Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы работы обоснована тем, что отношения в экономике современного общества, как и другие сферы деятельности, под-вержены различным влияниям и угрозам извне. Для создания и ведения бизнеса определяются эффективные механизмы и инструменты, подходя-щие для всех видов деятельности, которые помогают предотвратить, сле-довательно, минимизировать негативное влияние внешнего воздействия. В какой-то момент такой подход повышает экономическую безопасность лю-бого субъекта. Для обеспечения экономической безопасности организации используют так называемую конкурентную разведку.
Эта деятельность осуществляется такими организациями, как банки, инвестиционные и аудиторские компании, а также консалтинговыми фир-мами в интересах ведения собственного бизнеса или от имени клиентов.
Практически каждое исследование рынка включает элементы конку-рентной разведки.
Конкурентная разведка - это система технологий, направленных на сбор, хранение, анализ и предоставление доступа к данным для принятия наиболее подходящих решений.
Сегодня конкурентная разведка является основой корпоративной куль-туры управления и содержания современного бизнеса. Чтобы поддержи-вать любую организацию на плаву в условиях жесткой конкуренции, важ-но изучить и выявить все аспекты конкурентов, проанализировать их вид деятельности и то, как они себя представляют.
На Западе система конкурентной разведки широко распространена и широко используется. В России из-за неполного знания системы коммер-ческую разведку часто принимают за шпионаж. Но промышленный шпио-наж появляется там, где конкурентная разведка не может справиться.
Этические стандарты ведения бизнеса широко используются и устанав-ливаются различными крупными компаниями. Это свидетельствует о вы-соком уровне корпоративной культуры для всех отраслей и видов дея-тельности.
Конкурентная разведка является законной и относится к сфере добро-совестной конкуренции.
Такие методы, как отправка агентов и использование технических средств для получения информации в рамках конкурентной разведки, в большинстве случаев не используются. Это коммерческая разведка, кото-рая отличается от промышленного шпионажа.
Методов бизнес-аналитики несколько. Основные методы основаны на логике и сборе данных, полученных законным путем.
Целью данной работы является исследование места конкурентной раз-ведки в системе инструментов маркетинга
Задачами работы:
-рассмотреть понятие конкурентной разведки;
-изучить цели и задачи проведения конкурентной разведки;
-описать методы конкурентной разведки в организации;
-дать характеристику конкурентов АО АКБ «Ланта-Банк»;
-проанализировать кабинетные и полевые методы разведки на примере АО АКБ «Ланта-Банк»;
-определить проблемы и возможные пути решения проблем конку-рентной разведки АО АКБ «Ланта-Банк».
Объектом исследования является конкурентная разведка в АО АКБ «Ланта-Банк».
Предметом исследования являются методы конкурентной разведки в системе экономической безопасности организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
1.1 Понятие конкурентной разведки
Конкуренция - это, с одной стороны, предпосылка эффективного роста национальной экономики, ее глобального развития, а с другой-серьезные и устойчивые инвестиции в человеческий капитал.
Спад в российской экономике в конце 2014 года привел к ужесточению конкуренции на всех уровнях экономики. Компания была вынуждена адаптироваться к новым условиям и оптимизировать свои процессы, став более осторожной и проективной одновременно. Это связано с тем, что помимо экономических и политических факторов, оказывающих давление на бизнес, в нестабильной обстановке возрастает роль криминогенных факторов, что создает дополнительные риски финансовых потерь для биз-неса [2, с. 105].
Сегодня (конкурентная) бизнес-аналитика является неотъемлемой ча-стью корпоративной культуры ведения современного бизнеса. Для выжи-вания компании в условиях конкуренции изучение намерений конкурен-тов, изучение основных бизнес-тенденций, анализ возможных рисков и т. д. начинают играть приоритетную роль.
Российский рынок становится все более привлекательным благодаря своему инвестиционному и торговому потенциалу [22, с. 356].
Благоприятный инвестиционный климат — вы можете сотрудничать более эффективно. Растет число иностранных компаний; крупные компа-нии начали активно инвестировать в нашу страну и начали работать над реализацией крупномасштабных проектов. В большинстве случаев, не-смотря на оптимистичные прогнозы, устойчивое и динамичное развитие предприятия, через несколько лет предприятие оказывается под угрозой банкротства, возникает потребность в дополнительном финансировании. Предполагается, что эти потери были понесены в результате неэффектив-ного управления, неправильной кадровой политики и отсутствия опыта в конкретных областях деятельности [17, с. 185].
Однако более всестороннее изучение ситуации показывает, что на са-мом деле используется изощренная схема мошенничества.
Кроме того, несмотря на расширенный доступ к российской и зару-бежной прессе, очень сложно найти достоверную информацию, когда речь идет о конкретной компании или предприятии. Только наличие достовер-ной информации о партнерах позволяет предприятиям избежать многих трудностей и обеспечить соответствующий уровень экономической без-опасности.
Конкурентная разведка (competitive intelligence) - это узкая отрасль бизнес-аналитики, которая отвечает основной цели: построению системы взаимоотношений с конкурентами, то есть созданию комплекса мероприя-тий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественные, фи-нансовые ресурсы и управления, возможностей и уязвимостей. Отсутствие анализа, развития конкурентной разведки за рубежом не позволяет выра-ботать более четкие подходы к ее формированию в России [6, с. 238].
