Фрагмент для ознакомления
2
Родителям и педагогам достаточно сложно выявить наличие у ребенка или подростка зависимости на первой стадии ее развития, т.к. в этот период поведение и характер старшего подростка практически не меняется.
Поэтому зачастую взрослые обнаруживают ее только на второй, когда постоянство необходимости удовлетворения контакта с объектом зависимости и недостаток ресурсов для этого толкают детей и подростков, порой на крайние шаги (кражи, мошенничество, вымогательство и т.д.) .
Существуют выделенные Ю.Н. Озерцковской основные признаки наличия у детей и подростков психической и физической зависимости устойчивого или стойкого характера. К ним относятся, в частности :
– агрессия и раздражительность;
– депрессивные состояния;
– неадекватный ответ на любую критику;
– постоянное беспокойство и желание лгать;
– постоянная усталость;
– внешняя трансформация;
– повышенный или сниженный аппетит;
– выраженные проблемы со сном.
Ребенок или подросток находится на том уровне личностного развития, что ему достаточно сложно скрывать свою зависимость, т.к. он еще не вооружен теми механизмами адаптации, которые позволят ему справляться со своей проблемой самостоятельно, а потому любой внимательный родитель или педагог достаточно быстро заметит изменения в поведении ребенка или подростка и примет серьезные меры по борьбе с зависимостью .
Однако Е.В. Змановская и В.Г. Расников отмечают, что гораздо проще, в ситуации стресса или фрустрации у детей и подростков, предотвратить формирование зависимости, осуществляя профилактическую работу.
Таким образом, основными психологическими причинами зависимого поведения детей и подростков являются следующие :
1) стремление быть «как все» или же стремление выделиться среди сверстников;
2) подростковое любопытство;
3) сложные отношения в семье и семейный стиль воспитания;
4) непонимание со стороны сверстников и взрослых;
5) неподходящая компания, то есть в которой культивируется зависимое поведение;
6) повышенная учебная нагрузка;
7) неправильно организованный (или неорганизованный вовсе) досуг;
8) индивидуальные особенности.
Исходя из сказанного выше, важно понимать, что для того, чтобы у детей и подростков сформировалась склонность к деструктивной зависимости, существует целый ряд причин и обстоятельств, которые негативно воздействуют на процесс формирования его личности, социализацию и развитие личностной зрелости.
Это обуславливает существование глобальной проблемы подростковых зависимостей в современном мире, которая должна решаться на различных уровнях, в том числе законодательном, локальном и государственном.
1.3. Специфика интернет-зависимости у детей
Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Люди общаются в мессенджерах и соцсетях, узнают новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии – начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами .
Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в России признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков .
Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.
Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.
Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая .
Дети проводят время в сети по-разному. Мальчики больше любят стрелялки – такие как Doom или Counter-Strike, а девочки могут часами листать ленту инстаграма. Выделяют три вида зависимости от компьютера, хотя все они имеют одинаковый механизм :
1. Игровая зависимость – чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые постепенно вытесняют реальную жизнь. Реалистичная графика и насыщенный сюжет дают ребенку эмоции, а игровые чаты могут полностью удовлетворять потребность ребенка в общении. Также во многих играх есть рейтинги, ежедневные задания, системы поощрений, что дополнительно удерживает игроков.
2. Зависимость от соцсетей – навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства. В соцсетях подросткам легко преодолеть неуверенность и создать идеальный образ себя. Но чем больше разрыв с реальностью, тем сложнее принять свою внешность без фильтров и настоящую жизнь, которая кажется слишком скучной и серой.
3. Зависимость от сетевого серфинга – всевозможные сайты и ролики на ютубе могут быть полезны, если подросток смотрит их с какой-то целью. Совсем другое дело – бесцельное блуждание по сети. По сути, это прокрастинация, которая постепенно занимает все больше времени.
Далеко не всегда частое пребывание за компьютером означает зависимость. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства – утрата контроля над тягой к играм или соцсетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела постепенно теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь.
Некоторые родители считают компьютерную зависимость всего лишь плохой привычкой или пробелом в воспитании, но специалисты по психическому здоровью предлагают рассматривать ее как заболевание. В 2019 году игровые расстройства, включая зависимость от компьютерных игр, внесли в Международную классификацию болезней.
Выделяют следующие симптомы интернет-зависимости у подростков :
– потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби;
– синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть;
– неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером;
– раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей;
– стремление продолжать играть, несмотря на проблемы в учебе, испорченные отношения с родителями и друзьями;
– пренебрежение внешним видом и личной гигиеной – подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности.
Также существуют некоторые физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли. В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала (боль в запястье из-за работы мышкой) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.М., Суромина, В.Я., Хватцева, Е.Н. Интернет-зависимость как медико-социальная проблема современности: теория и методология исследования / А.М. Александрова, В.Я. Суромина, Е.Н. Хватцева // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 60–72.
2. Александрова, И.М., Фролова, Ю.А., Щербаков, М.А. Принципы классификации подростковых зависимостей в современной клинической психологии: теоретические аспекты исследования / И.М. Александрова, Ю.А. Фролова, М.А. Щербаков // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 60–72.
3. Баркова, Н.П., Ярославцева, И.В. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции: учебное пособие / Н.П. Баркова, И.В. Ярославцева. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2014. – 249 с.
4. Битенбаева, С.Р. Зависимое поведение школьников в организациях образования / С.Р. Битенбаева // Российская наука. – 2016 – URL: http://www.rusnauka.com/18_NPN_2016/Pedagogica/6_213497.doc.htm (дата обращения: 10.05.2023).
