Фрагмент для ознакомления
2
Цель исследования: выявление состояние неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
- Дать характеристику контингента детей;
- Подобрать методику исследования неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня;
- Провести экспериментальное исследование, дать качественный и количественный анализ результатов;
- Разработать направления логопедической работы по коррекции неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.
Для исследования состояния неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня были использованы следующие методы:
Организационные методы: сравнительный, комплексный.
Эмпирические методы: биографические – сбор и анализ анамнестических данных, экспериментальные – констатирующий эксперимент.
Количественный и качественный анализ полученных данных;
Интерпретационные методы.
База исследования:
Констатирующий этап исследования проходил в несколько этапов:
На первом этапе изучались анамнезы, истории развития детей, психолого-педагогические характеристики, заключения ПМПК. Проводились консультации с педагогами, учителями-логопедами, педагогами-психологами с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения письменных навыков испытуемых.
На втором этапе проводилось экспериментальное исследование по подобранной методике. Обследование проходило индивидуально в процессе трех организованных занятий продолжительностью 40 минут. Результаты фиксировались в индивидуальных протоколах обследования, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе исследования осуществлялся качественный анализ полученных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, которые обосновывают направления и содержание логопедической работы по формированию неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.
Описание выборки: в исследовании мы рассматриваем обучающихся 1 класса с нормой и общим недоразвитием речи III уровня в количестве 30 школьников, поделенные на две группы – контрольная и экспериментальная, по 15 человек соответственно.
Для проведения исследования была выбрана методика Е.А. Логиновой [24].
Методика исследования неречевых и речевых функций у младших школьников автора Е.А. Логиновой. Методика Е. А. Логиновой представляет собой комплексное исследование неречевых и неречевых функций у детей. Методика позволяет исследовать следующие показатели:
1. Исследование сукцессивных функций.
Целью первой серии заданий является выявление уровня сформированности у детей сукцессивных функций – слухомоторной координации и способности к воспроизведению двигательного ряда. Детям предлагается повторить за экзаменаторов условие задания. Если ребенок затрудняется, задание повторяют.
2. Исследование графомоторных навыков
Целью второй серии заданий является выявление уровня сформированности графомоторных навыков. Для этого испытуемым предлагается ряд заданий на воспроизведения графического образа букв, а также задания на сформированность мелкой моторики.
3. Исследование звукобуквенных ассоциаций и графических образов букв
Целью третьей серии заданий является выявление уровня сформированности звукобуквенных ассоциаций и графических образов букв. Для этого испытуемым предлагается ряд заданий на узнавание букв.
IV. Исследование кратковременной слухоречевой памяти
Целью четвертой серии заданий является выявление уровня сформированности слухоречевой памяти детей. Для этого детям предлагается два задания на воспроизведение слов и предложений после предъявления.
V. Исследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике с использованием логопедического альбома с предметными и сюжетными картинками.
VI. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) проводилось при помощи заданий на способность ребенка воспроизводить слова с артикуляционно-близкими согласными звуками, а также слов-квазиомонимов.
VII. Исследование количественного и последовательного фонематического анализа и синтеза.
В данной серии заданий выявлялась способность детей определять соседних звуков с заданным звуком, осуществлять последовательный фонематический анализ слов и количественный анализ на основе слухового восприятия, слухопроизносительного образа слова и по представлению. Для этого детям предлагались слова.
VIII. Исследование слогового анализа.
Целью данного задания является оценка уровня сформированности слогового анализа. Для этого детям предлагается серия слов.
IX. Исследование синтаксических обобщений, синтаксического анализа и синтеза.
Целью данного задания является оценка уровня сформированности синтаксических умений. Детям предлагается составить предложение из слов (с измененным и неизмененным порядком слов), посчитать в нем количество слов.
X. Исследование морфологических обобщений.
Целью данного задания является оценка уровня сформированности морфологических умений детей. Для этого детям предлагается предложения, в которых необходимо видоизменить существительные по правилам русского языка (согласно числу и падежу).
XI. Исследование состояния связной речи.
Целью данного задания является оценка уровня сформированности связной речи. Для этого детям предлагается серия сюжетных картинок, по которым необходимо составить связный рассказ-описание.
XII. Исследование самоконтроля в процессе письма и анализ результатов написания различных видов письменных работ.
Целью данного задания является оценка уровня сформированности письменных навыков детей. Для этого проводится диктант последующим анализом ошибок.
Оценка выполнения заданий по состоянию неречевых и речевых функций:
Высокий уровень - 5 баллов - отсутствие ошибок, правильное, четкое выполнение;
Уровень выше среднего - 4 балла - неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок;
Средний уровень - 3 балла - наличие одной - двух ошибок;
Уровень ниже среднего - 2 балла - наличие трех - четырех ошибок;
Низкий уровень 1 балл - более четырех ошибок.
Результаты выполнения каждой из двенадцати проб суммировались и выводился средний балл для каждого ребенка, а затем для группы в целом. На основе полученных данных осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены.
Характеристика детей, участвующих в исследовании.
В исследовании участвовало 15 обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи в возрасте 7-8 лет. Анализируя сведения о контингенте, можно сделать вывод о преобладании мальчиков среди обучающихся. В выборке были 9 мальчик и 6 девочек.
Изучение медицинской документации и речевых карт детей, способствовало выявлению причин речевой патологии и развития в целом. При анализе документации были выделены ведущие параметры для оценки общего развития: как протекала беременность матери, наличие родовой патологии, раннее развитие и перенесенные заболевания детей. Показатели раннего речевого развития: гуление, лепет, первые слова и фразовая речь.
