Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Актуальность этой проблемы заключается в том, что молодая семья в первые годы совместной жизни сталкивается с рядом трудностей, которые государство в настоящее время не в состоянии решить. То есть то, что испытывает молодая пара, - это от-сутствие гарантированной социальной защиты на начальном этапе, низкий финансовый доход. Часто половина этих молодых семей не имеет возмож-ности содержать себя и маленьких детей. А также, как уже стало ясно, па-ры, которые не прожили даже двух лет, расходятся из-за непонимания своего избранника, это связано с тем, что каждый супруг индивидуален, и это часто является причиной частых конфликтов в семье.
Изучение социально-психологических особенностей семьи в совре-менной России показало, что переход российского общества к демократи-ческим отношениям, ориентация личности на ценности личной свободы и инициативы приводят к серьезной трансформации института семьи. Ре-продуктивная функция семьи претерпевает значительные изменения, что отражается в тенденции к снижению рождаемости, бездетности и созна-тельной бездетности.
Демографические проблемы остро поставили вопрос о психологиче-ской и социальной помощи женщинам и семье в целом. В связи с этим в последние годы наблюдается значительный рост исследований по вопро-сам материнства, отцовства и родительской ответственности.
На сегодняшний день такая проблема зависит от физиологических особенностей обоих супругов. Но часто, наряду с социальными условиями и личными соображениями, в репродуктивную функцию вносятся суще-ственные коррективы, и большинство детей рождаются именно тогда, ко-гда семья еще молода. Но если по какой-либо причине репродуктивная функция нарушена, и девочка-подросток и мальчик не могут иметь детей, это может стать проблемой для их дальнейшей совместной жизни. Или, ес-ли молодая семья еще не хочет заводить детей, в более старшем возрасте все становится намного сложнее.
Рождение детей сопряжено с рядом проблем, которые могут только усугубить ситуацию. По статистике, в большинстве семей первенец появля-ется на свет в первые полтора-два года брака. Если все эти задачи необхо-димо решать быстро, и к этому добавляются нерешенные бытовые трудно-сти, разногласия с ближайшими родственниками, то сама ситуация, тре-бующая быстрой смены семейных отношений, становится стрессовой.
Материальное положение семьи значительно ухудшается, поскольку из-за необходимости матери уходить с работы в первые годы жизни ре-бенка супруги вынуждены жить на зарплату мужа. Кроме того, ребенок требует значительных материальных затрат, которые с каждым годом увеличиваются. Не случайно второй семейный кризис после вступления в брак связан с появлением ребенка. В связи с этим роль факторов, способ-ствующих укреплению супружеских отношений, возрастает по мере их пе-рехода от «диадических» к «триадическим» отношениям. В частности: ги-пертрофированное желание женщины реализовать материнство; сексуаль-ные отношения между мужчиной и женщиной; установка на личностную идентификацию с супругом; установка на бытовые ценности; фактор реа-лизации родительской, воспитательной функции; важность внешней соци-альной активности супругов; эмоциональная и терапевтическая функция брака; важность восприятия внешней привлекательности супругов друг для друга. Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Разработанность темы. В ходе исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических ра-бот различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Так, вопросы психологии современной семьи на различных этапах ее существования разработаны Т.В. Андреевой. Психология семейных отно-шений и основы семейного консультирования детально рассматриваются в учебном пособии О.А. Карабановой. Труды Л.В. Карцевой и Н.В. Клюе-вой посвящены семейной психологии и проведению семейного консульти-рования. Особенностям родительско-детских отношений в семье посвяще-ны исследования Е.Я. Кульковой. Детальный анализ подготов-ки к родительству можно наблюдать в работах Е.Я. Кульковой и А.В. Маркеловой. Такой важный аспект, как конфликтогены, рассматриваются Ю.Н. Ковалевой и Е.Я. Кульковой.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что будущие родители могут здесь почерпнуть для себя важную информацию, касающуюся возможных причин конфликтов в молодой семье и, как след-ствие, при правильном отношении избежать данных конфликтов в своей семье. Кроме того, данная исследовательская работа будет полезна прак-тикующим семейным психологам в части изучения форм и методов работы с семьей, воспитывающей первого ребенка, а также практической помощи молодой семье.
Проблема исследования - выявить психологические особенности жизни семьи в период появления ребенка.
Объектом исследования является психологическая характеристика семьи при рождении ребенка.
Предметом исследования являются сущность, методы формирова-ния психологических особенностей жизни семьи в период появления ре-бенка.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется сущность, методы выявления психологических особенностей жизни семьи в период появления ребенка.
