Фрагмент для ознакомления
2
Бизнес-план представляет собой «план-программу деятельности, содержащую систему планомерно организованных мероприятий и показателей. Бизнес-план устанавливает цели организации и объясняет, как и когда они будут достигнуты, какие ресурсы для этого потребуются» [11, с. 25].
Основным документом, регулирующим процессы бизнес-планирования и инвестиционной деятельности в России, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1].
В нем основные понятия, касающиеся бизнес-планирования и инвестиционной деятельности, определяются следующим образом:
« - инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [1].
Значительный вклад в развитие инвестиционного процесса вносит государство. С помощью проводимой государственной инвестиционной политики государство поддерживает прежде всего значимые с социальной точки зрения проекты. Под «инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем» [19, с. 14].
Структура механизма государственного регулирования инвестиционных процессов в Российской Федерации приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура механизма государственного регулирования инвестиционных процессов в РФ [12, с. 55]
К основным механизмам государственного влияния на уровень инвестиционной активности относятся:
1) финансовые;
2) налоговые. Для стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрены различные льготы и послабления.
3) льготы и преференции для инвесторов других стран, планирующих инвестировать на территории Российской Федерации;
4) продуманная научно-техническая политика и т.д.
Представляется целесообразным также активизировать интерес к такой форме взаимодействия государства и бизнеса как государственно-частное партнерство различных представителей государства и бизнес-структур (рисунок 1.2).
Вопросы государственно-частного и муниципально-частного партнерства регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем приведено следующее определение: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [2].
В законе определены следующие «принципы государственно-частного и муниципально-частного партнерства:
1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
Рисунок 1.2 - Модель взаимодействия факторов экономического роста в динамично открытой социально-экономической системе в рамках отношений государственно-частного партнерства [20, с. 20]
2) обеспечение конкуренции;
3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свобода заключения соглашения» [2].
Во многих случаях и органы государственной власти и представители бизнес-сообщества заинтересованы в решении различных задач бизнес-планирования с использованием имеющихся у каждой из сторон различных ресурсов для достижения запланированных целей.
Бизнес-планирование направлено на решение следующих задач:
1) разгосударствление предприятий, в хозяйственном ведении которых находится государственное имущество (МУП, ГУП и ФГУП). Как показывает хозяйственный опыт не все унитарные предприятия работают эффективно, в связи с чем практикуется акционирование таких предприятий с целью передачи бизнеса более эффективному собственнику;
2) выполнение различных инвестиционных проектов;
3) выпуск ценных бумаг (акций, облигаций) предприятием;
4) реализация управленческих решений, направленных вывод предприятий-должников из сложного финансового положения.
В процессе бизнес-планирования:
1) проводят анализ рынка, на который планируется вывести создаваемый продукт, оценивая его конкурентоспособность в сравнении с ближайшими продуктами-заменителями;
2) оценивают сумму необходимых инвестиционных средств на реализацию бизнес-плана проекта. При этом следует исходить из того, что отвлекаемые средства не должны оказывать негативного влияния на ход обычной операционной деятельности предприятия. Кроме этого, представляется важным постоянный мониторинг своевременности и полноты выполнения запланированных этапов выполнения проекта, чтобы иметь возможность оперативно внести необходимые коррективы в этот процесс;
3) осуществляют обновление основных производственных фондов.
Таким образом, процесс бизнес-планирования является одной из движущих сил успешного развития любого хозяйствующего субъекта. направленной на успешное достижение запланированных предприятием целей.
1.2 Экономическая су¬щность и классификация бизнес-планов
Классификация бизнес планов и инвестиций в целом приведена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Классификация инвестиций [27, с. 35]
Бизнес-план представляет собой «аналитический документ планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты коммерческой организации, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, а также определяются способы их решения. Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность» [25, с. 8].
На рисунке 1.4 представлена типология бизнес-планов по объектам бизнеса.
Таким образом, разрабатываемые бизнес-планы могут быть направлены на создание нового или развитие действующего предприятия.
Рисунок 1.4 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса [23, с. 42]
На рисунке 1.5 представлена структура процесса разработки бизнес-плана.
