Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Приоритеты обеспечения национальной безопасности на внутреннем водном транспорте на современном этапе правового развития России
В последние годы российская система водного транспорта вступила в период нестабильности из-за санкций США и ЕС . Состояние производственно-технической инфраструктуры и технический уровень организации перевозок по многим параметрам не соответствуют растущим потребностям общества и стандартам качества предоставления водных услуг. В то же время снижение объемов перевозок связано с критическим состоянием инфраструктуры и водного транспорта, что не позволяет доставлять грузы быстро, своевременно и без потерь. Поэтому возникает задача перенести значительную часть грузовых перевозок на реку. Речной транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами грузоперевозок, первое из которых - экономическая эффективность. Стоит отметить тот факт, что при использовании 5 литров условного топлива и 1 тонны условного груза можно перевезти груз на 500 км по реке, 333 км по железной дороге и только 100 км на автотранспорте. Другими словами, при одинаковых условиях стоимости топлива грузовые перевозки по реке в 1,5 раза более возможны, чем по железной дороге. Это делает развитие внутреннего водного транспорта перспективным и способным значительно увеличить его представленность на рынке грузовых и пассажирских перевозок.
С точки зрения социальных выгод, развитие речного транспорта в России и его интеграция в мультимодальную транспортную систему позволит не только снизить энергозатраты и выбросы в атмосферу, но и даст возможность речному судоходству перевозить грузы между крупными промышленными центрами страны и портами Черного моря без дополнительной перегрузки. Помимо "оживления" железных дорог путем снижения нагрузки на автодороги и ликвидации некоторых нерентабельных перевозок, таким образом можно продвигать реформы, происходящие в железнодорожном и автомобильном транспорте. Все вышесказанное возможно при соблюдении ряда условий, главным из которых является обеспечение транспортной безопасности на водном транспорте России.
Транспортная безопасность является одним из компонентов национальной безопасности и заключается в предотвращении транспортных аварий и инцидентов. Вопросам обеспечения национальной безопасности в постсоветской России уделяется значительное внимание в документах стратегического планирования, а также в законодательных и подзаконных актах. Большой интерес они вызывают и у экспертов, и ученых .
Обеспечение общественной безопасности в настоящее время является вопросом, имеющим большое значение и вызывающим много споров, как в области права, так и в соответствующих научных областях. Вопрос правового регулирования правопорядка на объектах водного транспорта и деятельности органов внутренних дел на транспорте является предметом детальной разработки как теоретиков, так и законодателей. Анализ задачи обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта показывает, что ее существенные черты во многом совпадают с аналогичными задачами, поставленными перед другими видами транспорта, но есть и некоторые отличия.
Рассмотрим теперь основные функции обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта.
-наладить взаимодействие с другими государственными учреждениями и органами в рамках обеспечения правопорядка;
-содействовать проведению соревнований и других торжественных мероприятий на объектах водного транспорта и сопутствующей инфраструктуры;
-контролировать и обеспечивать соблюдение правоохранительных полномочий на таких мероприятиях и торжествах;
-поддерживать связь с органами рыболовства;
-установление связи и проведение совместных операций с пограничными службами;
-защита жизни и здоровья гражданского населения на объектах водного транспорта;
-проведение совместных расследований с органами государственной власти для контроля за санитарными условиями.
-взаимодействие с ведомствами, выполняющими функции по охране окружающей среды.
На рубеже XX и XXI вв. в России были приняты две Концепции нацбезопасности - 1997 г. и 2000 г. В них лишь определялись основные направления деятельности публичной власти для обеспечения нацбезопасности и ее угрозы. На смену концепциям пришли новые документы, которые стали называться стратегиями. Можно наблюдать разительные отличия концепций от стратегий. Последние более детально определяют национальные интересы и приоритеты обеспечения ЦБ, меры по достижению каждого стратегического приоритета, организационные основы и механизм реализации Стратегии национальной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ" (далее – Стратегии национальной безопасности, Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400) .