Задачи работы. Для достижения цели, сформулированной в преды-дущем абзаце, необходимо рассмотреть теоретические аспекты и совре-менную проблематику супружеских отношений после рождения первого ребенка, изучить особенности психологической готовности родителей к появлению ребенка, детально проанализировать удовлетворенность бра-ком и супружеские конфликты после появления ребенка в семье, проанали-зировать формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ре-бенка, а также рассмотреть психолого-педагогические рекомендации се-мье в период появления первого ребенка.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей жизни семьи в период появления ребенка
1.1 Теоретические аспекты и современная проблематика супружеских отношений после рождения первого ребенка
Особое время в жизни молодой семьи наступает после рождения первенца. Как отмечает Т.В. Андреева, появление первого ребенка можно назвать фактором, который приводит к серьезным изменениям в жизни се-мьи. Это событие неизбежно приводит к изменению семейного образа жизни, интересов и привычек, сформировавшихся у обоих супругов, и необходимости освоения сложных социальных ролей отца и матери.
Можно выделить ряд тенденций, характерных для молодой семьи после рождения ребенка: семья становится традиционной, что означает усиление полового диморфизма и сосредоточение внимания женщин на семейных ролях; наблюдается относительное усиление жесткости ролевой структуры вне семьи; наблюдается резкое и резкое снижение роли женщин в семье, резкое изменение образа жизни, особенно сокращение свободного времени, общения с друзьями, интенсификация домашней и производ-ственной работы, увеличение нагрузки; повышенное чувство ответственно-сти и часто беспокойство за будущее семьи и благополучие ребенка; со-кращается время общения супругов, возникают сексуальные проблемы и часто утрата чувства любви. В случаях, когда отец отстранен от заботы о ребенке и родительских функций, он испытывает чувство ревности и зави-сти к ребенку, к отношениям его эмоциональной близости с матерью. По-добные переживания оказывают крайне разрушительное воздействие на супружеские отношения и формирование отцовской позиции [12].
Другой важный план взаимоотношений в семейной системе, который возникает после рождения детей, - это отношения нуклеарной семьи с предками, которые определяют новое ролевое пространство отношений внутри расширенной семьи. В указанном ролевом пространстве отноше-ния между бабушкой и дедушкой и супругами - родителями ребенка - пе-рестраиваются на основе признания их нового возраста и ролевого стату-са. Старшее поколение берет на себя и осваивает новые семейные роли - бабушки и дедушки, важными функциями которых являются: воспитание внуков; сохранять семейную историю и традиции, обеспечивая преем-ственность поколений; функция арбитра в семейных конфликтах и спорах; функция хранителя семейной мудрости; помощь в разрешении проблем-ных ситуаций и кризисов, с которыми сталкивается семья. Задача восста-новления прежних отношений в расширенной семье становится насущной. Именно на этом этапе вероятность улучшения сплоченности расширенной семьи, оптимизации эмоциональных отношений и развития значимого со-трудничества между старшим и средним поколениями резко возрастает.
С рождением ребенка физические и эмоциональные нагрузки супру-гов, связанные с нарушениями сна и образа жизни, финансовыми расхо-дами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распреде-ления обязанностей и соблюдения определенного порядка, резко возрас-тают. Мать устала, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужчиной и женщи-ной; ребенок находится в центре внимания одного или обоих родителей [8].
Ю.Е. Алешина в результате своего исследования пришла к интерес-ным выводам. Когда в семье появляется ребенок, забота немедленно ло-жится на плечи матери и способствует разделению семейных ролей в соот-ветствии с полом супругов. В то же время муж больше сосредоточен на событиях вне семьи, его роль носит скорее инструментальный характер, а его жена отвечает за все, что происходит в доме, играя традиционно жен-скую выразительную роль. Таким образом, после рождения первого ре-бенка наблюдается усиление гендерной дифференциации.
Рождение ребенка сопровождается не только изменением структуры социальных потребностей супругов, но и переориентацией профессио-нальных потребностей. Как отмечает И.Ф. Дементьева, потребность в про-фессиональной деятельности у работающей женщины отодвигается на вто-рой план, уступая место осознанной потребности в материнстве. С рожде-нием ребенка определенные качественные изменения наблюдаются и в структуре профессиональных потребностей отца. В первую очередь это касается потребностей профессионального и статусного характера: актуа-лизируется потребность в более высокой квалификации как факторе по-вышения заработной платы. Рождение ребенка также может привести к изменению профессиональных планов молодого отца.
