Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет игра - важнейшее занятие. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, игра реализует потребность влиять на окружающий мир. Это вы-зывает значительные изменения в его психике. Самый известный учитель в нашей стране - А.С. Макаренко - так охарактеризовал роль дет-ских игр: «Игра важна в жизни ребенка, важна и то, что представляет со-бой деятельность взрослого, работа и служение. Таким образом, ребенок находится в игре, таким он будет и в работе во многих отношениях. По-этому воспитание будущего персонажа происходит прежде всего в иг-ре...».
Тема этой работы сегодня особенно актуальна, поскольку игра тра-диционно связана с детством.
Отношения с другими людьми наиболее интенсивно возникают и развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отно-шений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как будут складываться отношения ребенка в первом коллективе, группе детского сада, во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а следовательно, и его дальнейшая судьба.
Эта проблема приобретает особую актуальность сегодня, когда мо-ральное и информационно-коммуникационное развитие детей вызывает серьезную озабоченность. Действительно, все большее число взрослых людей сталкиваются с нарушениями общения, а также с недостаточным развитием морально-эмоциональной сферы детей. Это связано с чрезмер-ной «интеллектуализацией» образования, с «технологизацией» нашей жизни. Не секрет, что лучшим другом современного ребенка является те-левизор или компьютер, а его любимым занятием является просмотр мультфильмов или компьютерных игр. Дети начинают меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Но живое человеческое об-щение значительно обогащает жизнь детей, окрашивает яркими красками сферу их чувств.
Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования дидакти-ческой игры как средства развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс использования дидакти-ческой игры как средства развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных способно-стей детей дошкольного возраста.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды общения;
- изучить развитие информационно-коммуникативных способностей в дошкольном возрасте;
- детально проанализировать понятие и сущность дидактической иг-ры, классификацию игр;
- рассмотреть значение дидактической игры в развитии информаци-онно-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие, сущность и виды общения
Когда отношения определяются термином «общение», общение по-нимается как процесс взаимодействия между человеком и человеком, кото-рый осуществляется с помощью языковых и неязыковых средств и пресле-дует цель достижения изменений в когнитивной, мотивационной, эмоцио-нальной и поведенческой сферах личности. Во время общения участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами работы, но и мыслями, намерениями, идеями, опытом .
В повседневной жизни человек с детства учится общению и осваивает его различные способы в зависимости от среды, в которой он живет, от людей, с которыми он взаимодействует. Более того, это часто происходит спонтанно, во время накопления повседневного опыта. В большинстве случаев, например, этого опыта недостаточно для овладения специальны-ми профессиями (учитель, актер, диктор, следователь), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине знания его законов, накопление навыков и умение их учитывать и исполь-зовать нуждаются в постоянном совершенствовании.
Каждое сообщество людей имеет свои собственные средства дей-ствия, которые используются в различных формах коллективной жизни. Они сосредоточены на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, легендах, мифах, в изобразительном, теат-ральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, в филь-мах, на радио и телевидении. Эти типы форм массовой коммуникации об-ладают мощным потенциалом для взаимного влияния людей.
Человек как социальное существо находится в центре влияния всех проявлений и форм общения. Однако увлечение инструментальной сторо-ной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной де-ятельности. В этом случае проблема человека отходит на второй план, а затем редко возвращается на свое место или решается в непродуктивных сценариях. С другой стороны, недопустима упрощенная трактовка комму-никации как информационно-коммуникативной деятельности, которая иногда встречается у отечественных и зарубежных психологов .
Поэтому в условиях неизбежного научно-аналитического разделения общества на коммуникативную сферу и сферу развития отношений важно не потерять человека как духовную и активную силу, преобразующую се-бя и других в этом процессе. Вот почему общение по своему содержанию также предстает как наиболее сложная психологическая деятельность партнеров.
Общение - это сложный, многомерный процесс установления и раз-вития контактов и отношений между людьми, возникающий в результате потребностей в совместной деятельности и включающий обмен информа-цией и разработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включается в практическое взаимодействие людей (командная работа, обучение, коллективная игра) и позволяет планиро-вать, осуществлять и контролировать их деятельность.
Когда отношения определяются термином «связь», общение понима-ется как процесс взаимодействия человека и личности, осуществляемый с помощью языковых и неязыковых средств, который вызывает изменения в когнитивной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах лю-дей, вовлеченных в процесс.
Во время общения участники обмениваются не только своими физи-ческими действиями или продуктами, результатами работы, но и мыслями, намерениями, идеями, опытом.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и осваивает его различные способы в зависимости от среды, в которой он живет, от людей, с которыми он взаимодействует, и это происходит спонтанно в по-вседневном опыте. В большинстве случаев этого опыта недостаточно, например, для овладения специальными профессиями (учитель, актер, диктатор, следователь), а иногда и просто для продуктивного и цивилизо-ванного общения .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева Е. Л. и др. «Чего на свете не бывает?». М.: Просвещение, 1991г.
2. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000 г. - №7. - М. - С.16 - 19.
3. Амонашвили Ш. А. «В школу с шести лет»- М.: Просвещение, 1981 г.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение 1997.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологи-ческого анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
6. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 - 26.
7. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989. - 256 с.
8. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - М. - С.58 - 61.
9. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 г.
10. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 1991 г.
11. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983 г.
12. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.
13. Волкова Н. П. Педагогика. К. центр Академия. 2001 г.
14. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 г.
15. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // До-школьное воспитание. - 2004. - №5. - М. - С.14 - 24.
16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - М. - С.2 - 7.
17. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - М. - С.124 - 126.
18. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просве-щение, 1998г.
19. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1995 г.
20. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск. 1997г.
21. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1999, т. 6, с. 345.
22. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
23. Макаренко А. С. Игра. -- Соч. М., 1997, т. IV.
24. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
25. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. - 2005. - №21. - М. - С. 41 - 44.
26. Шмаков С.А. Игра и дети. - М. - Знание, 1998. - 64 с.