Фрагмент для ознакомления
2
Таможенный контроль заключается в публичном и целенаправленном визуальном наблюдении должностными лицами таможенных органов за перемещением товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также за совершением грузовых и иных связанных с ними операций .
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — региональный экономический блок, состоящий из пяти государств-членов: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. ЕАЭС имеет общую таможенную территорию, а это означает, что товары и транспортные средства, поступающие на территорию одного государства-члена, могут свободно перемещаться в пределах ЕАЭС без дальнейшего таможенного контроля.
Однако отдельные товары и транспортные средства могут подлежать таможенному контролю на территории ЕАЭС. Таможенный контроль – это мера, направленная на предотвращение незаконного оборота товаров и обеспечение соблюдения таможенных правил. Ниже приведены примеры товаров и транспортных средств, которые могут подлежать таможенному контролю на территории ЕАЭС:
Товары высокой стоимости. Товары высокой стоимости, такие как драгоценные металлы, ювелирные изделия и произведения искусства, могут подлежать таможенному контролю для предотвращения их незаконного ввоза или вывоза.
Опасные товары: Опасные товары, такие как химические вещества, взрывчатые вещества и радиоактивные материалы, могут подлежать таможенному контролю для обеспечения соблюдения правил безопасности.
Контрафактные товары: Товары, подозреваемые в том, что они являются контрафактными, такие как предметы роскоши и электронные устройства, могут подлежать таможенному контролю для предотвращения их незаконного ввоза или вывоза.
Транспортные средства: Транспортные средства, такие как автомобили, грузовики и мотоциклы, могут подлежать таможенному контролю для обеспечения соблюдения таможенных правил, таких как уплата таможенных пошлин и налогов.
Помимо таможенного контроля, в ЕАЭС действует система уведомления государств-членов о товарах и транспортных средствах, которым отказано во въезде на территорию одного государства-члена. Эта система, получившая название «Информационная система отказов во ввозе товаров в ЕАЭС», позволяет государствам-членам обмениваться информацией о товарах и транспортных средствах, признанных не соответствующими таможенным правилам или иным требованиям.
В целом таможенный надзор является важным инструментом обеспечения соблюдения таможенных правил и предотвращения незаконного оборота товаров в пределах ЕАЭС.
Под таможенным контролем понимаются действия, предпринимаемые таможенными органами для проверки и обеспечения соблюдения международных договоров и актов, касающихся таможенного регулирования и таможенного законодательства государств-членов. Генеральное приложение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) определяет таможенный контроль как меры, принимаемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таможенный контроль отличается от других форм государственного контроля и осуществляется исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС . Его основной целью является обеспечение соблюдения таможенного законодательства, и он осуществляется таможенными органами в государстве-члене, в котором товары помещаются под таможенную процедуру.
Таможенный контроль товаров и транспортных средств относится к процедурам и мерам, принятым таможенными органами для обеспечения того, чтобы товары и транспортные средства, пересекающие международные границы, соответствовали всем применимым законам и правилам. Основной целью таможенного контроля является защита экономических, социальных и экологических интересов страны, предотвращение незаконной деятельности, такой как контрабанда и контрафакт, и обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таможенный контроль товаров и транспортных средств включает в себя несколько этапов, в том числе:
Документация: таможенные органы проверят, чтобы все необходимые документы, такие как счета-фактуры, коносаменты и упаковочные листы, были в порядке и чтобы они точно описывали перевозимые товары.
Физический досмотр: Таможенные органы могут проводить физический досмотр товаров и транспортных средств для проверки наличия каких-либо запрещенных или ограниченных предметов, а также для проверки точности документации.
Оценка рисков: Таможенные органы могут также проводить оценку рисков товаров и транспортных средств на основе различных факторов, включая страну происхождения, тип перевозимых товаров и историю импортера или экспортера. Это помогает таможенным органам выявлять грузы с высокой степенью риска, которые могут потребовать дополнительной проверки.
Таможенные пошлины и налоги: Таможенные органы рассчитывают и взимают любые применимые таможенные пошлины и налоги на импортируемые или экспортируемые товары и транспортные средства. Это включает в себя импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и любые другие сборы или сборы.
Важно отметить, что таможенный контроль товаров и транспортных средств представляет собой сложный и постоянно развивающийся процесс, при этом в разных странах существуют свои законы, правила и процедуры. Чтобы обеспечить соблюдение таможенных правил, импортеры и экспортеры должны тесно сотрудничать с таможенными брокерами, экспедиторами и другими поставщиками логистических услуг, которые имеют опыт и знания в области таможенного оформления .