Аналогичные изменения в приоритетах наблюдались и в американ-ских семьях. Женщины после рождения ребенка, как правило, меняют свой образ жизни, отдавая приоритет родительским и семейным ролям. Боль-шинство мужчин начинают больше работать, чтобы лучше обеспечивать свои семьи. Появление ребенка вызывает новые стрессы и трудности, и, как указывает Росси, смена ролей происходит довольно внезапно [10].
Переход к браку и материнству приводит к изменению отношения к семье и домашней работе. Исследование проблем молодых мам из Санкт-Петербурга (с детьми от рождения до 7 лет) показало, что молодые мамы готовы полностью взять на себя некоторые функции. Респонденты терпимо относятся к выполнению своих домашних обязанностей, особенно в отно-шении ухода за детьми, особенно в отношении ухода за ребенком - подав-ляющее большинство женщин делают это сами, и 70% из них согласны продолжать выполнять эти обязанности, не привлекая к этим обязанностям своего мужа. Около половины молодых матерей рассматривают некото-рые домашние обязанности (уборка, глажка, готовка). Как чисто женские обязанности, и около 80% опрошенных фактически выполняют их без по-мощи мужа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436с.
2. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты родительско - детских от-ношений. Учебное пособие. М., 2006.
3. Бойко В.В. Потребность в детях. // Учебное пособие по психо-логии материнства. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХ-РАХ-М, 2003. - 268с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2002. - 144с.
5. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости. // Вопр. психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 1997. - С. 62-79.
6. Дождева С.М. Представления о ребёнке у будущей матери. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические про-блемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С.67 - 72.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.- 196с. Ев-сеенкова Ю.В. Роль отца в современной семье. // Материалы Всероссий-ской научной конференции «Психологические проблемы современной рос-сийской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. С. 32 - 38.
8. Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феноме-на отцовства в рамках групповой работы. // Семейная психология и семей-ная терапия, 2004. - №4. - С. 55-69
9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание рабо-ты по социальной защите женщин, детей и семьи: // Уч. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 214с.
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. / О.А. Карабанова. - М.: Гар-дарики, 2006. - 196с.
11. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. М; 2008.
12. Клюева Н.В. Психология и семья: диагностика, консультации, тренинг. / Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития, 2001. - 216с.
13. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы совре-менной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Ша-бельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С. 63.
14. Кулькова Е.Я. Изучение особенностей родительско-детских от-ношений в семье. / Психолого - социальная работа в современном обще-стве: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С. 93.
15. Кулькова Е.Я. Маркелова А.В. Психолого-социальная помощь молодым супругам в подготовке к родительству. // Бюллетень научной программы Фонда модернизации и развития «Общество». М.: Вып. - №2, - 2007. - С. 199-248.
16. Кулькова Е.Я. Психолого-социальные особенности взаимоот-ношений супругов в период ожидания и рождения первого ребёнка. // Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. / Под общ. ред. к. пс. н. В.Ф. Дубяги. - М.: Фонд «Общество», 2007. - С. 125 - 130.
17. Кулькова Е.Я., Ковалёва Ю.Н. Конфликтогенны - фактор су-пружеских конфликтов в молодой семье. / Психолого - социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международ-ной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С. 96
18. Кучукова Н.Ю. Социальная работа с неблагополучными и проблемными семьями. // Социальная работа как служение. История, со-временные практики, перспективные направления: хрестоматия / сост.: И.В. Астэр, Н.Ю. Кучукова, Г.Г. Судакова. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С.148.
19. Лезова Л.В. На первом месте - семья и дети. / Л.В. Лезова. // Социальное обеспечение. - 2002. - №12. - С. 20-26
20. Лосева В.К., Луньков А.И. Работа любви, или стадии развития брачно-семейных отношений // Семейная психология и семейная терапия. - М., 1998. - № 4. - С. 34-36.
21. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии, 2000 - №5. - С.18-27.
22. Минюрова С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева //Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 63 - 76.
23. Морозова И.С., Суханова К.Н. Модели родительского отноше-ния и гендерные различия в его структуре. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной россий-ской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С. 41-46.
24. Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: «Бахрах-М», 2002. - С. 384 - 400.
25. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспита-нию здорового ребенка. / Под науч. ред. В.С. Коваленко. - СПб.: Верти-каль, 2006. - 186с.
26. Тюрина Э.И. Современные направления социальной работы с семьёй. Монография. // Под ред. С.С. Лебедевой и С.М. Безух Социальная направленность культурно-оздоровительной деятельности. СПб: история и современность. СПб., 2011. - С. 86-93.