5. Братакова, Е.Н., Щурина, Г.А. Причины и последствия интернет-зависимости у детей в современном мире / Е.Н. Братакова, Г.А. Щурина // Современные проблемы психологии. – 2022. – № 7. – С. 62–76.
6. Гарганеев, С.В. Современный подросток с зависимым поведением: профилактика, вопросы превенции и психотерапии / С.В. Гарганеев // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – URL:: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-s-zavisimym-povedeniem-problematika-voprosy-preventsii-i-psihoterapii/viewer (дата обращения: 12.05.2023).
7. Губанова, А.П., Шурыгина, Е.Н., Смысловская, Е.А. Подростковые зависимости как предмет научного исследования / А.П. Губанова, Е.Н. Шурыгина, Е.А. Смысловская // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 3. – Кострома: Костромского государственного университета, 2022. – С. 99–113.
8. Гусева, Л.В. Компьютерная и интернет-зависимость / Л.В. Гусева. – Торжок: ОДС, 2021. – 266 с.
9. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Шакурова, А.Р. Специфика компьютерной зависимости подростков в педагогической практике // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей международной научной конференции. – Казань: Центр инновационных технологий. – С. 161–174.
10. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 218 с.
11. Кулешова, И.С. Профилактика зависимостей у подростков в современном мире: проблемы и перспективы / И.С. Кулешова // Вестник клинической психологии. – 2021. – № 8. – С. 66–78.
12. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005. – 124 с.
13. Москаленко, У.Д. Зависимость – семейная болезнь: монография / У.Д. Москаленко. – М.: ПЕРСЭ, 2009. – 129 с.
14. Насыров, Ю.Г. Аддикции в подростковом возрасте / Ю.Г. Насыров. – Хабаровск: Смена, 2019. – 238 с.
15. Огарева, С.М., Шумихина, А.С., Сумятина, Е.Е. Зависимое поведение и его виды как предмет социально-психологического исследования / С.М. Огарева, А.С. Шумихина, Е.Е. Сумятина // Известия Пермского государственного университета. – 2023. – № 1 (132). – С. 90–100.
16. Озерцковская, Ю.Н. Методические рекомендации по профилактике и коррекции зависимостей у подростков / Ю.Н. Озерцковская. – М.: Медицинское издательство, 2018. – 184 с.
17. Осьмина, А.П., Навадкина, Е.Н., Голованова, И.М. Принципы диагностики зависимостей личности: проблемы теории и методологии / А.П. Осьмина, Е.Н. Навадкина, И.М. Голованова // Сборник материалов международной. научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психопатологии: теория и практика». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 154–168.
18. Переделкина, А.П., Хваловская, И.М., Семигудова, Н.Г. Основные детерминанты формирования зависимого поведения личности: социальные, биологические и психологические факторы / А.П. Переделкина, И.М. Хваловская, Н.Г. Семигудова // Сборник статей Владимирского государственного университета. Вып. 4. Психология и социология. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2022. – С. 40–54.
19. Погорельцев, М.И. Профилактика аддиктивного поведения подростков: история и современное состояние проблемы / М.И. Погорельцев, В.В. Шкурко, Г.А. Санников // Вестн. Казанского гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. Сер. Психология и педагогика. – 2017. – С. 95–106.
20. Расников, В.Г. Принципы и методы коррекции подростковых зависимостей / В.Г. Расников. – Ярославль: Правда, 2020. – 198 с.
21. Ревенко, А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А.Ю. Ревенко // Вопросы психологии. – 2020. – № 10. – С. 40–53.
22. Сафронова, Е.Я., Молотилова, Г.В., Смерденко, И.С. Классификация зависимого поведения и научные подходы к его изучению: теория и практика / Е.Я. Сафронова, Г.В. Молотилова, И.С. Смерденко // Социально-психологические исследования в России и за рубежом. Сборник статей. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 56–70.
23. Середина, Н.В., Черныш, И.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 28–31.
24. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот // Cyberpsy. Научный портал. – 2019. – URL: https://cyberpsy.ru/tests/yurieva_bolbot_computer_addiction_test/ (дата обращения: 10.05.2023).
25. Судакова, Е.Н. Интернет-зависимость у детей / Е.Н. Судакова. – М.: Промо, 2023. – 188 с.
26. Титоренко, П.А., Заврагина, Н.В., Кутайсова, О.А. Химические и нехимические зависимости человека: проблема диагностики, профилактики и коррекции / П.А. Титоренко, Н.В. Заврагина, О.А. Кутайсова // Сборник статей Тюменского государственного университета «Психология». – Тюмень, 2020. – С. 18–30.
27. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л.Б. Филонов. – М.: Наука, 2011. – 400 с.
28. Христофорова, Е.Н. Профилактические мероприятия в области комплексной работы по устранению зависимостей у подростков / Е.Н. Христофорова, И.Т. Ольшанская, Н.К. Зуева // Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы психолого-педагогической работы с подростками в России и за рубежом». – Хабаровск: Хабаровский гос. ун-т, 2021. – С. 111–126.
29. Ченосова, Е.П. Психологический портал аддикта / Е. П. Ченосова // Молодой ученый. – 2019. – № 45 (283). – URL : https://moluch.ru/archive/283/63806/ (дата обращения: 10.05.2023).
30. Шилоносова, А.В., Родченкова, А.П., Миронова, Е.С. Зависимое поведение: факторы, причины и последствия / А.В. Шилоносова, А.П. Родченкова, Е.С. Миронова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 12. – С. 55–70.