Этапы бизнес-планирования:
1. Поиск необходимой информации.
2. Определение целей разработки бизнес-плана.
3. Выбор заинтересованных в осуществлении бизнес-плана лиц (кредиторов, соучредителей и других инвесторов).
4. Разработка структуры бизнес-плана.
5. Сбор информации для бизнес-плана.
6. Тщательная проработка всех разделов бизнес-плана.
7. Утверждение бизнес-плана в окончательной редакции.
Рисунок 1.5 - Структура процесса разработки бизнес-плана [23, с. 11]
Как отмечается в работе К.П. Янковского: «… согласно рекомендациям ЮНИДО («Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований») в процессе бизнес-планирования, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) цели бизнес-плана проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение;
2) маркетинговая информация;
3) материальные затраты;
4) место размещения с учетом всех факторов;
5) проектно-конструкторская часть;
6) организация предприятия и накладные расходы;
7) кадры;
8) график осуществления;
9) коммерческая (финансовая и экономическая) оценка» [28, с. 22].
Значительный вклад в процесс бизнес-планирования и инвестиционного проектирования вносят программные продукты (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 - Программные продукты
Они позволяют в значительной степени снизить трудоемкость расчетов и достаточно оперативно просчитать все возможные варианты развития бизнес-плана проекта.
1.3 Содержание бизнес-плана
Каковы общие рекомендации к содержанию бизнес-плана?
Как правило, на титульном листе бизнес-плана представлена информация о составителях этого документа, их местонахождении и времени разработки.
Важно четко и наглядно сформулировать основную идею бизнес-плана, которая бы вызвала определенный интерес у потенциального инвестора, помогла ему сформулировать мнение о возможности преумножить свои средства при вложении в данный бизнес.
Необходимо кратко и четко сформулировать идею бизнес-плана, которая будет вызывать интерес у потенциальных инвесторов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – [Электронное издание]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» – [Электронное издание]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Приказ Минэнерго России от 01.03.2016 № 147 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016 - 2022 годы» [Электронное издание]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (ред. от 29.12.2022) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Распоряжение Министерства транспорта России от 14 марта 2008г. № АМ-23-р (в ред. 20.09.2020) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Аскинадзи В. М. Инвестиции : учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 385 с.
9. Бронников Т.С. Разработка бизнес-плана проекта : учебное пособие / Т.С. Бронникова.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва : ИНФРА-М, 2022. - 215 с.
10. Бычков, В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг : учебник / В.П. Бычков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 394 с.
11. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М. 2022. - 296 с.
12. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 322 с.
13. Зубеева Е.В. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник. Е.В. Зубеева- М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018.-229 с.
14. Инвестиции / Николаева И.П. - М.: Дашков и К, 2020. - 252 с.
15. Инвестиции и инновации: Учебное пособие / Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. - М.: Дашков и К, 2018. - 658 с.
16. Инвестиции : учебник / М.И. Ермилова, Е.В. Алтухова, Н.В. Грызунова [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 287 с.
17. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под редакцией Е. Н. Клочковой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 447 с.
18. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
19. Лукасевич И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. - 413 с.
20. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика : учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Марковской. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 491 с.
21. Программный продукт «Альт-Инвест-5». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест».
22. Программный продукт «Альт-Инвест-7Сумм». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест».
23. Смирнов С.Е. Бизнес-планирование : учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
24. Федотова М. А. Оценка стоимости активов и бизнеса : учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский ; под редакцией М. А. Федотовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 522 с.
25. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование : учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2022. - 176 с.
26. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. - 374 с.
27. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., переработанное и дополненное (+ обучающий курс). / СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
28. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
29. Росбизнесконсалтинг. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: rbc.ru.
30. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru.
31. Аналитический отчет по сегменту рынка: информационные технологии в медицине. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://academpark.com/upload/medialibrary.
32. Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kmis.ru/media/files/trendy-i-prognozy-mis.pdf.
33. Медицинские информационные системы (МИС) рынок России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zdrav.expert.