших школьников является неравномерность усвоения материала. Они могут легко понимать некоторые математические концепции, но испытывать трудности с другими. Поэтому важно использовать несколько различных методов обучения, чтобы охватить разные аспекты материала и обеспечить максимальное усвоение.
Также важно учитывать, что младшие школьники более склонны к игровой форме обучения, которая помогает им лучше усваивать материал и поддерживает их мотивацию к обучению. При использовании нестандартных средств обучения, которые основаны на игровой форме, важно помнить, что игра должна быть связана с учебными целями и задачами [3].
При использовании нестандартных средств обучения в процессе формирования навыков табличного умножения у младших школьников важно учитывать их особенности познавательной деятельности, такие как конкретность мышления, неравномерность усвоения материала и склонность к игровой форме обучения. Важно учитывать, что особенности познавательной деятельности младших школьников влияют на эффективность процесса обучения математике. Например, их внимание более сосредоточено на визуальных объектах, абстрактные понятия могут вызывать затруднения в понимании и запоминании. Кроме того, младшие школьники более склонны к действиям с конкретными предметами и привыкли учиться в игровой форме [8].
С учетом этих особенностей, эффективным способом формирования навыков табличного умножения у младших школьников является использование нестандартных средств обучения, направленных на визуализацию и конкретизацию математических понятий. Такие методы могут включать в себя игровые элементы, использование материалов для моделирования действий с числами, и т.д. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и подбирать подходящие методы и инструменты для формирования навыков табличного умножения в каждом конкретном случае [11].
Другим важным аспектом познавательной деятельности младших школьников является их способность к анализу и решению проблем. В процессе обучения математике дети сталкиваются с задачами, которые требуют не только знания теории, но и умения применять ее на практике. Это помогает развивать логическое мышление и умение решать задачи нестандартными способами, что в свою очередь полезно для формирования навыков табличного умножения. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в процессе обучения. Некоторые дети могут лучше усваивать материал, если он преподносится им в игровой форме, тогда как другие могут лучше понимать теорию, если она рассказывается им последовательно и логично. Поэтому необходимо применять разнообразные методы и подходы в обучении, чтобы учесть все индивидуальные особенности каждого ученика.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Г.С. Абрамова. – М: Просвещение,1998. – 389 с.
2. Александрова, Э.И. Математика. 2 класс [Текст] / Э.И. Александрова. – Харьков – Москва: Инфолайн, 1994. – 198 с.
3. Александрова, Э.И. Математика. Рабочий вариант для 3 класса. Ч.1. [Текст] /Э.И. Александрова. – Харьков – Москва: Инфолайн, 1994. – 220 с.
4. Арапова, С.В. При изучении таблицы умножения [Текст] / С.В. Арапова // Начальная школа.-1993. -№2. - 53 с.
5. Арапова, С.В. При изучении таблицы умножения [Текст] /С.В. Арапова// Начальная школа. – 2010. -№2. – С.53.
6. Аргинская, И.И. Математика: Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы [Текст] /И.И. Аргинская. - М.: ЦОР, 2003.
7. Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника [Текст] /И.И. Аргинская// Начальная школа. – 2011.- №18.
8. Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы [Текст] /И.И. Аргинская// Начальная школ. – 2010.- №19.
9. Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические особенности изучения чисел и действий с ними в системе Л.В. Занкова [Текст] /И.И. Аргинская// Начальная школа. – 2005.- №21.
10. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.,2002. С.132-135.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
12. Бондарева, В.Р. Материал к изучению темы «Таблица умножения» [Текст] /В.Р.Бондарева// Начальная школа. – 2010. - №1. – С.28-30.
13. Глушкова, О.Б.Тесты по математике: Учеб.пособие для начальной школы [Текст] /О.Б.Глушкова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 200 с.
14. Заболотных, Т.А. Использование исторического материала в процессе обучения математике [Текст] /Т.А. Заболотных // Начальная школа. – 1993. - №6. – С.27-33.
15. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пос. для учителя. [Текст] /Н.Б. Истомина. - М: Просвещение,1985.- С. 21-29.
16. Клецкина, А.А, Формирование навыков табличного умножения [Текст] / А.А.Клецкина// Начальная школа. – 2010. -№9.
17. Кузька изучает табличное умножение // Начальная школа (газета), 2002. - С.14.
18. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - С. 11-13.
19. Перельман, Я.И. Приемы активизации познавательной деятельности [Текст] / Я.И. Перельман // Народное образование. - 1988. -№3. - С. 38-42.
20. Савлюбаева Н.З., Шилина Н.В. В сборнике: XXIII Ершовские чтения Межвузовский сборник научных статей. отв. редактор Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С.187-188
21. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. [Текст] / Н.Ф. Талызина.- М.: Просвещение, 1998.- С.8-17.
22. Ферман Г.В., Шилина Н.В. В сборнике: XXIII Ершовские чтения Межвузовский сборник научных статей. отв. редактор Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С.180-181