Российские специалисты по-прежнему выступают против методов эко-номической безопасности и методов конкурентной разведки, что связано с непониманием задач, которые должна решать конкурентная разведка. На мой взгляд, они должны работать в рамках единой системы, каждый в сво-ем направлении. Нет однозначного понимания процесса управления кон-курентной разведкой в системе управления компанией. Все это приводит к неправильному восприятию конкурентной разведки российским руковод-ством [11, с. 101].
Российское общество специалистов по конкурентной разведке опреде-ляет понятие "Конкурентная разведка" следующим образом: это новая стратегическая инициатива в бизнесе, направленная на все виды бизнеса в Российской Федерации, что важно для способности компании конкуриро-вать. В ходе конкурентной разведки они изучают не только конкурентов (прямых, косвенных и потенциальных), но также клиентов, технологии, продукты и бизнес-среду.
Конкурентная разведка - это маркетинговый инструмент для изучения конкурентной среды, который представляет собой целенаправленную и постоянную систему сбора, обработки, анализа конкурентной информации и использования объективной информации о бизнес-среде, ресурсах, уяз-вимых элементах, намерениях конкурентов; действует в рамках в рамках действующего законодательства и этических норм, направлена на миними-зацию возможных рисков, получение преимуществ в организации бизнеса и дополнительной прибыли [24, с. 128].
Конкурентная разведка включает в себя всю секретную, но законную деятельность предприятия (организации) по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, использование которой приносит экономические выгоды.
Конкурентная разведка-осуществляемый в рамках закона и с соблюде-нием этических норм сбор и обработка данных из различных источников для выработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности коммерческой организации [8, с. 96].
Поскольку идея конкуренции - это совокупность внешних факторов, которые представляют как перспективы, так и угрозы для компаний, кон-курентную разведку следует распространять не только на существующие компании, которые продают аналогичные товары или услуги, но и на по-тенциальных конкурентов.
Таким образом, под конкурентной разведкой следует понимать особый вид предпринимательской деятельности, направленный на предоставление информации руководству предприятия (организации) с целью повышения его конкурентоспособности. В этой интерпретации конкурентная разведка действует именно как экономическая категория.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаев А.Л. и др. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник для бакалавров – М: Дашков и К, 2020 – 433 с.
2. Адашкевич Ю. Н. Конкурентная разведка (бизнес–разведка) // Без-опасность бизнеса. - 2021 - № 5 - С. 103–108.
3. Анищенко Е.В. Финансовая разведка: учебное пособие. — М.: Мос-ковский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2020. — 184 c.
4.Березовенко К. В., Галимов С. К. Особенности конкурентной развед-ки в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 20. – С. 346–350.
5.Бондарчук, Н. В. Бизнес-разведка. Практикум : учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2020. - 138 с.
6. Важенина И. С., Ющук В. Е. Конкурентная разведка как инструмент маркетинга // Журнал экономической теории. - 2022 - № 2 - С. 233–239.
7. Джанджугазова Е.А. Маркетинговые исследования в индустрии гос-теприимства – М.: ДиректМедиа, 2020 – 191 с.
8. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознавать риски и управ-лять ситуацией. - СПБ.: Питер, 2020. - 320с
9.Землянов В. Своя контрразведка. Практическое пособие. - Минск. Харвест, 2019 - 416 с.
10. Коль О.Д. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практи-кум для вузов – М.: Юрайт, 2022 – 355 с.
11.Конкурентная разведка: технологии и противодействие : учебное пособие / Под ред. В. И. Аверченков. – М.: ФЛИНТА, 2020. - 201 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: Вильяме, 2019 – 496 с.
13.Лемке Г.Э. Коммерческая разведка для конкурентного превосход-ства. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2021 - 352 с.
14. Магомедова Д. М. Формирование и функционирование конкурент-ной разведки маркетинговой среде: дисс. ...канд. экон. наук.- Екатерин-бург, 2020 - 187 с.
15.Мазилкина Е.И. Конкурентная разведка . — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2020. — 126 c
16. Махов С. Ю. Конкурентная разведка в бизнесе: дополнительная профессиональная программа. – Орел: Межрегиональная Академия без-опасности и выживания (МАБИВ), 2019. – 28 c.
17. Нежданов, И.Ю. Конкурентная разведка: практический курс. – М.: Ось-89, 2020 – 272с.
18.Носкова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинго-вые методы конкурентной борьбы. – Саратов: ООО «Анлейс», 2022 – 256 с.
19. Парфенова Е. Н., Макаренко Р. И. Конкурентная разведка в системе обеспечения стратегического развития предприятия // Новая наука: про-блемы и перспективы. - 2020 - № 6–1. - С. 186–189.
20. Подоляк О. О., Кузнецова Е. Ю. Конкурентная разведка: учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2019 - 93 с.
21.Ромачев Р.В., Нежданов И.Ю. Конкурентная разведка. Практиче-ский курс М.: Ось-89,2019. – 272 с.
22.Руденко, В. Е. Конкурентная разведка и ее информационные источ-ники // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 353-357.
23. Синяева И.М. Маркетинг услуг – М.: Дашков и К, 2019 – 253 с.
24.Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможно-стей. - М.: Вершина, 2019 – 240 с.