Установлено, что "разработку Стратегии национальной безопасности осуществляет Совет безопасности РФ вместе с другими участниками стратегического планирования". Она основывается на "стратегическом прогнозе РФ" и корректируется каждые шесть лет.
Стратегии национальной безопасности должна определять:
-приоритеты, цели и меры по обеспечению национальной безопасности в различных областях жизнедеятельности;
-оценку ее текущего состояния и угроз;
-национальные интересы и "стратегические национальные приоритеты по достижению национальной безопасности и др .
Необходимость корректировки Стратегии национальной безопасности объясняется тем обстоятельством, что международная социально-политическая обстановка стремительно меняется, появляются новые риски, угрозы, приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ, которые необходимо отразить в ее тексте. В Стратегии национальной безопасности 2021 года по-новому осмыслены направления взаимодействия с иностранными государствами. Они значительно сузились .
Таким образом, Стратегии национальной безопасности 2021 отражает сложившейся новый мировой порядок, который характеризуется существенными разногласиями в международных делах между Россией, США и Западом. В действующей Стратегии национальной безопасности уточнено понятие национальной безопасности. Национальная безопасность определяется как "состояние защищенности национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз". А под национальными интересами понимаются "объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии". Целями государственной политики в этой области названы "устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина ". Выделяется и такое новое важное направление после обеспечения обороны, государственной и общественной безопасности, как достижение информационной безопасности предыдущей. В Стратегии не было такого отдельного приоритета. Более подробно остановимся на нем. Необходимость обеспечения информационной безопасности в системе национальной безопасности обуславливается стремительным внедрением в жизнь различных информационно-коммуникационных технологий. Данный процесс приводит к увеличению вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства. Широко данные современные технологии применяются для вмешательства во внутренние дела РФ с целью изменения ее конституционного строя и территориальной целостности.
Следующей новацией является увеличение количества внутренних национальных интересов. А в новой Стратегии национальной безопасности все восемь национальных интересов, названных в п.25, являются внутригосударственными. Ими являются:
1.сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
2.защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ, укрепление обороны страны;
3.поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
4.развитие безопасного информационного пространства;
5.устойчивое развитие цифровой экономики;
6.охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование;
7.укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
8.поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений".
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Законодательство и практика
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
3. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года//Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 50 (часть IV). - Ст. 8613
2.Специальная литература
4. Кардашова И.Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов. М. : Юрайт, 2018. 303 с.
5. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : монография / Ю.И. Авдеев [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 512 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71086.html.
3.Публикации в периодической печати
6. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
7. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. // Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 7-24.
8. Красножен Л.Е., Кононов А.Д. Системные принципы национальной безопасности и проблемные аспекты их реализации // Современное общество и право. 2019. № 5 (42). С. 26-37.
9. Кулапат Д., Бойков А.В. Выбор потребности во флоте для транспортнологистической системы. // МИР ТРАНСПОРТА. - 2019. - том 17. - №2. - С.146- 152.
10. Кулапат Д., Бойков А.В. Организация мультимодальных перевозок международным транспортным коридором и транспортной логистической системой с морскими и внутренними водными. - М.: Научные горизонты, 2019. - № 2(18). - С.231-244.
11. Нафиков Р. Водный транспорт / Р. Нафиков. - М.: Мозаика- Синтез, 2022. - 374 c.
12. Небыкова О.Н. Будь осторожен на водном транспорте. Стихи и развивающие задания / О.Н. Небыкова. - М.: Учитель, 2019. - 403 c.
13. Осавелюк Е.А. Сущность энергетической безопасности в контексте с новой редакции Конституции России и национальной безопасности РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 108.
14. Попова Н.Ф. Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 16 - 18.
15. Скоробогатый П. Стратегия с опорой на свои силы / П. Скоробогатый // Эксперт. 2021. 12 июля.
16. Федеральная служба государственной статистики Росстат https:// www.gks.ru (дата обращения 09.05.2023 г.)