Проанализировав анамнестические данные и побеседовав с педагогами, было установлено, что в большинстве случаев задержки психического развития определялось тяжестью беременности и родов. Так в пренатальном периоде отмечались осложнения генеза беременности различного характера. Наличие токсикозов во второй половине беременности – у 4 матерей, угроза преждевременного прерывания беременности – 8 человека, хронические заболевания матери – 3 человека, внутриутробная инфекция – 2 человека, недоношенность – 4 человека, несовместимость по Rh - фактору – 3 человека, инфекционные заболевания во время беременности – 1 человек, токсическое воздействие алкоголя «синдром алкогольного плода» – 3 человека
Натальный период развития характеризовался наличием асфиксии плода – 6 случаев, затяжных родов – 5 случаев, ягодичного предлежания – 2 случая, обвития пуповины – 2 случая, обезвоживания – 3 случая.
В постнатальном периоде часто встречались указания на соматическую ослабленность детей, перенесение ими вирусных и бактериальных заболеваний – ОРВИ, гриппа, бронхита, пневмонии, скарлатины, тонзиллита, кишечные инфекции.
Проанализировав общий и речевой анамнез каждого ребенка, можно сделать вывод о том, что развитие детей имело осложненный характер. Наблюдались нарушения внутриутробного и соматического развития, отставание в овладении речевыми навыками.
Периоды гуления и лепета протекали согласно нормальному развитию только в 40% случаях. В свою очередь у 13 обучающихся первые слова появились в 2,5 – 3 года, у 6 ближе к 4-м годам, в 11 случаях появление проходило согласно нормальному онтогенезу становления речи. У многих из испытуемых значительно задерживалось появление фразовой речи.
Таким образом, группа испытуемых неоднородна по своим характеристикам, что требует необходимости применения дифференцированного подхода к каждому ребёнку при проведении констатирующего эксперимент.
2.2 Результаты исследования состояния неречевых и речевых функций у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
2.2.1 Результаты исследования сукцессивных функций
Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий на исследование сукцессивных функций детьми с ОНР III уровня и детьми с нормальным развитием представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика результатов выполнения заданий на исследование сукцессивных функций детьми с ОНР III уровня и детьми с нормальным развитием
Средний балл Экспериментальная группа Контрольная группа
Воспроизведение ряда слогов 4,0 4,1
Слухомоторная координация 3,7 3,9
Воспроизведение двигательного ряда 4,4 4,7
Детям ЭГ были свойственны трудности в воспроизведении слов, которые выражались в том, что дети забывали последовательность слогов – 9 детей, называли лишь первые два слога, например, га-за, ва-ла, что может свидетельствовать о дисфазильном варианте расстройства. Ошибки обусловлены узким объемом слуховой памяти, сниженной точностью воспроизведения запоминаемого материала и слабой прочностью удержания речевых сигналов у детей. Также были зафиксированы следующие ошибки: медленная скорость выполнения (3 ребенка); трудности в различении акустически близких и отдаленных звуков (жа -ма – за-ма, на-ха- на -са) было выявлено у 5 детей.
Дети КГ смогли безошибочно воспроизвести предъявляемые ряды слогов. Ошибки обусловлены искажением воспроизводства звука, например, несколько детей вместо ва-ла-ка-ща проговорили ва-ла-ка-ша, что может служить наличием несформированности звука, что может говорить о низком уровне развития простых форм фонематического анализа и синтеза.
Изучение слухомоторной координации вызвало затруднения у детей ЭГ при анализе невербальных раздражителей (по ритму и количеству ударов) у значительного числа детей, что выражалось в отсутствие чувства ритма, правильности количеств ударов, отсутствие пауз или их частая длительность. Данные результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники с ОНР III уровня обладают слабой рабочей памятью, недостаточным развитием внимания и низким уровнем развития слуховой и моторной координации: успешное воспроизведение ритма требует от испытуемого постоянного пересмотра, оценки своих действий для того, чтобы минимизировать разницу между моторной реакцией и слуховым восприятием.
Дети КГ при выполнении аналогичных заданий показали следующие результаты: правильно выполнили все задания - 12 детей; правильно воспроизвели все ритмы, но ошиблись в подсчете ударов - 3 детей, что может свидетельствовать о слабом развитии кратковременной памяти; правильно подсчитали количество ударов, но ошиблись в воспроизведении ритмов - 2 ребенка; ошиблись в соблюдении пауз - 4 детей; в соблюдении акцента - 2 ребенка КГ. Нарушения чувства ритма и пауз может быть связаны с дефицитарностью на каждом этапе этого процесса и может отражать нарушения в работе как корковых, так и подкорковых структур головного мозга. Еще одна причина, по которой подобные задания не выполняются, заключается в отсутствии четкой связи между двигательной системой и слуховым анализатором. Дети ЭГ не могли отличить правильное произношение от неверно произнесённого слова.
Анализ воспроизведения двигательного ряда. Изучение двигательного ряда осуществляется посредством сжигания и разжимания кулака, упражнения кулак-ребро - кулак. Полученные результаты показывают, что у школьников с ОНР III уровня не развита крупная моторика. У детей наблюдалась нарушение координации движений (кулак-кулак-ребро или ребро-кулак), движения недостаточно четкие, точные, плавные (6 детей не могли держать ребро руки прямо, многие смещали ребро в левую сторону, также наблюдалось слабое сжатие кулака.
Показать больше