Таможенный контроль — это процесс регулирования и контроля за перемещением товаров и людей через международные границы для обеспечения соблюдения национальных и международных законов, а также взимания таможенных пошлин и налогов. К принципам таможенного контроля относятся:
Управление рисками: Таможенный контроль основан на управлении рисками, которое включает выявление и оценку рисков, связанных с перемещением товаров и людей через границы. Это помогает таможенным служащим направлять свои ресурсы и вмешательство туда, где они больше всего нужны.
Прозрачность: Таможенный контроль должен быть прозрачным и предсказуемым, с четкими и последовательными правилами и процедурами, легко доступными для торговцев и других заинтересованных сторон.
Недискриминация: Таможенный контроль должен применяться без дискриминации или предвзятости.
Соразмерность: Меры таможенного контроля должны быть пропорциональны выявленным рискам, гарантируя, что меры не будут излишне обременительными или навязчивыми.
Сотрудничество и координация. Таможенный контроль требует сотрудничества и координации между различными ведомствами и заинтересованными сторонами, участвующими в управлении границами, включая таможенных служащих, пограничников, полицию и другие регулирующие органы .
Технологии: Таможенный контроль все больше зависит от технологий, включая электронный обмен данными, программное обеспечение для анализа рисков и автоматизированные системы оформления грузов.
Соблюдение и правоприменение: Таможенный контроль основывается на соблюдении таможенных законов и правил, а также на эффективных правоприменительных мерах по сдерживанию и наказанию за несоблюдение.
Упрощение: Таможенный контроль также должен быть направлен на облегчение законной торговли и поездок, снижение административного бремени и задержек для торговцев и путешественников.
Таможенный контроль служит нескольким важным целям, в том числе:
Обеспечение соблюдения таможенных законов и правил: Таможенный контроль помогает обеспечить соответствие товаров и людей, пересекающих международные границы, национальным и международным таможенным законам и правилам. Это включает в себя контроль за ввозом и вывозом ограниченных и запрещенных товаров, обеспечение правильного заполнения таможенных деклараций и сбор таможенных пошлин и налогов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Таможенный Кодекс ЕАЭС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.02.2023).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.02.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.02.2023).
Специальная литература
4. Бекяшев, К. А. Таможенное право / К. А. Бекяшев. – М.: РТА, 2020. – 184 с.
5. Блинов, Н. М. Таможенный менеджмент / Н. М. Блинов. – РОИ РТА, 2015. – 120 с.
6. Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты регулирования / А. В. Данильцев – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2015. – 302 с.
7. Додонкин Ю. В.Таможенная экспертиза товаров / Ю. В. Додонкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
8. Кругликов В. Ф.Таможенная стоимость товаров / В. Ф. Кругликов, Г. А. Бондарь, Г. И. Бякин, В. А. Качалов. – СПб.: ПиК, 2015. – 164 с.
9. Лазовский В. В. Развитие таможенного дела в России / В. В. Лазовский. – М.: Наука, 2016. – 343 с.
10. Махненко С.И., Дацко А.А. Государственное регулирование внешней торговли на современном этапе в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6-2 (76). С. 92-95.
11. Мироновчи Д.С., Пашкович К.И. Вопросы создания и функционирования системы маркировки // Трибуна ученого 2020. № 9. С. 87-90.
12. Морозова Е.И., Погонышева Д.А., Серая Г.В. Совершенствование технических средств таможенного контроля // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2019. С. 165-168.
13. Попова Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов. – М.: ЮРАЙТ. – 2016. – 210 с.
14. Силаева В.В. Личный таможенный досмотр как фактор экономической безопасности России //Финансовая жизнь. 2018. № 2. С. 25-27.
15. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
16. Тупицына Е.А. Понятие таможенных органов РФ, основные функции и характерные особенности таможенных органов РФ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 9 (37). С. 184-185.
17. Уланова О.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона // Сурский вестник. 2021. № 2 (14). С. 97-100.
18. Цыбин Д.А. Вопросы организации и правового регулирования таможенного контроля// Альманах мировой науки. 2019. № 4 (30). С. 158-160.
19. Шарыпова Э.З., Сазанова Н.В. Таможенная проверка как форма таможенного контроля // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела. Сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования ДВГУПС. Под редакцией З.С. Рудневой . Хабаровск, 2021. С. 206-213.
20. Южик Е.И. Понятие и характеристика таможенного контроля // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Cборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 151-154.