Фрагмент для ознакомления
2
В философии в ряде научных проблем одно из главных мест занимает сознание. Оно изучается с момента его появления. Феноменом сознания является затруднительность его определения, так как оно не обладает качествами как материальные объекты бытия.
Изучением сознания занимаются так же специалисты в области психологии. Вопросы о связи психики и внешнего мира, сознания и бытия, мышления и психики всегда стоял перед психологами и философами.
Актуальность данной темы неоспорима, так как до настоящего времени у авторов не существует единого подхода к пониманию сущности сознания, психике и мышления.
Цель работы: провести философский анализ таких категорий как психика, мышление и сознание на основе различных источников, в тесной взаимосвязи друг с другом для формирования соответствующего представления о сущности каждой.
Для достижения данной цели ставились задачи:
1. Изучить сознание и психику человека, выделить структуру сознания.
2. Раскрыть понятие и сущность мышления, определить его виды и формы.
Объект исследования – сознание, психика, мышления в их тесной взаимосвязи.
Предмет исследования - содержание, структура, форма и виды сознания, мышления и психики.
ГЛАВА 1. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА
1.1. Понятие сознания и его структура
В философском словаре сознание определяется, как «одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер» [10].
Содержание сознания заключается в творческом преобразовании действительности первоначально в практической сфере, а затем в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов. Содержание сознания запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.
Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа» [10].
В понятие сознания включено не только отношение индивида к общественным ценностям, но и к самому себе в форме самосознания, которое вырабатывается непрерывно во время становления и развития человека как личности. Сознание приобретается в ходе сопоставления личных установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими» [10].
Философия пытается решить вопрос о соотношении сознания и бытия, иначе говоря, через сознание у каждого субъекта вырабатывается особенная картина объективной реальности.
Сознание как категория философии имеет свою специфику. Оно представляет собой непрерывную череду событий и переживаний. Как пишет Гуссерль «Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения» [4]. Так же, наряду с непрерывностью, эта последовательность имеет свойство прерываться, так как мысль возникает зачастую беспричинно. Нельзя заставить себя мыслить волевым актом.
Сознание включает в себя следующие компоненты:
1. Гносеологический (познавательная функция). Развитие сознания происходит через получение определенного объема новых знаний, в том числе осознание вещей.
2. Эмоциональный (оценочная функция). Через положительные и отрицательные эмоциональные переживания даётся оценка явлениям.
3. Мотивационный компонент (целеполагающая функция). Данный компонент выражается в побуждении человека к определенному виду деятельности.
4. Волевой – управляющая функция. Воля – способность субъекта сознательно действовать, опираясь на приобретенные знания, эмоции и мотивацию.
В целом, сознание имеет чёткую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Познание вещей происходит через ощущения, понятия, восприятия, мышление, которые включены в единое ядро сознания. В свою очередь, воздействующие на человека предметы и события вызывают в нём эмоциональный отклик (чувства, настроение, аффекты), которые порождают намерения к каким-либо действиям, совершаемые через волевой акт.
Таким образом, можно смело утверждать, что сознание – это осознанное бытие. Все мысли и чувства человека проходят через его сознание. Эта уникальная способность, присущая только человеку.
1.2. Психика. Идеальное и материальное в психике
Данная категория в философии определяется как «свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности» [10].
Изучение психики составляет предмет психологии.
Психика – (от греч. psychikos – «душевный») способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Психика – это совокупность явлений и состояний внутреннего мира человека и охватывает сознательные, подсознательные и бессознательные процессы.
У человека имеются осознаваемые и неосознаваемые психические процессы. При этом, бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии, которых человек не даёт себе отчёта. Бессознательное составляет низший уровень психики. Высшей формой развития психики является сознание, то есть, способность человека осознавать различные процессы.
Таким образом, сознание – это психика человека, достигшая стадии развития, при котором он отдает себе отчёт в происходящих с ним и вокруг него процессах. Если этого нет, то психика не достигла стадия сознания и существует в форме бессознательного.
В современной науке под психикой понимают функцию нервной системы, которая обеспечивает организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей. В свою очередь, потребности человека зарождаются на основе побуждений, желаний, целей, ценностей с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.
Выделяют два главных подхода в понимании сущности психики – материализм и идеализм.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Академик: словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/.
2) Брушлинский А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления// Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С.10–16.
3) Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
4) Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 1999.
5) Джеймс У. Психология / Пер. И. Лапшиной. СПб., 2017.
6) Логика: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Е. А. Иванов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. - 405 с. - (Библиотека студентв).; ISBN 5-466-00105-8Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
7) Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
8) Титов А.А. Мышление как процесс и как деятельность: анализ философско-психологических исследований мышления // Pedagogy and Psychology of Education. - 2020. - N 1. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/544498184.pdf (дата обращения 07.05.2023).
9) Шишкин А.Е. Сомнение как метод самоидентификации / А.Е. Шишкин – Текст электронный // Самарский медицинский университет «Реавиз» - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/somnenie-kak-metod-samoidentifikatsii/viewer (дата обращения 07.05.2023).
10) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.